Грааль где хранится. Чаша Грааля. Происхождение легенд. Значение Грааля. Поиски священной чаши

Поиски Святого Грааля продолжаются и сегодня. В его образе видят и языческий рог изобилия, и чашу для причастий с Тайной вечери, и таинственный камень, дарующий бессмертие. Найти его может только тот, кто избран для этого.

От Тайной Вечери...

Грааль – таинственный сосуд, дарующий все желаемые блага, вплоть до бессмертия, часто считают первым потиром, то есть чашей для причащения, которая служила Христу и апостолам во время первой литургии – Тайной вечери.

По некоторым версиям, он был сделан из агата, который выпал из короны Люцифера во время его низвержения. Когда Иисуса Христа распяли, один из иудейских старейшин, Иосиф Аримафейский – тайный последователь Христа, собрал в эту чашу Его кровь, капающую из раны, нанесенной копьем Лонгина.

Взбешенные евреи бросили Иосифа в тюрьму, заставив его умирать от голода. Но Грааль давал пропитание несчастному целых сорок два года, пока Иосифа не освободил император Веспасиан, излеченный от проказы плащаницей, на которой был запечатлен лик Христа.

...до Мансальвата

Так начинается длинное странствие Грааля. Христос в видении назначил Иосифа из Аримафеи хранителем чаши, наполненной божественной кровью, после чего тот отправился с ней в Британию. Перед смертью, по одной из версий, он доверил сокровище своему племяннику, по другой, Грааль хранился на небесах до той поры, пока не родились на земле герои, способные охранять его. Прародителем этого племени стал азиатский правитель Перилл, который прибыл в Галлию, где его потомки породнились с семьей бретонского князя. Один из его потомков – благородный Титурель, с юных лет отличавшийся чистотой помыслов, был избран новым хранителем Грааля. Он и его рыцари, известные как «рыцари Святого Грааля» воздвигли для небесной чаши не менее легендарный замок Монсальват, где она, по некоторым версиям, находится до сих пор.

Согласно многочисленным преданиям, Грааль снабжал всех, кто ему поклонялся, кушаньями и напитками, которые они предпочли бы более других. Он даровал исцеление и поддерживал в людях вечную молодость. Но самое главное, что те, кому удалось лицезреть Грааль, всегда ощущали некую радость, близость и предвкушение Рая. Грааль считался самой ценной реликвией, которую только мог получить человек при жизни.

Рождение легенды


Сегодня сложно проследить историю предания о Святом Граале, как и любой другой легенды, получившей статус «народной». Но кое-какие зацепки все же есть.
Поиски стоит начать в средневековой Европе, где в IX веке начинается настоящая охота за христианскими реликвиями. Это связано с требованием римской церкви об обязательном присутствии в храме останков или вещей святого. Так реликвии стали выгодным товаром, который начал массово поступать в Европу с Востока.

Естественно, наиболее ценными считались те, что были связаны со Страстями Христовыми. Части креста, на котором Он был распят, гвозди, которыми тело Христа было прибито к кресту, терновый венец, копье Лонгина, Туринская плащаница и другие святыни, были весьма желанными объектами, как для служителей церкви, так и для крупных феодалов и монархов.

Но среди всех реликвий Страстей, которые выставлялись в многочисленных храмах, отсутствовала чаша, из которой Иисус впервые причастил всех своих учеников на Тайной вечере. Учитывая значимость причащения вином в католических церквях, которое считалось привилегией и долгое время было доступно лишь духовенству, отсутствие столь важного предмета не могло остаться незамеченным. Начали ходить слухи о его необычайных свойствах и возможных местонахождениях. В один прекрасный день Англия, в противовес Франции, где французские короли собрали многие святыни христианства, выдвинула легенду о Граале, который якобы находился на просторах Британии.

Поводом для этого послужили две рукописи. Первая – хроника Уильяма Мальмсберийского, которая повествует, что в 63 году в Британию прибыли ученики апостола Филиппа под предводительством Иосифа из Аримафеи, чтобы проповедовать христианство. Они построили первый храм там, где впоследствии было основано Гластонберийское аббатство, и где в XII веке было якобы найдено тело короля Артура и королевы Гвиневры. Там же до сих пор существует источник, названный «колодцем чаши».

Второй манускрипт XII века – Grand Saint Graal передает уже рассказанную здесь легенду о перевозе Грааля в Британию и хранителях чаши. Впоследствии, эту историю повторили романы Робера де Борона и Кретьена де Труа, в которых легенда связывается с преданиями о короле Артуре. История становится настоящим «средневековым бестселлером», похожие романы создаются во многих странах Европы и обрастают все новыми подробностями.

Прототипы Грааля

Были и другие причины, почему представление о Граале, как о чаше изобилия, дарующей всякие блага, появились именно в Британии. У христианского Грааля были языческие прототипы, связанные с представлениями о роге изобилия. В ирландской мифологии – это котел Дагды, в котором никогда не иссякала еда. В бриттской – чаша, которую привез в Британию Мерлин на хрустальном корабле. Она открывала будущее, сокровища человеческих знаний и тайны мира. В валлийской мифологии – это сосуд богини Серидвен – источник мудрости, упоминающийся в «Истории Талиесина». Там же встречается и другой возможный прототип Грааля – некая чаша, полученная Браном Благословенным от черного великана, ведьмы и карлика из Озера Чаши, способная исцелять любые смертельные болезни, останавливать кровь и воскрешать мертвых. Впоследствии, во время одной из битв Бран бросил в нее голову врага и чаша потеряла свои чудесные свойства. Очевидно, что все это были разные версии одного мифа.

О чаше, блюде и камне

Пока Грааль упоминался только как чаша для причастий, но на самом деле, это было лишь одно из его многочисленных обличий. По другим версиям, Грааль – это серебряное блюдо, иногда с окровавленной головой из валлийских легенд, что удачно связалось с образом Иоанна Крестителя; в «Парцифале» Эшенбаха – это камень, обладающий чудотворными свойствами. Согласно еще одной гипотезе: Грааль, вместилище крови Христовой – это Дева Мария. В общем, какого-то единого представления о нем не было.

«Грааль»

Не вносило ясности и название чаши. Происхождения «Грааля» неизвестно до сих пор. Кто-то предполагает, что имя, как и сама легенда – кельтское, от ирландского cryol – «корзина изобилия». Кто-то считает, что в основе «Грааля» - старофранцузское «Sangreal» - «истинная кровь», а кто-то видит в нем греческое «κρατης» или gratalem – большой сосуд для смешения вина с водой.
Кандидаты в святые чаши
Поиски Грааль продолжаются и по сей день. В последний раз реликвию, претендовавшую на право называться Граалем, нашли в марте 2014 года в базилике города Леон. По словам историков, открывших ее, после распятия Святой Грааль отправился не на Запад, а в Палестину, откуда попал в Египет и затем в арабскую Испанию. После реконкисты, когда испанские земли были освобождены от арабов, чаша оказалась в Леоне и стала именоваться чашей Урраки, от имени королевы Кастильской.

Сегодня несколько городов утверждают, что обладают настоящим Граалем. Один из наиболее известных – Антиохийский потир, серебряный сосуд, обнаруженный антикварами в 1910 году в Антиохии (Антакья). Он представляет собой овоидный кубок на круглой ножке, который покрывают рельефные изображения Иисуса Христа и апостолов, изготовленные, по мнению сторонников подлинности потира, сильно позже его непосредственного создания. Но результаты поздних исследований датируют чашу не позднее VI века. Другой «подлинный» Грааль, якобы признанный самим Ватиканом, находиться в Соборе Святой Марии в Валенсии.

Рыцари Круглого стола видели свое предназначение в поисках и охране Святого Грааля. Близкое созерцание чаши дарует бессмертие, а выпитая из нее жидкость искупает грехи… Существовал ли Священный Грааль? Или это выдумки? Чаша это? Или камень? Или некая реликвия?

Святой Грааль. Предположения о возникновении

По средневековым кельтским легендам, этот магический предмет является чашей, из которой испил Иисус Христос на Тайной вечере. Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Спасителя в эту святыню и привез в Британию. Существует еще одна трактовка понятия - «живой камень». По приданию, он был принесен ангелами на землю и обладал волшебной силой. «Святой Грааль» еще обозначает родившегося у Марии Магдалины от Иисуса Христа младенца. Словосочетание нередко используется при описании чудесного света, священного огня, благословенного и даже Также встречается в роли обозначения заветного желания и цели.

Церковное таинство или кельтский миф

Практически каждый народ имеет свой ответ на вопрос о том, Грааль - что это. В египетских письменах был найден иероглиф, который обозначает сердце. Знак имел форму магического сосуда. Кельты считали Грааль полной чашей вина, меда или пива, которую подносила королю юная девушка. Это был символ верховной власти племени. Приверженцы христианской веры считали, что чаша Грааля - сердце Христа. По легенде, она была создана из изумруда, который упал со лба Люцифера. С помощью кровь Христа искупила грех павшего ангела. Предание также повествует о том, что чаша была передана Адаму, но после грехопадения осталась в раю. Тот, кто найдет ее там, искупит грехи человечества. Конечно, обнаружить чашу Грааля может только самый достойный искатель.

Божественное звучание

Формула Первоначального Звука - «Грааль». Что это? Бог произнес данный звук, когда создавал материальную вселенную. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Данный звук обладает силой, которая преобразовывает материю с помощью внесения изменений в основную матрицу бытия. Мудрые мужи из Шамбалы - Бодхисатвы - принесли в мир людей Грааль.

Легенда говорит о том, что во время Тайной вечери Иисус нацарапал на дне деревянного блюда формулу Первичного Звука. После ужина он передал чашу Марии Магдалине, сказав следующее: «Сие есть Магдала Церкви Моей…». Тем самым он посвятил деву в некую тайну, ценность которой понимала только она.

Через тысячу лет после прихода Спасителя Бодхисатва Агапит принес в мир Священный Грааль еще раз. Он был дан в виде формулы из 12 знаков. В период XI-XII веков предмет нашли. Люди, которые его хранили, организовали орден Тамплиеров.

Орден рыцарей

В IV веке до нашей эры чаша Грааля стала символом духа приключений, волшебства окружающего мира, сплетения мифов и мистики учения о Христе. Древний Египет в этот период стал местом создания Ордена рыцарей Грааля. Его возникновение связано с нападением Люцифера на замок Монсегюр, которым владел первый король Грааля Титурель. Для защиты рыцари объединились в Орден и дали обет всегда быть на страже магического предмета. Через некоторое время данное общество разместилось в Палестине. Царь Соломон, правивший там, носил Грааль в виде камня в перстне. Позже магический предмет перевоплотился в чашу, хранителями которой были и рыцари Круглого стола

Когда мир стал слишком греховным, Орден рыцарей Грааля решили перенести чашу в святое место. Они отправились на Восток, где оказались в стране Шамбала. Это таинственное место с вечной весной и бьющимися источниками молодости. Здесь, на горе Монсальват, рыцари строят замок, который становится пристанищем Грааля. Вокруг горы, по преданию, лежит Звездный океан и течет река Времен. Попасть в замок могут только избранные, которых призвал магический предмет.

Поиски чаши

Кто только не искал Священный Грааль. Многие рыцари исколесили мир в его поисках. В каждой эпохе находились свои искатели. Даже Гитлер был одержим поисками чаши, отправляя экспедиции во все уголки мира. Зачем нужен этот предмет? По легендам, тот, кто найдет чашу, получит власть над миром и обретает вечную жизнь.

В начале XIV века во время бунта во Франции поисками стал заниматься король страны Филипп IV по прозвищу Красивый. Желанный предмет был скрыт в Тампле - парижской резиденции ордена тамплиеров. Проходя по подземным коридорам замка, король увидел сокровищницу, которая, казалось, стоила дороже всего его имущества в несколько раз. Когда восстание улеглось и Филипп IV покинул крепость, его не оставляли в покое мысли о несметном богатстве. Понимая, что оно не могло возникнуть путем накопления или подношения, король решил, что рыцарям помогает нечто, наделенное огромной силой. С этих пор предметом его желаний стал Святой Грааль. Где находится он, король знал, но как его заполучить? В октябре 1307 года Филипп IV отправил по всем городам Франции тайный приказ, который призывал арестовать тамплиеров с конфискацией имущества. Чуть позже Папа Климент V обвинил орден в греховности и запретил дальнейшее его существование. Приказ короля был выполнен без какого-либо сопротивления со стороны тамплиеров, но сокровище так и не нашли. Магический предмет исчез без следа.

Россия тоже не осталась безучастной к поискам Грааля. Агван Лобсан Дорджиев - представитель Далай-Ламы XIII - до Октябрьской революции возвел в Санкт-Петербурге буддийский дацан. Строительство было ориентировано на райскую землю - Шамбалу.

Грааль - что это? Литературные источники

Информация о магическом предмете черпается из разных произведений. Такие авторы, как Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах, Робер де Борон внесли большой вклад в формирование легенды о Граале. Первый писатель в конце XII века в своих работах поведал о волшебном месте и о «Горе спасения», на которой стоит замок Монсальват. В нем была спрятана от нечестивых людей чаша Грааля. Роман «Парцифаль» повествует о местоположении чаши на границе Испании (территория Галлии). Легенда о «Короле-рыбаке» рассказывает о таинственной болезни монарха хранителя чаши. Ни один лекарь не мог помочь королю, пока Парцифаль не спросил его о местонахождении Грааля и не дал напиться из реликвии. В книге «Святой Грааль» А.Э. Уэйт рассказывает о связи святого символа с идеей искупления грехов и добровольной жертвы. Святыня часто упоминалась в христианской литературе. Евангелие от Никодима повествует о том, как чаша Святого Грааля участвовала в Тайной вечере.

Сложно сказать, можно ли полностью доверять древним источникам литературы, так как раньше влияние церкви было огромным, и на письменность в том числе. Некоторые произведения подвергались жесткой цензуре или просто были утрачены. Но считается, что знающие настоящую историю небольшими порциями выдавали ее, осталось только собрать информацию воедино.

Копье Лонгиния

Помимо Грааля в мире существует еще один магический предмет, наделенный чудодейственными силами, - Копье Судьбы. Им было проткнуто тело распятого Христа. Копье считается символом осуществления пророчества. Оно служит доказательством физической смерти Спасителя и дарит веру в его Воскресение.

Предания наделяют Копье Лонгиния магической силой. Оно дарует избранному способность излечивать раны, восстанавливать здоровье. Хранитель Копья может править всем миром и оставаться непобедимым. Сила исчезает, если избранный нарушает установленные правила поведения или расстается с магическим предметом.

Владельцы Копья

Впервые описание святыни встречается в летописях Константинополя. Здесь держа в руках Копье, решил основать столицу христианства. После осаждения Рима магический предмет перешел во владение к захватчику - готу Алариху. Далее Копье оказывалось в руках короля Теодориха, императора Юстиниана. Им владеют самые могущественные воины, которым святыня дарует либо процветание и силу, либо хаос и разрушения.

Династия Каролингов дольше всех продержала Копье у себя. После них власть над предметом захватили саксонские императоры - Барбаросса, Фридрих II. Через некоторый промежуток времени могущественный дом Габсбургов надолго овладел святыней. После Наполеон пытался найти Копье, но его успели вывезти из Вены. В музее указанного города магический предмет хранился до 1938 года. В это время он очень заинтересовал Адольфа Гитлера, и после присоединения страны к Германии Копье перешло на хранение в Нюрнберг. После проигрыша в Великой Отечественной войне фюрер пытался спрятать реликвию, отправив ее в Антарктиду, но не успел. В 1946 году святыня была возвращена в Вену, где находится до сих пор.

Церковное предание

Сотник Лонгин, проткнувший тело Спасителя, уверовал во Христа и отправился с проповедями в языческие страны - на Кавказ и в Закавказье. Считается, что в землях древней Армении он оставил свое Копье. По другой версии, наконечник святыни был принесен Не раз народы Кавказа обращались за помощью к реликвии. Например, при правлении императора Александра I пронесенная крестным ходом по территории Грузии святыня избавила людей от эпидемии холеры.

Копье хранится в ризнице Эчмиадзинского монастыря. Настоящее ли оно? Или это копия? Сложно сказать. Ученые изучали реликвии, находящиеся как в Армении, так и в Вене, но к единому мнению о подлинности не пришли.

Реликвия в произведениях современности

Грааль - что это? Где его искать? Такие вопросы не раз задавали герои литературных трудов, художественных фильмов и даже компьютерных игр. Одни из самых известных фильмов, где фигурировала святыня, - это «Индиана Джонс и последний крестовый поход», «Монти Пайтон и Священный Грааль», «Король-рыбак», «Код да Винчи». Авторы по-своему видели загадку магического предмета. Например, в ленте «Код да Винчи» Грааль - это потомок Иисуса Христа и Марии Магдалины. Одним из востребованных писателей, который пытался найти разгадку реликвии, стал Дэн Браун.

Так в чем же суть Грааля?

Образ святыни испокон веков поддерживает веру многих людей в существование реликвии. Священный Грааль - что это такое? На этот вопрос до сих пор нет точного ответа. Но чаще всего встречается вариант чаши, из которой вкушали кровь Христову на Тайной вечере. Есть еще одна версия гласит, что реликвия - это камень, который попал к людям волшебным способом. Но в одном представления о святыне схожи - послание Грааля заключено в его способности даровать Спасение. В связи с этим возможен еще один вариант разгадки - это некое состояние души человека, при котором возможно воссоединение с Богом.

Святой Грааль можно назвать одной из известнейших реликвий. Найти ее и владеть ею стремились многие правители. О Святом Граале написано немало преданий и проведено большое количество исследований, при этом он продолжает оставаться загадочным и таинственным артефактом.

Священный Грааль - что это такое?

О Священном Граале упоминается в литературных и исторических источниках разных веков и народов. По этой причине нет единого мнения относительно того, что считать Святым Граалем, каково его происхождения и где его можно найти. Впервые Святой Грааль упоминается в христианской мифологии. Согласно древним легендам Святой Грааль – это изумруд из короны . Во время восстания на небе, когда войско Сатаны сражалось с войском Михаила, из короны Люцифера выпал драгоценный камень и упал на землю.

Позже из этого камня была сделана чаша, в которой Христос подавал вино ученикам на своей последней вечере. После смерти Иисуса Иосиф Аримафейский собрал в эту чашу капли крови Христа и уехал с ней в Британию. Дальнейшие сведения о чаше Грааля являются путанными: чаша путешествовала по разным странам, но всегда была скрыта от посторонних глаз. Это привело к вере в то, что чаша Грааля приносит удачу и счастье своему владельцу. За чашей стали охотиться не только простые искатели приключений, но и могучие правители.

Что такое Святой Грааль в православии?

Святой Грааль в Библии не упоминается ни разу. Все сведения об этой чаше исходят из апокрифов, которые не признаются духовенством истинными. Исходя из этих сказаний Священная чаша Грааля – это чаша, сделанная из драгоценного камня Люцифера и использованная Христом на последней его вечере. Позже Иосиф Аримафейский, который снимал Иисуса с креста, собрал в нее капли крови своего учителя. Сказание о чаше Грааля было интерпретировано в западной художественной литературе, где Грааль стал символом женского начала, Божественного прощения и единения с высшими духовными силами.

Как выглядит Святой Грааль?

Чаша Грааля не описана ни в одном литературном источнике. В книгах можно найти историю ее происхождения и мест пребывания, но конкретного описания найти невозможно. Согласно древним сказаниям и апокрифам чаша была сделана из драгоценного камня, выпавшего из короны Люцифера. Этим камнем предположительно был изумруд или бирюза. Исходя из иудейских традиций, исследователи предполагают, что чаша была немаленького размера и имела основание в форме ножки и подставки. Узнать чашу можно не по внешнему виду, а по ее магическим свойствам: способности исцелять и дарить благословения.


Святой Грааль - миф или реальность?

Исследователи разных веков пытались понять, существует ли Святой Грааль. Немалое количество искателей приключений старались напасть на след этой необыкновенной чаши. Поиски не дали желаемых результатов, и чаша так и осталась загадкой. Почерпнуть информацию о ней можно лишь из апокрифов, сказаний, художественных источников. В научной литературе об этом артефакте сведений нет, что позволяет причислить чашу Грааля к мифическим предметам.

Где находится Святой Грааль?

Относительно места хранения чаши Грааля существуют такие версии:

  1. Согласно еврейским легендам, чаша Святого Грааля была перевезена Иосифом Аримафейским в Британию. По одним сведениям, Иосиф скрывался там от преследований, по другим – поехал решать там свои дела и прихватил чашу с собой. В английском городке Гластонбери Иосиф получил знак от Бога и построил там церковь, в которой и хранилась чаша. Позже небольшая церковь стала аббатством. В подземельях Гластонберийского аббатства чаша хранилась до 16 века, момента разрушения храма.
  2. Согласно другим легендам, чаша Грааля оказалась в испанском замке Сальват, который был построен небесными ангелами за одну ночь.
  3. Еще одна версия касается итальянского городка Турин. Путешественникам, изучающим этот город, обязательно сообщают, что мифическая чаша находится в этом местечке.
  4. В версии, связанной с Гитлером, говорится, что по приказу фюрера чаша была найдена и переправлена для хранения в пещеру Антарктиды.

Святой Грааль и Третий рейх

Чтобы понять, зачем нужна была чаша Грааля Гитлеру, надо знать, какие она имела свойства. Согласно некоторым легендам, данный артефакт обещал своему владельцу власть и бессмертие. Так как в планы Гитлера входило покорить весь мир, он решил во что бы то ни стало найти отыскать мифическую чашу. Кроме этого некоторые легенды гласили, что вместе с чашей спрятаны и другие редкостные сокровища.

Гитлер создал специальную группу по поиску сокровищ, которую возглавлял Отто Скорцени. Дальнейшие сведения не являются точными. Группа нашла сокровища во французском замке Монсегюр, но была ли среди них чаша Грааля – остается загадкой. В последние дни войны люди, живущие неподалеку от этого замка, видели, что солдаты СС что-то прятали в туннелях данного сооружения. Согласно некоторым предположениям, это была возвращена на место мифическая чаша.

Легенда о Святом Граале

Кроме апокрифов мифическая реликвия упоминается в средневековой литературе. Святой Грааль и тамплиеры описываются в произведениях нескольких французских авторов, где к разным легендам присоединяются фантазии авторов. В этих произведениях говорится, что тамплиеры свято хранили все, что касается Иисуса, включая чашу. Многих людей притягивала сила Святого Грааля, и они пытались заполучить данную чашу. Это не удавалось, ведь чаша сама выбирала, кому ей принадлежать. Для того чтобы стать владельцем этого предмета, человек должен был оказаться нравственно чистым.


Готический собор Святой Марии (Catedral de Santa María de Valencia) – это главный храм Валенсии (Valencia). Важнейшим сокровищем собора является полупрозрачная чаша, называемая Святым Граалем, преподнесенная в дар собору королем Арагона Альфонсо V Великодушным в 1437 году. До 1916 года чаша хранилась в зале с реликвиями, но затем была перенесена в капитульный зал с капеллой Санто-Калис (Santo Cáliz), где хранится до сих пор.

Немного об истории собора, прежде, чем перейдем к "сладкому".))
Кафедральный собор Валенсии находится в самом центре Старого города Валенсии, по адресу Plaza de la Reina (Plaça de la Reina).
Северный фасад собора выходит на площадь Plaza de la Virgen (другие названия площади: Plaça de la Marede Déu или Plaça de la Seu).
Кафедральный собор в Валенсии был построен в 1238 году на месте бывшего римского храма Дианы – богини плодородия, флоры и фауны. Его еще называют La Seu (Ла Сео), то есть «архиепископская епархия».
Готическая архитектура сооружения сочетается с элементами ренессанса и классицизма, а также с мавританской башней- колокольней Микалет, позже переименованной в христианских традициях в честь архангела Михаила.
На 68-метровую башню ведет винтовая лестница со смотровой площадкой.

Западный фасад собора с Апостольскими вратами (Puerta de los Apóstoles) выходит на площадь Святой Девы. Такое название ворота получили из-за скульптур двенадцати апостолов, расположенных у входа. Фасад создавался в период 1303-54 гг. Автором арочной конструкции был архитектор Николас де-Аутона.

На площади plaza de la Reina можно увидеть металлический макет Валенсийского собора.

Здесь же врата «Лос Йеррос» (Puerta de los Hierros) – “Железные ворота” (1703-13 гг.) – главный вход в церковь. Эти врата были созданы архитектором Конрадом Рудольфом в стиле итальянского барокко.

Внутренний интерьер собора...

Капелла Санто-Калис (Santo Cáliz), где хранится Святой Грааль...

А вот и та самая заветная чаша...

"Но вот очутилась в зале Священная чаша Грааль под белым парчовым покровом, однако никому не дано было видеть её и ту, что её внесла..." (Томас Мэлори)

Начитавшись романов Дэна Брауна и его коллег, тема таинственного сосуда с кровью Иисуса занимает и мой бестолковый ум.))

Надо сказать, что впервые тема Грааля появляется в 1190 г. в литературном произведении французского поэта Кретьена де Труа «История Грааля», повествующем о юном Персивале, приближенном короля Артура, который попадает в замок загадочного короля-рыбака. Во время трапезы в зал входит красивый юноша с копьем, с которого капает кровь, а за ним - прекрасная молодая женщина с Граалем в руках. Чаша была из чистого золота и украшена множеством драгоценных камней; от нее исходило удивительное сияние. Во время обеда ее пустили по кругу. В рассказе говорится, что, поскольку заинтригованный Персиваль ничего не спросил ни о Граале, ни об окровавленном копье, зловещее предсказание осталось в силе: король-рыбак не сможет излечиться от ран на бедре, сделавших его калекой; его страна будет уничтожена, погибнут сотни рыцарей, и многие вдовы и сироты наденут траур.

Известной же во всей средневековой Европе легенду о Святом Граале сделал Робер де Борон (французский поэт 12-13 века). Он одухотворил обычную чашу, упоминавшуюся во французском романе, и превратил её в кубок Тайной вечери, тот самый кубок, в который, по преданию, собирал кровь Христа после распятия Иосиф Аримафейский. Де Борон также был первым, кто упомянул о перевозе Грааля в Британию, где он был спрятан. С тех пор на острове существовала династия хранителей Грааля, одним из которых впоследствии стал Персеваль.

В книге "Код Да Винчи" Дэна Брауна идет разговор о фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Согласно библейскому сюжету, именно на Тайной вечере, накануне предательства Иуды и ареста Иисуса, Спаситель пил из чаши вино. Но на фреске Леонардо чаша на столе отсутствует, зато справа от Иисуса сидит один из апостолов, имеющий скорее женские черты, нежели мужские. В романе автор предполагает, что это – не Иоанн, как считалось ранее, а… Мария Магдалина. Дэн Браун предполагает, что Иисус и Мария Магдалина были женаты, более того, у них родилась дочь Сара, которая впоследствии положила начало династии Меровингов. После этого понятие «Святой Грааль» стали употреблять в значении «святая кровь» и заговорили о потомках Бога, которые, возможно, не без помощи ордена тамплиеров, и по сей день живут на земле.
Дэн Браун эту версию придумал не сам, он руководствовался в своей работе книгой Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна «Святая кровь и Святой Грааль».По мнению авторов, именно приоры до сих пор хранят тайну местонахождения Святого Грааля, скрывают правду об истинной жизни Иисуса Христа, Марии Магдалины и их потомков.

О чаше в соборе Валенсии.
Раньше чашу в соборе использовали в религиозных церемониях, но в 1744 году ее случайно уронили на пол, и она раскололась, после чего решено было ее отреставрировать и в дальнейшем хранить просто как культовый предмет (теперь чаша используется только в особо торжественных случаях). Два Папы Римских (Иоанн Павел II и Бенедикт XVI) во время посещения Валенсии использовали чашу во время проведения массовой службы.

Если верить библейскому преданию, Грааль - это чаша, которой пользовался Христос на Тайной Вечере. Позже Иосиф Аримафейский, дядя Христа, сумел заполучить эту чашу у Понтия Пилата, в которую собрал кровь из ран распятого на кресте Христа, и переправил её в Британию, где Грааль стал талисманом первых христиан. Захороненная или потерянная где-то близ Гластонбери - первого центра христианства в Британии, - чаша стала объектом поисков, которые продолжались много веков. Рыцарям короля Артура каким-то образом удалось разыскать Грааль - к тому времени чаша считалась не только христианской святыней, но и неким волшебным сосудом, содержимое которого дарит обладателю вечную молодость и неземную мудрость.

Этой чаше более 2000 лет. Католическая церковь признала её подлинной святыней. Ватикан признал её «свидетельницей шагов Христа по земле».

Чаша представляет собой халцедоновый (или агатовый) кубок темно-красного оттенка высотой 7 см и 9,5 см в диаметре, стоящий на подставке с двумя ручками, которые, однако, появилась позже. Данная разновидность минерала, из которого изготовлена чаша, называется карнеолом или сердоликом и датируется I в. н.э. (по другим данным, она была изготовлена в 100-50 году до н.э.). Археолог Антонио Бельтран отнёс чашу к началу новой эры (1 век) и определил, что она была создана в мастерской Египта, Сирии или самой Палестины, что доказывает возможность нахождения чаши на Тайной Вечере.
Чаша отделана золотом, ценным жемчугом и изумрудами. Основание и две ручки чаши были добавлены в Средневековье, так что лишь сама чаша может считаться настоящей реликвией.
Нет одной истории появления чаши в Валенсии.
Одна история рассказывается следующее...
В 258 году в Риме правил император Валериан, который устраивал жестокие гонения на христиан. И как-то в его руки попался архидиакон Лаврентий, который якобы хранил у себя несметные сокровища Римской христианской церкви. На все приказы императора отдать сокровища, чтобы пополнить истощенную казну (к тому же необходимо было уничтожить особенно почитаемые у христиан реликвии и тем самым навсегда избавить страну от ненавистной Валериану религии), Лаврентий отвечал отказом, за что в скором времени и принял мученическую смерть. Но несгибаемый служитель церкви перед собственной гибелью успел переправить сокровища, среди которых упоминалась и чаша Христа, в свой родной город Оска, в Испанию, к своим родителям. От них реликвия перекочевала в церковь Святого Иоанна в Пиренеях, а затем попала в кафедральный собор в Валенсии.

Другая история такова.
После смерти Девы Марии ученики Христа распределили между собой ее имущество, и чаша, из которой Христос вкушал на Тайной вечере, была увезена святым Петром в Рим. Из-за преследований, которым подвергались христиане, папа Сикст II в III веке поручил ценную реликвию св. Лаврентию, который хранил ее в своем родном городе Уэска. Там чаша находилась вплоть до 712 года, после чего спасавшиеся от мусульман христиане спрятали ее в Пиренеях, а затем в монастыре Сан-Хуан-де-ла-Пенья близ города Хака. В 1399 году монахи подарили Грааль королю Арагона Мартину I, и чаша попала в Сарагосу, во дворец Альхаферия. В 1424 году Альфонсо V Великодушный перевез реликвию в Валенсию в знак благодарности за помощь, оказанную королевством Валенсия в его средиземноморских битвах.

Кое-какие детали историй, конечно, сходятся.
Но самое интересное заключается в том, что чаш Грааля объявляли в нескольких разных местах по всему миру. Так что до сих пор нет определенности, какая из них настоящая.

В 2014 году вышла книга Маргариты Торрес и Хосе Ортеги-дель-Рио «Короли Грааля», где авторы прослеживают историю потира доньи Урраки до древнего Иерусалима и доказывают, что он вполне может быть чашей Тайной вечери. Исследование стало очередной сенсацией. Так называемый потир доньи Урраки, ониксовая чаша для богослужений в золотой оправе, украшенной драгоценными камнями, - гордость базилики Сан-Исидоро. Жившая в XI веке донья Уррака, старшая дочь Фердинанда I, короля Кастилии и Леона, была благочестивой особой и щедро одаривала церкви. Этот сосуд она преподнесла базилике Сан-Исидоро, в которой впоследствии принцессу и похоронили.

Многие путеводители по Турину утверждают, что чаша Грааля находится именно в этом городе. Перед храмом Великой Богоматери расположены 2 статуи - Веры и Религии. Статуя Веры держит в левой руке чашу, в которой местные жители видят изображение чаши Грааля. В путеводителях сказано, что взгляд статуи указывает то направление, в котором следует её искать.

Еще один город – «убежище» Грааля – итальянская Генуя. Чаша, хранящаяся там в соборе Святого Лоренцо, сделана из стекла изумрудного цвета и имеет необычную шестигранную форму. Происхождение этого раритета неизвестно, в документах указано только то, что его забрали в качестве трофея из мечети в Кейсарии в Палестине во время первого крестового похода.
По свидетельству Гийома Тирского, это трофей крестоносцев, найденный в одной мечети в древнем палестинском городе Кесарее в 1101 г. Отождествление с Граалем основано на «Золотой легенде» Якопо Ворагинского - собрании христианских преданий XIII века, где сказано, что Иисус с учениками на Тайной вечере пил из изумрудной чаши. Когда Наполеон захватил Геную, он перевез святыню в Париж. Затем чашу вернули обратно, однако в пути она треснула. Так с трещиной ее сейчас и лицезрят.

Другие следы чаши ведут в базилику Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме.
Многие фрески в этом храме, на которых есть изображение Грааля, указывают на то, что чаша спрятана в катакомбах, расположенных под базиликой. Кстати, сам храм построен на месте погребения святого Лаврентия, что тоже наводит на мысль о закономерности хранения там реликвии. В 1938 году монахом-капуцином Джузеппе Да Бра была произведена подробная опись помещений катакомб. В ней упоминается 20-метровая комната со стоящими в ней скелетами. Один из скелетов держит в руках сосуд, по всем признакам похожий на Святой Грааль.

Чаша из Метрополитен-музея в Нью-Йорке представляет собой два серебряных сосуда, вставленных один в другой. Наружный, позолоченный, украшен замечательными рисунками, изображающими Сына Божьего и некоторых его соратников-апостолов.
Чаша была отреставрирована во Франции и в 1933 году выставлена на Всемирной выставке в Чикаго как чаша Тайной Вечери.

Ученые, проведя анализы и исследования, пришли к выводу, что внешняя чаша сделана несколько позднее, чем внутренняя, которая выглядит гораздо скромнее, но вызывает больше споров. Ученые установили, что время ее изготовления – I век н. э., и она вполне может оказаться знаменитым Граалем. Чаша была найдена при раскопках в городе Антакья (Антиохия) на юге Турции.

"...у него тоже было тайное желание, которое он хотел загадать Святому Граалю..."

Говорят, что все, что загадаешь около Грааля, все сбывается. Ну, дай бог!


История о Святом Граале - это столь запутанный клубок европейских легенд, восточных преданий, литературных повествований и домыслов, уходящих корнями отнюдь не к библейскому первоисточнику, как можно было бы предполагать, а чуть ли не к языческим фольклорным мотивам кельтов, что впору воскликнуть: «А был ли мальчик?» А точнее, неуловимая христианская реликвия в виде чаши, из которой причащались на Тайной вечере ученики Иисуса Христа, в которую позже была собрана кровь Спасителя, распятого на кресте.

«Грааль» - это старофранцузское слово, которым обозначали большое блюдо, поднос. Такое назначение Грааля описывает старейший из сохранившихся документов об этой реликвии - роман провансальского поэта-трубадура Кретьена де Труа «Персефаль, или Повесть о Граале», относящийся к 1182 году. В этом романе Грааль представлен в виде большого блюда, выложенного драгоценными камнями, которое носит дева по залам замка. Однако в других произведениях об этом артефакте - поэмах и романах - Грааль предстает в виде чаши, кубка и даже камня. Однако ни одно из этих произведений не пользуется славой авторитетного источника информации.

В основу легенды о Граале лег христианский апокриф о путешествии в Англию Иосифа Аримафейского. Земляк Кретьена де Труа, также провансальский поэт Роберт де Борн, ссылается на старинный исторический источник - рукопись, в которой речь идет о том, что Иисус дал Иосифу Аримафейскому чашу Тайной вечери, после чего Иосиф и его сестра покинули Палестину и отправились в Западную Европу проповедовать христианство.

Чашу и копье, которым было пронзено тело Иисуса, Иосиф привез в Британию, причем некоторые легенды указывают даже конкретное место, куда были доставлены эти реликвии, - монастырь Гластонбери. В этом аббатстве стояла старая церковь, однако она сгорела еще в 1184 году, и на ее месте была построена более поздняя церковь. Предание гласит, что Грааль спрятан в подземельях аббатства.

Саму чашу чаще всего представляют как бокал, вырезанный из оливкового дерева высотой 12 и диаметром 6 сантиметров.

Одна из легенд повествует, что сын святого Иосифа сошел с небес и принял участие в таинстве евхаристии, совершавшейся в замке Грааль. Другое сказание повествует, что кельтский волшебник Мерлин, покровительствовавший королю Артуру, посылал искать Грааль рыцарей Круглого стола, но эти поиски успеха не принесли.

Около дюжины посвященных Граалю сочинений составлены между 1180 и 1225 годами на французском языке или являются переводами с французских текстов. И каждое из них предлагает свою версию истории об этой таинственной вещи. Речь в них идет о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Эти герои - Персеваль, Гавейн, Ланселот, Боре, Галахад - рыцари короля Артура, которые совершают мистические путешествия в поисках святыни. Стремление ее найти продиктовано волшебными свойствами Грааля: человек, испивший из этой чаши, получает прощение грехов и вечную жизнь, а по некоторым сведениям - и бессмертие, а кроме того - вполне материальные блага - еду и питье.

Единственным человеком, которому удалось обрести Грааль, был рыцарь Галахад. Он с детства воспитывался монахами в целомудрии и праведной жизни, а прикоснувшись к святыне, вознесся на небо как святой. Другой рыцарь, Персифаль, лишь приблизился к находке: он лицезрел Грааль, когда посещал своего родственника, Короля-Рыбака, и был свидетелем его исцеления, когда король на глазах рыцаря испил из этой чаши святой воды.

Немецкий поэт-миннезингер Вольфрам фон Эшенбах, автор «Парсифаля», в своей поэме, написанной в конце XII века, утверждает, что чашу Грааля хранит рыцарский орден «Templaisen». В этом названии угадывается орден тамплиеров - рыцарей Храма, активных участников крестовых походов в Святую землю. Этот орден был уничтожен французским королем Филиппом IV Красивым в начале XIV века. В некоторых средневековых романах рыцарь Парсефаль ищет и находит волшебный замок Мунсальвеш, в котором тамплиеры под охраной хранят Грааль. В средневековых легендах хранителями Грааля также выступают рыцари-тамплиеры. В части из них Грааль - это кровь потомков Иисуса.

Этимология этого слова возводится к «sang royal» - «королевская кровь» и даже «sang real» - «истинная кровь», что понималось как кровь Христа. Такое понимание продиктовано, очевидно, двояким значением старофранцузского слова «cors» - и «кубок» и «тело». Возможно, поэтому Грааль, понимаемый то как «кубок Христа», то как «тело Христово», в легендах получил прочную привязку к Иосифу Аримафейскому - стражу над телом Христа. Поэтому одна из легенд гласит о таинстве евхаристии - причащении телом и кровью Христовой в замке Грааль, в котором якобы участвовал сын Иосифа Аримафейского, сошедший с небес.

Есть у легенды о Граале и еще одна генеалогическая линия, уходящая корнями в кельтскую мифологию. И даже глубже: в индоевропейских мифах магический кубок - символ жизни и возрождения. В кельтских, ирландских и валлийских мифах повторяется сюжет о волшебном сосуде, дававшем человеку мистическое блаженство. Во Франции XII века над этим повествованием потрудились средневековые трубадуры и миннезингеры, в результате чего легендарная чаша стала ассоциироваться с христианским таинством евхаристии.

В кельтских мифах присутствует и еще одна интересная емкость с магическими свойствами: расколотый волшебный ведьмовской котел Керидвен, хранящийся в замке Аннун, доступ в который могут получить лишь совершенные люди с чистыми помыслами. Для всех остальных людей этот замок остается невидимым. В еще одном кельтском мифе Грааль предстает в виде камня, умеющего кричать. Его крик символизировал признание истинного короля и потому был установлен в столице Ирландии Таре.

Исследованию легенд о Граале много лет посвятил известный российский ученый академик Александр Веселовский. Он доказал, что предание о Граале зародилось на христианском Востоке в первые века нашей эры, в христианских общинах Сирии, Эфиопии и Левко-Сирии - Малой Армении. На Запад же оно попало в эпоху крестовых походов, и принесли его туда рыцари и трубадуры, участвовавшие в походах в Святую землю и слышавшие эти восточные легенды.

Позже восточные легенды и образы были творчески переосмыслены в европейском художественном слове. Поэтому в европейских преданиях о Граале немало ссылок на Восток. Эпизоды, где фигурирует личность Иосифа Аримафейского, присутствовавшего при распятии Христа, имеют свои корни в популярных в Византии апокрифах - «Евангелии от Никодима», «Деяниях Пилата» и особенно «Книгах Иосифа Аримафейского». В одном из византийских письменных памятников «Мабинагион» говорится о хранении священной чаши у императрицы в Константинополе. Впрочем, в западноевропейском источнике XIII века, «Младшем Титуреле» Альбрехта фон Шарфенберга, речь идет лишь о копии Грааля, хранящейся в Константинополе.

Среди праздников Византийской церкви был и праздник обретения Святой Чаши Господней, отмечавшийся 3 июля. Есть сведения, что в 394 году эта чаша хранилась в Иерусалиме, в храме Сиона, возведенном на том месте, где проходила Тайная вечеря. Возможно, позже она была перевезена в столицу Византийской империи Константинополь и хранилась там в одном из православных храмов. Однако дальнейшая судьба святыни неизвестна: в 1204 году в результате Четвертого крестового похода Константинополь захватили и разграбили западноевропейские рыцари. Упоминания о том, что чаша попала в земли Западной Европы, соседствуют с информацией о том, что её спрятали в одном из замков на Востоке.

Одна из версий искателей Грааля гласит, что эта святыня христиан спрятана в Украине. Тайник с реликвией расположен в Крымских горах, а история его крымских странствий уходит в эпоху Средневековья. В XII-XV веках на территории горного и предгорного Крыма существовало небольшое княжество Феодоро со столицей в городе Мангуп-Кале. Его территория тянулась неширокой полоской от Ямболи (современной Балаклавы) до Алустона (ныне Алушта). Княжество управлялось династией царей Гаврасов, имевших армянское происхождение, и находилось в сфере влияния Византийской империи. Этнический состав населения был пестрым: там жили крымские готы, аланы и греки, но их объединяла общность религии - феодориты исповедовали православие.

Положение маленького государства было шатким. В одной из легенд, сохранившихся с тех времен, рассказывается о войне феодоритов с генуэзцами (из истории известно, что с генуэзцами княжество вынуждено было вести частые войны), владевшими колониями в южно-бережной части Крымского полуострова. В ходе этой войны генуэзцы поставили условие правителям Феодоро: передать им некую золотую колыбель, после чего война будет прекращена. Ситуация была столь угрожающей, что князь вместе с семьей укрылся в одной из пещер горы Басман, где и спрятал эту таинственную золотую колыбель.

После чего в горах произошло землетрясение и обвал, и золотая колыбель оказалась надежно скрытой от людей. Интересно, что эту легенду подтверждают данные археологических исследований. Ученые установили, что на горе Басман существовало поселение, разрушенное в результате мощного землетрясения в XIV или XV веке. А внутри одной из горных пещер был найден скелет человека, раздавленного обвалившейся на него каменной глыбой.

О том, что могла собой представлять мангупская золотая колыбель, высказываются разные мнения. Одни считают, что это была золотая купель, подаренная князю Феодоро Исааку московским царем Иваном III. Другие видели в ней сходство с колыбелью Чингисхана. Однако наиболее проницательные исследователи заметили одну важную деталь в росписях храмов, оставшихся со времени существования этого небольшого государства. В них часто присутствует мотив чаши-колыбели с младенцем. В христианской традиции ребенок в чаше символизирует Христа. Кровь распятого Христа, как мы помним, была собрана в чашу.

В XX веке к этим крымским легендам неожиданный интерес проявили спецслужбы двух великих империй, ведших между собой войну, в том числе и в Крымских горах. И вновь, как когда-то уже случалось, сторонами в этой войне выступили западноевропейские воины и наследники византийской традиции.

В 1926-1927 годах в Крыму развернула деятельность группа сотрудников специального отдела по криптографии НКВД СССР во главе с Александром Барченко. По официальной версии, группа исследовала пещерные города Крыма. Но в эту группу входил астрофизик Александр Кондиайн, рассказавший о другой, негласной цели чекистской экспедиции, а именно поиске камня внеземного происхождения, несколько сотен тысяч лет назад упавшего на Землю из созвездия Орион.

Кстати, в уже упоминавшейся поэме Вольфрама Эшенбаха «Парсифаль» Грааль представлен в виде камня, упавшего на землю из короны Люцифера, оттуда и пошло аллегорическое название Грааля - «камень с Ориона». Дело это закончилось драматически: руководитель экспедиции Александр Барченко был расстрелян в 1941 году, перед самым началом войны с Германией.

Интерес к Граалю имели не только спецслужбы страны победившего социализма, но и их немецкие коллеги. Чашу Грааля пытался заполучить Адольф Гитлер, приказавший в разгар Второй мировой войны начать активные поиски реликвии. Фюрер, склонный к мистическим поискам, хотел, так сказать, приватизировать легендарные магические свойства этого сосуда. Его подручные в венском музее Хофбург нашли копье римского центуриона Лонгина, которым он пронзил тело Христа. В этом артефакте нацисты также видели источник магической силы, и Гитлер полагал, что копье поможет ему победить в войне своих врагов - СССР, Америку и Великобританию.

Когда в Крым пришли немцы, они, как и их предшественники, развернули поиски Грааля в Крымских горах. Руководителем поисков реликвии был Отто Олендорф, носивший псевдоним Graalritter - рыцарь Грааля, под его командованием находилась «Айнзацгруппа D». Поиски велись в крепости Джуфт-Кале (Чуфут-Кале), где были осмотрены караимские кенассы, мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике-ханум и многочисленные пещеры. Искали и в татарских мечетях, и в руинах старых храмов, и в развалинах крепости Керменчик. Однако Грааль немцы так и не нашли. Тем не менее за работу в Крыму Отто Олендорф получил от Адольфа Гитлера Железный крест первой степени.

Есть еще одна интересная история Грааля, связанная с Англией, которую приводят в своей книге «Поиски священного Грааля и драгоценной крови» Иен и Дейк Бегг. Истоки ее ведут все к тому же аббатству Гластонбери. В XVI веке, в эпоху правления короля Генриха VIII, в Англии утверждается Реформация. Католические монастыри закрываются, католические священники подвергаются преследованиям. В 1535-1539 годах король создает специальные комиссии, которые-закрыли все монастыри в Англии. Их имущество было конфисковано, а братия разогнана. По приказу короля вскрывались и разграблялись даже мощи святых.

Последний аббат монастыря Гластонбери незадолго до смерти отдал Грааль монахам, которым доверял. Они отправились с реликвией в Уэльс, в аббатство Аберистуит. Они нашли приют в богатом поместье Нантес Мэнер, хозяином его был лорд Пауэлл. Он предложил монахам убежище в своем владении; там монахи спокойно жили и работали. Последний из монахов, проживших там многие годы, передал Грааль хозяину владения и завещал всегда хранить его там, в Нантес Мэнер. Последний представитель рода Пауэллов умер в 1952 году, и тогда Грааль перешел к семье Майерилесс. Однако долго у них не задержался и таинственным образом исчез.

Как мы видим, с уходом славных времен трубадуров и рыцарей поиски Грааля не прекратились. Грааль волнует умы искателей и в наши дни. Итальянский археолог Альфредо Барбагалло утверждает, что Святой Грааль находится в Риме и спрятан в помещении под базиликой Сан Лоренцо Фуори ле Мура. Эта церковь - одна из семи наиболее посещаемых паломниками церквей Рима. Ученый сделал такое заключение после того, как два года изучал средневековую иконографию внутри церкви и устройство катакомб под ней. По мнению археолога, Грааль исчез в 285 году, после гибели священника Лоренцо, которому Папа Римский Сикст V дал поручение заботиться о сохранности раннехристианских церковных сокровищ.

"Тайны и загадки истории и цивилизации"