Как украсить плащаницу искусственными цветами. Успение пресвятой богородицы

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников , посвященный событию, о котором не сказано в Евангелии, но о котором хорошо известно из Священного Предания Церкви. Им завершается церковный год.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 9 дней попразднества. Это один из самых зрелищных и глубоких по смыслу православных праздников. В этот день все утопает в цветах... звучат самые проникновенные и трогательные песнопения

Само слово «успение » на современный русский язык можно перевести как «смерть», но смерть не в тяжких муках и страданиях, но как легкий сон и безболезненный переход от временной земной жизни к жизни вечной.


По Библейским местам. Гробница Пресвятой Богородицы в Иерусалиме

Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.


Здесь находятся самые почитаемые святыни, связанные с культом Богородицы


Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.

. По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.),

Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать». (Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, († 12 мая 403 г.); Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста святителя Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).

Амвросий Медиоланский писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. http://www.kizik.ru/index.php/publication/pravoslavnye-tradicii/171-uspenie


Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.

Икона Успения Божией Матери — Гефсиманская плащаница


Украшенная ризой икона Плащаницы Пресвятой Богородицы хранится в Иерусалиме в подворье Гефсиманской обители (так называемой Малой Гефсимании), которое находится напротив входа в храм Воскресения Христова (Гроба Господня).


Подробное описание иконы Плащаницы и места ее хранения находится у архимандрита Леонида (Кавелина, †1891):

«Икона эта представляет собой по контуру вырезанную фигуру Божией Матери, лежащей во гробе, и с обеих сторон обложена серебряной позолоченной оправой; венец украшен драгоценными камнями; со множеством подвесок. Риза на ней — дар российской Мелании, графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской»

Плащаница Пресвятой Богородицы — это очень древняя, намоленная икона.

Эту икону за три дня до праздника Успения доставляют крестным ходом от того места, где она находится — фактически, от Гроба Господня, — в Гефсиманию, где ее обносят вокруг гроба Пресвятой Богородицы, вокруг Иерусалимской иконы Божией Матери, которая именно там находится. Там святыня пребывает девять дней — до отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы».

========================================

Празднику Успения Богородицы посвящены 3 лавры

  • Свято - Успенская Почаевская Лавра
  • Святогорская Успенская лавра
  • Святая Успенская Киево-Печерская Лавра

самые грандиозные монастыри

=============================

Успенские соборы - самые распространенные в России.

И самые знаменитые:


  • Успенский собор Троице-Сергиевой лавры

Фрески Успенского собора Троице-Сергиевой лавры

КСТАТИ:

Лучше всего в России Успение Богородицы отмечают в 4-м уделе Богородицы -

в Дивеево. Это совершенно незабываемое по красоте и величию зрелище...



28 августа в центре Преображенского собора устанавливается сень, где в течение нескольких дней будет находиться Плащаница Божией Матери. На следующий день на вечерней службе совершается чин погребения Плащаницы с крестным ходом по Святой канавке, которую накануне украшают живыми цветами.



Престольный праздник в Псково-Печерском монастыре, съёмки с коптера

На день Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа, в Успенском Псково-Печерском монастыре на престольный праздник собираются тысячи паломников. Самым ярким и красивым событием празднования становится крестный ход с иконой «Успение Божией Матери».




Самый подробный рассказ о Празднике Успения





Церковь учит, что близость Богоматери к людям обусловлена ее земным происхождением. Ничто в нашей жизни не представляется Ей малозначительным, и Она глубоко сострадает людям в их земных злоключениях и испытаниях. Обиды, которые мы наносим друг другу, болью отзываются в Ее сердце. К Ней с глубочайшей древности обращались с молитвой об исцелении от болезней, избавлении от нищеты и уныния, от внезапной смерти и бесплодия, об избавлении от врагов видимых и невидимых. Но прежде всего Ее просят умолить Сына Своего простить грехи, спасти душу, избавить от вечных мук.



Успение Божьей Матери - не самый главный праздник в православной церкви, но он имеет огромнейшее значение для человека с Богом в душе .


Успение Пресвятой Богородицы. Вышитая пелена. Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль. XVII век


Успение Пресвятой Богородицы 2016: что нельзя делать в этот день

Успение Пресвятой Богородицы - это по-настоящему светлый и радостный праздник. Чего нельзя делать в этот день

  • В этот день не следует брать в руки колющие и режущие предметы, а также варить пищу. Верующие ломают хлеб руками, так как ножом пользоваться нельзя.
  • На Успение нельзя ходить босиком. Считалось, что таким образом можно собрать все болезни. Роса в этот день - это слезы природы о том, что Богородица покинула этот мир и не может находиться с людьми и помогать им.
  • Считается, что в этот день нужно дарить людям радость и добро, старайтесь не ссориться с окружающими. Особенно с близкими людьми, идущими с вами рука об руку долгие годы. Хорошее настроение должно быть, в некоторых семьях даже предпочитают накрывать роскошный стол.
  • Также нельзя надевать старую или неудобную обувь в этот день - чтобы избежать проблем в жизни. Если натрете ногу в этот день, то ждет трудная, полная проблем и неудач жизнь. А вот работать в это день разрешалось, особенно если вы не закончили какое-то начатое дело или кому-то нужно помочь......


иконы из коллекции Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии - старейшего музея Русской Православной Церкви(Сергиев Посад)

Статьи

  • Иконография Успения Богородицы: что в ней есть и чего в ней нет
  • О, дивное чудо! Песнопения на Успение Пресвятой Богородицы
  • Что поется в храме на Успение?
  • Успение Богородицы

Тропарь праздника, глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную

Величание

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога Нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Богослужение в честь праздника

начинается с вечера

27 августа в 16:00 всенощным праздничным богослужением с

литией и полиелеем.

в 7:00 - ранняя литургия и

в 9:00 - поздняя литургия

Крестный Ход

НАЧАЛО ВЕЧЕРНЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ В 16:00

Это один из самых любимых праздников не только православных христиан, но и всех, кто почитает Богородицу.

Успение Пресвятой Богородицы – второй по значимости праздник Православной Церкви после Воскресения Христова. Недаром этот день именуется Богородичной Пасхой. То была вторая победа над смертью и адом, одержанная уже не Небесным Гостем – Богочеловеком, но земной Девою – чистейшей и совершеннейшей из всех людей и все же Одной из нас, земнородных, Пресветлой Дочерью человечества. Успение Пренепорочной Девы явилось кануном Воскрешения Ее в преображенном земном теле, что совершилось благоволением Божественного Ее Сына.

Два десятилетия – от Вознесения Христова до Успения Богородицы – были для несравненной души Пречистой Девы годами последних земных испытаний, благодаря которым во всем сиянии проявлялись Ее добродетели.

Но самым тяжким для Пресвятой Девы было испытание Ее терпения – долгой разлукой любвеобильнейшей Матери с несравненнейшим Божественным Сыном.

Эту горечь разлуки Богоизбранная Дева превозмогала непрестанной молитвой, сокровенной беседой со Всевышним. Так сильна была Ее молитва, что вместе с Нею, точно одушевленные, кланялись Творцу масличные деревья Гефсиманского сада – любимого места уединения Богородицы.

Но что же для Себя Самой просила тогда Богородица у Господа и Сына Своего? Одного для Себя хотела Пресвятая Дева – кончины.

Успением праздник называется потому, что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а в основном называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, так как через три дня Она была воскрешена Господом и вознесена на небо.

И, несмотря на то, что Пресвятую Богородицу провожали в иной мир со слезами, для православных этот день стал всерадостным праздником Церкви Христовой. И радуются христиане, что обрели в Небесном Царствии такую Помощницу и Защитницу, равной Которой нет и среди могучих архангелов.

Три дня в Воскресенском соборе будут проходить торжественные богослужения в память о трех торжественных событиях. Первое – это Успение тела Пречистой и вознесение души Ее в Небесное Царствие, – которое празднуется 28 августа, но сами празднования начинаются же 27 августа Всенощным бдением с литией и полиелеем.

Тогда в этот день из алтаря выносится Плащаница с изображением Божией Матери. Посреди храма будет она находится в течение трех дней, до Чина Погребения – вечера 29 августа.



Вторым торжеством явилось погребение тела Богоизбранной Девы, сопровождавшееся множеством дивных знамений славы Ее. И наконец, венец и вершина торжеств – последовавшее на третий день, 29 августа, Воскрешение Пресвятой Богородицы благоволением Божественного Ее Сына: первое явление Ее миру во славе Царицы Небесной.

Этот день и само богослужение заслуживает особого внимания.

29 августа вечером в нашем храме совершается Чин Погребения Пресвятой Богородицы. Этот Чин представляет собой довольно продолжительное, но очень красивое богослужение. После великого славословия при пении заключительного "Святый Боже" (как при выносе Креста) духовенство поднимает плащаницу, и вокруг храма совершается крестный ход с плащаницей Пресвятой Богородицы, словно похоронной процессией с умилительным протяжным пением, во время которого поется тропарь праздника и совершается колокольный звон.

Сама Плащаница по традиции украшена цветами. Цветами украшается не только храм, но и дорожка, по которой будет проходить Крестный ход.

А в это время на улице выкладывают дорожку из цветов. Здесь будет проходить Крестным ходом проносить Святую Плащаницу Божией Матери.

Обычно на Крестный ход стекается очень много людей, чтобы принять участие в этом скорбном шествии за святой плащаницей Пресвятой Богородицы. Идут дети, идут старики, идет молодежь. Каждый старается пронести свою зажженную свечу, оберегая от ветра.



По окончании крестного хода священство на входе держит святую Плащаницу, так, что каждый может пройти под ней, прося у Пречистой прощения и заступления.

Так прост и так светел образ Пренепорочной Богородицы и таким недостижимо высоким является Свет Ее для нас, недостойных?! Но благосклонно внимает Царица Небесная молитвам грешников кающихся, и не устрашат нас ни беды, ни скорби, ни жизнь и ни смерть, если решимся мы в искреннем желании исправления и спасения прибегнуть к заступничеству Пречистой Матери Божией, взывая: «Не отступим Владычице, от Тебе: Твоя бо раби спасаеши присно от всяких лютых». Аминь.


ТВОЕ СЛАВЯТ УСПЕНИЕ, ВЛАСТИ И ПРЕСТОЛИ, НАЧАЛА И ГОСПОДСТВА, СИЛЫ И ХЕРУВИМЫ, И СТРАШНИИ СЕРАФИМЫ: РАДУЮТСЯ ЗЕМНОРОДНИИ, О БОЖЕСТВЕННЕЙ ТВОЕЙ СЛАВЕ КРАСЯЩЕСЯ. ПРИПАДАЮТ ЦАРИЕ, СО АРХАНГЕЛЫ И АНГЕЛЫ, И ВОСПЕВАЮТ: БЛАГОДАТНАЯ РАДУЙСЯ, С ТОБОЮ ГОСПОДЬ, ПОДАЯЙ МИРОВИ ТОБОЮ ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ.

Воспользуйтесь возможностью побывать на такой удивительно благодатной службе всей семьей, с детьми, внуками принять участие в этом Богослужении, с надеждой и упованием просить Царицу Небесную не оставить нас Своим заступничеством.

И тогда близко склонится Она к плечу Сына Своего и прошепчет Ему мольбу о милости и пощаде… И устоит ли грозный Судия против той, кому Он Сам поручил бледный род людской!

В небытие летят сухие листья.
Иссякла лета Божья благодать.
Нам эти дни даны, чтоб вспоминать
О днях земных, о бытии Пречистой.
На золотом убранстве первый иней
Прохладным утром, как узор, дрожит...
Как велико смиренье – пережить
На двадцать лет единственного Сына.
Избыть страданье до конца, без меры,
С молчаньем, как защитой, на устах,
Заполнив жизнь единственною верой –
О встрече с Сыном там, на небесах...

(стихи: Л. Колодяжная)


Праздник Успения Пречистой Богоматери – радостное событие для нас. После грехопадения смерть ожидает каждого из людей. Но у каждого смерть разная. Больно видеть, как нелепо уходят в страшную для них неизвестность тысячи наших современников.

И в то же время, когда умирает верующий человек, те, кто видел это, замечают


Она умирала несколько раз. Первый - когда её бросил муж, мой отец, оставив в Узбекистане с двумя детьми на руках. Второй - когда хоронила одного из своих сыновей

В день Успения Божией Матери на греческом острове Кефалония у чудотворной иконы Панагия Федуса в храм сползаются со всей округи небольшие, маленькие ядовитые змейки с черными крестиками на головах.

Жители деревушки Маркопола утверждают, что в их храме до сих пор находится та самая икона, перед которой тогда просили о заступничестве монахини. И что удивительно - змеи в праздник заползают в храм и как завороженные тянутся к этой иконе. Они не боятся людей и не жалят их, люди же, в свою очередь, так же спокойно реагируют на присутствие столь необычных «прихожан». Змеи ползают по иконам и без боязни перебираются на руки людей, когда те протягивают их к ним.

Ядовитые твари, никого не опасаясь, смиренно даются людям в руки и никого не кусают! Кефалонийцы и заезжие туристы без страха держат змей на руках, кладут себе на плечи. Играются со «змейками» даже маленькие дети. Вскоре после окончания праздничной службы, змеи сползают с излюбленной ими иконы Богородицы и покидают церковь. Стоит им переползти дорогу и оказаться в горах -- они вновь преображаются. Теперь, если к ним приблизиться -- тут же зашипят и могут укусить! Эти явления не раз запечатлевали на фото и видео журналисты.


15/28 августа весь христианский мир отмечает Праздник Успения Пресвятой Богородицы . Это один из величайших церковных праздников. В православии принадлежит к числу двунадесятых. В этот день Святая Церковь вспоминает праведную кончину (успение) Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Богородицы и радостью о воссоединении Пречистой Матери с Сыном. Кончину Богородицы Церковь называет Успением (славянское слово «успение» означает сон), а не смертью, потому что обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух - Богу, не коснулась Благодатной.

Богородица является самым почитаемым и самым священным лицом после Господа, именно Ей воздают особую честь и поклонение все роды христиан. Бесчисленные храмы и монастыри были воздвигнуты в честь Успения Пресвятой Богородицы, в каждом христианском храме за центральным входом дивные фрески изображают Ее святое погребение, возвышенные песнопения украсили праздничные службы, и блистательные торжественные слова были произнесены Отцами Церкви и более поздними церковными мужами по поводу дня Ее памяти. Все человеческие роды наперебой старались принести ей все самое ценное, чтобы и словом, и делом ублажить Деву Марию.

Богородица явилась уникальным творением Бога, превосходящим и людей, и Ангелов. Она единственная из всех людей вела жизнь непорочную и непостижимым для всего сущего образом стала Матерью Божьей.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы вслед за праздником светлого Христова Воскресения более других почитался русским народом. «Богородичной Пасхой» — так его называли на Руси. И это не случайно. Через Свое успение Богоматерь стала еще ближе и дороже христианам, ибо сделалась Заступницей усердной за них перед престолом Божиим . Всякий раз, празднуя Успение Пресвятой Богородицы, мы будто снова встречаем Пасху, на этот раз летнюю.

Во время Своей казни Иисус Христос, увидев рядом стоящих Богородицу и апостола Иоанна, которого особенно любил, сказал Своей Матери: «Жено! вот, сын Твой» , а Иоанну: «вот, Матерь твоя» (Ин.19:25-27).

С этого времени апостол Иоанн заботился о Божией Матери до конца Ее жизни. О земной жизни Богородицы с этих пор нам известно лишь из апокрифов. Она жила в доме апостола Иоанна Богослова в Иерусалиме, став для всех учеников Христа общей Матерью, и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа.

Матерь Божия вела замкнутую, потаенную жизнь, но многие знали о Ее великой мудрости и приходили ради беседы с Ней из дальних стран. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.

Так прошли примерно 10 лет, а когда иудейский царь Ирод начал гонения на Церковь, Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Эфес , выпавший ему по жребию для евангельской проповеди. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, благословив ее как Свой удел.

Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде. «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».

По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».

Пораженный Ее красотой даже в преклонные годы, ученик апостола Павла грек Дионисий Ареопагит свидетельствовал, что, если бы он не исповедовал Единого Бога, он решил бы, что перед ним «прекрасная богиня».

Незадолго до Своей кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим . Она часто посещала те места, которые были тесно связаны с Ее Сыном: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась, и со временем все чаще о Том, чтобы Сын взял Ее скорее к Себе на небо. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и даже с радостью - ведь Она знала, что там, на Небе, встретит Своего Сына и Своего Бога. Однажды Богородица пребывала в глубокой молитве на горе Елеонской. Вдруг перед Ней предстал Архангел Гавриил и сообщил Ей, что через три дня Ее земная жизнь окончится, что Господу угодно взять Ее к Себе. В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице светящуюся райскую ветвь - символ победы над смертью и тлением - (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), и указал нести её перед гробом при погребении. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Богоматерь, придя домой, с радостью сообщила об этом Своему нареченному сыну Иоанну, а тот известил апостола Иакова и через него всю Церковь Иерусалимскую. Богородица повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.



В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы , которые прежде разошлись по разным странам для проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел со своими учениками: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из 70 апостолов. Каждого из них Она призывала к Себе по имени и благословляла. Отсутствовал только апостол Фома.

Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение. Существует много версий относительно возраста Богородицы на момент Ее успения, но наиболее вероятно, что Она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Р. Х.


От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери, а святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.



Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. На четвертый день в Иерусалим вернулся отсутствующий апостол Фома и был очень опечален тем, что не смог попрощаться и поклониться Божией Матери. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с Божьей Матерью. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было, остались только погребальные одежды. Вернувшись домой, изумленные апостолы горячо молились Богу о том, чтобы Он открыл им, что сталось с телом Богородицы. И по их молитвам произошло чудо.

Вечером в тот же день им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и в настоящее время сохраняется в монастырях. Вот почему Успение Пресвятой Богородицы - не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» - это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…

Господь по особому смотрению Своему замедлил прибытие святого Фомы ко дню преставления Пречистой Богородицы, чтобы для него был открыт гроб, и церковь, таким образом, уверилась в воскрешении Богоматери, подобно тому как ранее, чрез неверие того же Апостола, уверилась в воскресении Христовом. Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба.

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем всё - воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Ее рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, в день Успения Богоматери (с 595 г.) праздник сделался общецерковным. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).

Кончину Пресвятой Богородицы Девы Марии называют успением потому, что Она «как будто на малое время уснула, и, как бы ото сна, воспрянула к вечной жизни», потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа - Богу, не коснулась Ее. Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище.

Место Успения Богородицы в Иерусалиме

Согласно преданию, перед смертью Пресвятая Богородица жила в доме у апостола Иоанна Богослова. Здесь же она и преставилась.

В 415 году на месте успения Богородицы, в том месте, где стоял дом апостола Иоанна Богослова, рядом с Горницей Тайной Вечери, была построена византийская базилика «Святой Сион», посвященная пасхальной Тайной Вечере Иисуса Христа и Его учеников, а также схождению Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу. Этот храм несколько раз разрушался и восстанавливался (в 614 году при нашествии персов, в 966 году и в 1200 году мусульманами).

В 1910 году на этом месте, на вершине горы Сион, было построено немецкое бенедиктинское аббатство - монастырь Успения Богородицы (Дормицион) (в конце XIX века католическому Ордену бенедиктинцев удалось приобрести этот участок земли у султана Абдул-Хамида II).



В крипте храма, в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне.








Пречистое тело Матери Божией было погребено , как Она и просила, в гробнице где ранее были похоронены её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Гробница Богородицы находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). В V веке на месте погребения был возведен храм. Существует предание, что ранее св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась.


Гробница Богородицы, вид от северного входа в кувуклию. Красным покровом покрыт православный престол, установленный над священным ложем

В 681 году гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого Вселенского Собора. По преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Сейчас над гробницей стоит пещерная церковь Успения Богородицы.



Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами свв. Богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы.





Храм имеет крестообразную форму: в центре — гробница Богородицы с двумя входами, в конце пещеры находится жертвенник. В каменном кивоте — чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма.



Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада



Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада. Слева от входа армянский престол

Храм принадлежит грекам и армянам. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери.

Почитание Успения Пресвятой Богородицы на Руси

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме. В 866 г. русский флот подошел к Константинополю, и город был осажден язычниками. Император и Патриарх Константинопольский молились всю ночь во Влахернском храме, а затем погрузили погребальную ризу Богоматери в море. Внезапно поднялась буря и разметала русские корабли в разные стороны. Русь потерпела поражение, которое знаменовало победу христианства.

Именно это событие способствовало особому почитанию русскими Богоматери, ее Успения и риз. Богоматерь стала покровительницей русского воинства, а праздник Покрова, посвященный ризам Богоматери,- праздником, который до XIX в. праздновался только в России. Сам Влахернский монастырь, Покров и Успение приобрели особое "военное", "защитное" значение для Руси. Вот почему со времен святого князя Владимира главные храмы главных городов Руси оказались посвящены именно празднику Успения Пресвятой Богородицы: соборный Киевский храм, Десятинная церковь. Так же и строительство Софийских соборов, воспринятое от Византии, постепенно перешло в традицию строительства соборов в честь Успения. Примечательно, что первая княжеская церковь в Киеве, воздвигнутая святым равноапостольным князем Владимиром после крещения Руси, - Десятинная - была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так же и строительство Софийских соборов, воспринятое от Византии, постепенно перешло в традицию строительства соборов в честь Успения Божией Матери. Среди знаменитых Успенских храмов и монастырей сегодня можно назвать Свято-Успенские Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Пюхтицкий Успенский женский монастырь, Успенские соборы во Владимире, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Успенский храм Новодевичьего монастыря .



Успенский кафедральный собор в Московском Кремле



Воздвигнутый в XV веке выдающимся зодчим Аристотелем Фиораванти величественный Успенский собор в Московском Кремле стал главным кафедральным собором русской земли. Здесь перед самой чтимой россиянами чудотворной иконой Владимирской Божией Матери происходили венчания на великое княжение и на царство, коронации императоров. Тут же совершался обряд «поставления» митрополитов и патриархов.



Празднование Успения Богородицы в Греции

В Греции Успение Пресвятой Богородицы отмечается почти также широко, как Пасха. В центре торжеств остров Тинос , и его чудотворная икона Богородицы «Тиносская» : чудесные исцеления, залпы из корабельных пушек, цветы и флаги, военные оркестры и крестные ходы.





Из храма выходит торжественный крестный ход, икону водружают на носилки, которые несут матросы

Под многочисленными дарами, которыми украсили верующие икону в благодарность за чудеса сложно разглядеть сюжет иконы - явление архангела Гавриила деве Марии с благой вестью. Тем не менее, каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородицы тысячи людей стекаются на греческий остров Тинос, чтобы проделать на коленях путь из порта до храма и прикоснуться к чудотворной иконе.



Каждый проходящий под иконой старается прикоснуться к ней рукой или приложить какой-либо предмет к иконе


От порта до храма на холме идет прямая дорога. По обочине специально для паломников положена дорожка из материала наподобие ковролина



Иногда родители на спину берут больных детей, чтобы те получили исцеление

В Греции на острове Кефалония , или «остров чудес», как его называют, каждый год 15 августа к храму Успения Пресвятой Богородицы, что в деревне Маркопуло, где находится чудотворная икона Панагия Федуса (переводится, как «Богородица Змеевая»), приползают ядовитые змеи. Верующие называют их «змеи Девы Марии», поскольку именно в этот день они безобидны. В длину они не превышают одного метра, на голове у них изображен крест, как и на кончике языка. Согласно традиции, если змеи не появляются - это плохой знак. Так было дважды - в 1940 году перед началом Второй мировой войны в Греции и в 1953 году - перед разрушительным землетрясением.

Жители деревни замечают змей накануне праздника, часто заранее собираются со священником, читают молитвы и ожидают появления змей. Сюда приползают маленькие змейки, их и приносят в храм на Богослужение. Их собирают, одевают на шею и гладят. Православные греки верят, что это прикосновение приносит счастье. Во время праздничного богослужения змеек кладут на икону Божией Матери, и они спокойно лежат там на протяжении всей не такой уж короткой службы. По древней традиции змей оставляют в церкви на всю ночь.



Змеи упоминаются в христианских книгах, в основном, с негативным оттенком, но Кефалония - практически единственное место в мире, где эти пресмыкающиеся как бы реабилитированы в глазах верующих христиан.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Закон Божий. УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

УСПЕНИЕ. ПРАЗДНИКИ

Почему в христианском мире Успение Пресвятой Богородицы, то есть день Ее смерти, принято отмечать, как великий церковный праздник? Понять духовный смысл одного из важнейших событий церковного года поможет митрополит Иларион (Алфеев). В своем авторском фильме владыка расскажет о том, как принято праздновать Успение в Иерусалиме, на греческом острове Тинос и в испанском городе Эльче. Чем отличается православное Успение от католического праздника Взятия Девы Марии на небо? И почему испанцы считают этот день едва ли не самым важным в году?

Тропарь, глас 1
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2
В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание Пресвятой Богородице в день Успения Ее
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Молитва Пресвятой Богородице в день Успения Ее
О, Пресвятая Богородице Дево Владычице, высшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и славо, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требущих помощнице, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление! Тобою нам, Владычице, Невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о, премилостивая и пречудная Света умнаго, Царице, рождшая, Царя Христа, Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая, ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Владычице всех тварей, боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление плоти Христовы, гнездо Орла небеснаго, горлице богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, Мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенный храме Единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго Сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неисчерпаемыя благодати, ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, мечу ярости Божия на богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице и мира всего известное спасение!
О, всемилостивая Госпоже Дево Владычице Богородице, услыши нас, молящихся Тебе, и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла и сохрани обитель нашу и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от всякия болезни и всякаго обстояния, да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиим умалятся раби Твои. Но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй. Облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущия. Помяни рабы Твоя и не презри слез и воздыхания нашего, и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся, обретше Тя помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша. Разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя вразуми, младенцы воспитай и прослави славящия Тя, изряднее же Церковь Сына Твоего соблюди и сохрани в долготу дний.
О, милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатайством Твоим помилуй страну нашу и воинство ея и вся православныя христианы, сохраняющи их под кровом милости Твоея, ризою Твоею честною защити и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа, Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша. Спаси же и помилуй, Госпоже, великаго господина и отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и весь монашеский чин, и вся правоверныя люди, покланяющияся и молящияся пред честною Твоею иконою. Призри на всех нас призрением милостивнаго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде и на Страшнем Суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшияся во благочестии от жития сего рабы Твоя в вечней жизни со ангелы и архангелы и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут, и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда и заступница всех притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих. Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему. Твоя Матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати пресвятых и животворящих Его Таин приступали дерзаем, аще и недостойни есмы. Темже, всечестный образ Твой и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся, грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми богоприятными молитвами доити небесныя безконечныя жизни и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его, купно со Безначальным Отцем и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом во веки веков. А минь.

Утверждаю:

Настоятель храма «Всех скорбящих Радость» г. Канаш

Протоиерей Александр Ермолаев

Положение о проведении акции «Вырастим сами и украсим храм цветами»

I . Общие положения.

1. Храм «Всех скорбящих Радость» города Канаш проводит городскую акцию «Вырастим сами и украсим храм цветами», далее – Цветочная акция.

2. На акцию принимаются самостоятельно выращенные цветы от всех жителей города, заинтересованных в сохранении Православных традиций, от семейных и корпоративных команд.

3. Информация о конкурсе размещается на сайте http://www.сайт/

4. Сроки проведения Цветочной акции – август 2016 года.

5. Награждение участников акции - _____ (даты будут сообщены дополнительно)

Горожанам предлагается вырастить свои любимые цветы и с 26 по 28 августа принести их в церковь для украшения храма и Плащаницы Пресвятой Богородицы - плат большого размера с вышитым или живописным изображением усопшей Богородицы. Богородичная Плащаница употребляется в Православной Церкви во время богослужения Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). Существует благочестивая традиция украшать Плащаницу живыми цветами. 29 августа после вечернего Богослужения по древней традиции все цветы будут розданы прихожанам.

II. Цели акции:

1. Приобщение детей, подростков и взрослых к православной культуре, возрождение забытых традиций.

2. Создание праздничной атмосферы в преддверии и в сам праздник Успения Пресвятой Богородицы.

III. Задачи:

Через яркие и доступные образы свидетельствовать миру о радости праздника Успения Божьей Матери как исповедования торжества любви, нашего доказательство веры в Бога и то, что единое нужно на потребу - любовь к Богу и людям.

Стимулирование творческого подхода к оформлению помещений к Православным праздникам.

Содействие укреплению связи с семьей.

Выявление опыта выращивания разных сортов цветов горожанами.

IV. Порядок организации и проведения конкурса

1. Руководством и подготовкой Праздничной акции занимается актив прихода храма «Всех скорбящих Радость» г. Канаш.

2. Участники Цветочной акции награждаются памятными грамотами и подарками.

V . Порядок и условия приема цветов.

1. Цветы, зелень (спаржа и т. п.) должны быть живыми (не искусственными), не увядшими, свежими. (вопросы по тел. 8-919-654-79-47)

2. Приветствуется творчество – цветущие растения могут быть в горшках, а после праздника их можно будет забрать домой; можно вырастить злаковые культуры и принести их в «снопиках», цветы можно приносить в вазах, плошках, украшенных банках, ведерках.

Цветы можно сплести из бисера и т. п. (работы из бумаги в акции не участвуют).

3. Цветы передаются работникам храма начиная с 26 августа по 28 августа с написанным приложением сведений об авторах

(Ф. И.О. участника, возраст, д/с, группа, школа, класс, контактный телефон (пожалуйста не забывайте!), если есть – ФИО руководителя).

Приносить цветы в храм для его украшения - древняя благочестивая традиция. Это наша жертва благодарности Богу в память о святых, чьи иконы убираются живыми цветами, стремление благоукрасить место молитвы, напоминание о вечной жизни и воскресении.

Живые цветы исстари украшали православные храмы. Эта традиция укоренена и в Священной истории: во время Входа Господня в Иерусалим люди торжественно и радостно встречали Его с пальмовыми ветвями в руках («Вербное воскресение»); Архангел Гавриил при Благовещении поднес Пречистой Деве белоснежную лилию из Рая Божия. По преданию, и перед Успением Богоматери Архангел явился Ей с дивным небесным цветком, дабы сообщить, что скоро Сын Ее заберет Свою Матерь. И на погребальном одре лежала Дева с райской лилией в руках…


Успение Пресвятой Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы празднуется в честь Её преставления. Пресвятая Богородица после крестных страданий Спасителя, по Его Божественному завету, жила в доме Его возлюбленного ученика Иоанна Богослова. Славное Её успение совершилось на 72-м году земной жизни. В этот день у Владычицы чудесным образом собрались святые апостолы, проповедовавшие Евангелие в разных концах мира, и погребли Её пречистое тело в Гефсимании у Елеонской горы.

Один из апостолов, Фома, по Промыслу Божию, был в отсутствии. Лишь на третий день, прибыв в Гефсиманию, он очень скорбел и просил открыть гроб Богородицы. Апостолы по общему совету открыли гроб, но тела Божией Матери в нем не оказалось. В тот же день апостолы во время молитвы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную Ангелами, в сиянии небесной славы.

Православная Церковь верует, что Господь воскресил Её и взял к себе с пресвятым телом. Законы природы, по которым устроена земная жизнь, побеждены в Божией Матери. Смерть, когда тело возвращается в землю, не коснулась ее. Она и по смерти жива. А раз так, какая же это смерть? Успение...


Для нас праздник Успения Богоматери - свидетельство Её предстательства за мир и Церковь Христову: Она не умерла и, телесно оставив мир, не перестает ходатайствовать за нас перед Своим Сыном.

На Руси праздник Успения всегда был одним из самых любимых. К нему церковь готовится посредством особого Успенского поста, который установили в древние времена.

Именно этому празднику посвящен Успенский собор Московского Кремля - храм, в котором венчали на царство русских государей.


Смерть – то, что равняет всех людей. Кем бы ни был человек, любой завершает свою жизнь рано или поздно. Момент смерти, момент перехода в иной мир, момент, когда наступает пора ответа за земные дела, - важнейшем во всем земном бытии человека.

Смерть – это не финал жизни, а только одна из дверей, ведущих к Богу. Однажды мы открыли одну такую дверь, родившись в мир. Следующая дверь – смерть. И как знать, может, и она не последняя.

Никто ничего толком не знает ни о смерти, ни о посмертной участи. Церковь премудро не стала создавать канон и учение о смерти, как это сделали древние египтяне, с одной целью: ради сохранения чистоты эксперимента опыта «жизнь».

Молчание Бога о смерти связано с любовью. Ибо любовь, как написано у апостола Павла, прежде всего, верит, а не знает:

– Всему верит, всего надеется, все переносит, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.

Смерть – это экзамен на любовь. Если ты любил покойного, а сам покойный был хорошим человеком, чего же ты плачешь? Ему с Богом будет хорошо. Если покойный был злым и вредным, так чего же ты плачешь, ведь ушел мучитель?

Плакать стоит тогда, когда мы живем себе ни то, ни се. Ни Богу свечка, ни черту кочерга. Плакать нужно тогда, когда мы эту жизнь превратили в муку по своей злобе и хорошо чувствуем, что вполне можем испортить себе и людям жизнь в Раю. Плакать нужно не о смерти, а о собственной глупости, лени и злости, отлучающей нас от Бога.

Радость в день Успения Божьей Матери – это наше исповедование торжества любви. Это наше доказательство веры в Бога. Чем меньше мы боимся смерти, тем больше в нас доверия к бессмертному и вечному Богу. Тем больше веры в то, что мы созданы по Его образу и подобию в жизнь вечную. Тем больше мы исповедуем то, что главное в земной жизни – любовь.


Радуясь Успению Божией Матери этой радостью, свидетельствуем о том, что смерть побеждена не только Богом но и теми, кто любит Его. Радостью праздника мы свидетельствуем о том, что блага мира – тлен, и единое нужно на потребу – любовь к Богу и людям.


Конечно, не всем возможно избежать смертного уныния. Этот лед на сердце томил даже великих святых. Но на Пасху и Успение – Малую Пасху, он тает и отступает и вдохновляет нас на то, чтобы сильнее стремились к Богу и крепче обнимали наших родных и любимых.


В этот день мы вспоминаем, что любовь – это чудо, вытаскивающее людей из собственных сетей страха, уныния и смерти. А главная наша радость в том, что все в надежных руках, и в понимании того, что нас спасает не только знание, но и сердце.

И поэтому стоит просить у Бога и Пречистой Девы Марии мягкого и любящего сердца.

Господи, научи меня любить не бедой, а радостью и смелостью победы Твоего воскресения, которая выше жизни и смерти.


Живые цветы напоминают нам о райской красоте и гармонии. Цветы, являясь частью земной природы, одним из творений Божиих, пожалуй, чаще других изумляют, радуют нас. Цветы напоминают нам о Божественной щедрости и премудрости: «Вся премудростию сотворил еси…» Поэтому с давних пор, следуя традиции, верующие люди приносят в храм цветы для благоукрашения Дома Божия. Цветы уместны в храме всегда: и в будни, и в большие праздники; они подчеркивают атмосферу радости и оттеняют скорбь. Цветы всегда естественно смотрятся и являются нерукотворным украшением Православного храма.


Календарь русских народных примет.

Успение, важный праздник конца лета - начала осени.


Этот праздник крестьяне посвящали окончанию жатвы и встрече осени. День проводов лета и окончания уборки урожая - дожинки. Конец Успенского поста. "Успение провожай, осень встречай". В домах накрывали столы. А жнецы передавали хозяину с хозяйкой венок, сплетенный из колосьев.

С Успения лето окончательно поворачивает на осень, и празднуют первую встречу осени, начинается молодое бабье лето. Если погода в этот день хорошая, то старое бабье лето - с 13 по 21 сентября - будет ненастным.

Успение – один из «двунадесятых» праздников, в народе его называли «Великой Пречистой», день упокоения Богородицы. С давних времен Успение на Руси был праздником, знаменовавшим окончание жатвы хлебов, венцом годовых забот земледельца. В этот день во многих местах в церковь приносили семена и колосья разных хлебов для благословения и освящения. Полагалось оставить на поле горсть несрезанных колосьев и "завить бороду" - перевязать ее лентой, приговаривая: Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай! А последний сжатый сноп во многих местах было принято сохранять до Нового года.

В день Успения устраивали мирской пир, пекли пироги из новой муки и считается большим грехом уронить хотя бы крошку со стола, а тем более наступить на нее, варили братское пиво. Возле именинного снопа на дворе до позднего часа шумело веселье. Молодежь водила хороводы.

Наступала пора осенних забот – приборка урожая, заготовка плодов лета впрок, на зиму. Поэтому примечали погоду на Успение. Считалось: если в этот день погода тихая и ясная – и осень будет такой же. С Успенья солнце засыпает. Начало молодого бабьего лета (по 11 сентября) или по Семенов день (14 сентября). Предсказывают погоду на Старое бабье лето (с 14 по 21 сентября). Если молодое бабье лето вёдреное - жди ненастья на старое. Если на Успенье или в эти дни появится радуга - к затяжной и теплой осени. Много паутины в бабье лето - к ясной и холодной зиме. На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить. Оканчивается уборка и посев озимого хлеба.