Когда можно приложиться к мощам николая. Опубликованы правила паломничества к мощам николая чудотворца. Мощи Матроны Московской. Монастырь

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНАМ И МОЩАМ СВЯТЫХ

Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.

Целование икон - это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим — то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем — получает Божью благодать.

Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после — крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик.

В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении - в ручку); Божию Матерь и святых - в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя - в волосы.

На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас».Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное - мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего .

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот - излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон - это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: «Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». Данным догматом установлено воздавать иконам «почитательное поклонение» и только Единому Богу - Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: «Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному».

Мирские люди часто путают икону - образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом - обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, - трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.

Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона - это книга о вере. Через, так называемое, «богословие в красках» раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

О поклонении мощам: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого Духа.»

Прп. Ефрем Сирин

То, что лежит на поверхности и, казалось бы, что можно поднять, словно сухой осенний листик из озерной глади, на поверку оказывается вершиной айсберга многотонного, уходящего в глубину - в глубину истории, вековых традиций, общественных устоев и, конечно же, в глубину человеческих души и сердца.

Ведь и пожар иконоборчества, полыхавший на православном Востоке почти столетие на протяжении VIII - начале IX в. и унесший тысячи жизней, тоже вроде бы начался с мелочи - подняли иконы чуть повыше, чтобы народ не доставал, а то уже краску срезают и едят вместо лекарства.

Понимаете, дорогие братья и сестры, всей душой не хочется, чтобы православное богослужение превратилось в некий ритуальный танец: зашел, перекрестился три раза сюда, потом три раза сюда, затем поставил три свечки, потом то, потом се. И все. И дрожание испуганное, чтобы не дай Бог ничего не нарушить, не оборвать невидимые паутинки, протянутые по храму: иди туда - сюда не иди, тут стой, так поворачивайся. И ведь инспектора-то суровые найдутся, все покажут до мелочей.

В итоге получается геометрически-формальная клетка какая-то вместо службы, где душа загнана в такой угол, из которой ей очень сложно выбраться, и испуганная там дрожит, и ты шаг боишься сделать лишний по храму, ведь суровые инспектора-то не дремлют. Ты оборачиваешься и чувствуешь их твердые взгляды. Где же здесь любовь? Есть Устав, есть этикет, есть нормы поведения. Но любви-то нет, испуг какой-то только, да и все.

В итоге человек просто боится зайти в храм, потому что суровость и непонятность чувствует, а любовь и милосердие нет.

Приведу цитату из проповеди митрополита Антония Сурожского, сказанную им на одной диаконской хиротонии в 1966 году: «Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь - это милосердие; Церковь - это любовь, и ничто иное; если она становится чем-то иным, то перестает быть Церковью во всей полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной».

Потому ни архиерей, ни священник, ни свечница, ни пономарь не вправе заслонять от человека Бога. Ведь Церковь и православное богослужение являются общением души с живым Богом. И ничто не должно этому препятствовать. Все в храме обязано способствовать этому: и святые иконы, и поклоны, и каждение, и ладан, и пение, и чтение молитв. Даже сами Таинства церковные - суть благодатные средства, являющиеся жердочками лестницы, по которой человек с Божьей помощью взбирается на небо. Никогда не следует этого забывать. И никогда нельзя делать из церковного Устава или из местночтимых храмово-приходских традиций законченного идола. Это глубочайшая ошибка, которая, к сожалению, очень распространена… Все это не есть самоцелью. Это средство - лодочка для путешествия по небесной духовной воде к Всевышнему.

И с данных позиций нужно подходить к храмовому богослужению. О том нам говорят и святые отцы. Вспомним четвертое деяние VII Вселенского Собора о почитании святых икон: «…чтобы при помощи живописных изображений их можно было приходить к воспоминанию и к памятованию о первообразе и соделаться причастниками некоего освящения». В этом догмате почти прямо говорится о том, что святые иконы - это благодатные средства, которые визуально, эмоционально, художественно и, наконец, духовно помогают через впечатление глаз восходить к первообразу, т. е. к Богу, чтобы освятиться от Него, стать причастником Его света.

По данному вопросу мне хотелось сказать именно это. Не дать сухую инструкцию, но скорее живое чувство, трепещущее в груди. Нужно обретать жизнь в Боге, а не запутываться в паутине внешних ходов и знаков.

Конечно, есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Так, к примеру, троекратно креститься при входе в храм нам следует в честь Святой Троицы. Но это не должно быть сухой формой, но нашим живым исповеданием веры во Святую Троицу - Отца и Сына и Святого Духа. С именно этими мыслями, чувствами и устремлениями мы троекратно крестимся перед входом в храм. Следующий наш обязательный шаг - храмовый образ или икона праздника на центральном аналое церкви. Обычно мы здесь также троекратно крестимся с малыми или поясными поклонами. По традиции два раза перед лобызанием образа, один раз после. В Великий пост обычно перед иконою или Распятием Христовым кладутся земные поклоны. Но это тоже не должно быть чисто механическим действием. Нам четко следует понимать, для чего это делаем. Икона праздника - это символ того события, которым в данный день или более длительный период времени живет Церковь. Обычно праздник, особенно двунадесятый, - это событие, положенное в основу Божественного плана спасения человечества. Потому логически умственно и душевно мы должны испытывать радость, что через целование иконы и богослужение стали сопричастниками праздника, сопричастниками собственного спасения, совершенного Богом. Храмовая же икона святого на центральном аналое - символ того, что данный угодник Божий пребывает в церкви и является ее небесным покровителем. Потому целуя храмовый образ, мы будто здороваемся с добрым другом своим, живущем в этом доме Божием, и просим у него молитвенной помощи и предстательства перед Творцом.

Где далее ставить свечи, какие иконы целовать или перед какими образами класть земные (крестимся, потом касаемся лбом земли, становясь на колени), или поясные (крестимся, потом достаем пальцами правой руки пола), или малые поклоны (крестимся и немного наклоняем голову и туловище) - ваше личное дело. Обычно свечи также ставят за упокой усопших на специальном металлическом столике со множеством маленьких подсвечников и Распятием - кануне (кануннике).

Конечно, есть некоторые ограничения, если в храме идет богослужение. Желательно приходить до начала богослужения и ставить свечечки, целовать иконы, чтобы потом не суетиться, а максимально сконцентрироваться на службе, которая совершается специально для нас и должна стать для души путешествием к Богу. Тогда сердце наше уподобится полому сосуду, в который вливается слово Божие - всеочищающее и спасающее.

Но случаи бывают разные. Я, к примеру, еще не будучи священником, забегал в храм перед работой, где уже шла Божественная литургия, ставил свечи, минут пять-десять слушал службу, испрашивая у Господа благословения на день. В этой церкви правилось ежедневно.

Если в храме идет богослужение, а вы пришли по своей надобности поставить свечечку, постарайтесь быть как можно незаметнее, чтобы не мешать молящимся.

Также хочется сказать несколько слов о ситуациях, когда в храм привозят святыни, например мощи. Тогда бывает большое стечение народа. Если вы видите, что длинная очередь, не делайте лишних движений, например троекратных земных поклонов: перекрестились, поцеловали святые мощи и отошли. Ведь за вами сотни людей, которые также хотят приложиться к святыне. Сделайте земной поклон мысленно, внутри сердца своего, а помолиться святому, испросить у него помощи в каком-нибудь своем деле можно и стоя в очереди или отойдя от ковчежца с мощами.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем помнить, что наша главная задача в храме - научиться разговаривать с живым Богом, а все остальное должно не мешать этому, но помогать. И ко всему, что происходит в храме, мы должны относиться правильно: не как к самоцели, но как к благодатным необходимым средствам, помогающим воспитать в сердце любовь к Богу и к ближнему.

Как говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан): «Главное в пост не есть друг друга». Вот так же и в храме на богослужении, и в жизни нашей повседневной главное не есть друг друга, но друг другу помогать: с Божьей помощью восходить из степени в степень, соединяясь с Господом и с ближним своим в соборном единении братской любви.

Поклонение мощам Николая Чудотворца

Мощи Николая Чудотворца пробудут в Москве с 21 мая по 12 июля и далее с 13 по 28 июля в Санкт-Петербурге.

В Бари, к слову сказать, побывало множество паломников из России, тысячи. Но при этом очень немногие россияне смогли себе позволить подобное паломничество. Проблему решила историческая встреча в Гаване 13 февраля 2016 года Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, на которой была достигнута договоренность об отправке части мощей Святого Николая для поклонения в Россию.

Можно сказать, что событие действительно знаменательное. Огромное количество паломников со всей России устремились к Храму Христа Спасителя, где находятся мощи и выстаивали долгие очереди, чтобы попасть в Храм. В некоторые дни приходилось стоять по 6 и более часов чтобы прикоснуться к святыне. Хочу заметить, что мероприятие организовано на очень высоком уровне.


Никаких конфликтов или даже просто проявлений недовольства во время ожидания замечено не было. На мероприятии дежурят отряды полиции и православных добровольцев, которые помогают паломникам переносить тяготы ожидания. В целом настрой у людей возвышенный, у каждого чувствуется воодушевление как будто перед каким-то важным событием в жизни.

Еще не прошло и полмесяца, а святые мощи посетили уже более 350 тыс. паломников, и их число растет.


Собственно чудеса начались неожиданно. Мне очень хотелось посетить святыню, но в связи с плотным графиком и командировками не представлялось возможным выделить несколько часов на мероприятие. И совершенно неожиданно 4 июня в День Святой Троицы раздался звонок из редакции с заданием поехать в Храм и сделать репортаж о событии. Видимо Святой Николай услышал мои пожелания.

Внутри Храма Христа Спасителя царила торжественная обстановка. Весь воздух был пропитан какой-то особой энергетикой и благодатью. Глаза людей светились радостью и торжественностью.

На пути к мощам Николая Чудотворца мой взгляд привлекала необычная икона Святого Николая, заметно отличающаяся от привычного нам образа.


Редкий образ Николая Чудотворца, написанный в Бари

Оказывается икона была сделана итальянским художником в Бари в 1994 году и обрамлена полудрагоценными камнями. И необычное исполнение и тот факт, что икона была написана в месте, где хранятся мощи святого дают ей какую-то особую силу и выразительность.

Частица привезенных мощей интересна сама по себе. Хотя известны и другие частицы мощей эта является особенной, так как представляет собой левое 9-е ребро Чудотворца, которое находится как раз близко к сердцу, наполненному вечной Любовью.


Традиционная икона Святого Николая Угодника

Также вспомнилось ветхозаветное предание о том, кто произошел из ребра Адама.

Святой Николай Чудотворец еще при жизни исцелял больных, спасал терпящих бедствие моряков, помогал заключенным, творил добро окружающим людям.

Ученые, исследовавшие останки святого пришли к выводу, что Святой Николай вероятно часть жизни провел в тюрьме из-за политических событий, подвергался нечеловеческим пыткам на дыбе, но теме не менее дожил до глубокой старости и до сих его мощи демонстрируют чудеса исцеления.


Одно дело слышать про чудеса, а другое дело испытать на себе. Вторым чудом этого дня явилось следующее.

Моя хорошая знакомая получила серьезную травму ноги и сейчас находится в стадии реабилитации, тренируясь, а легком беге на стадионе. После фотосъемки я так же приложился к святым мощам и мысленно пожелал здоровья моим родным и близким.

Какого же было мое удивление, когда созвонившись с этой знакомой после работы она рассказала, что во время бега по стадиону вдруг ощутила необыкновенную легкость и какая-то сила ее понесла как на крыльях. Как будто нога никогда и не болела. Сверив время я понял что это произошло именно в тот момент, когда я молился о здравии около мощей Николая Чудотворца.

Желающие узнать подробности посещения мощей св. Николая, могут посетить

Святые мощи способны творить чудеса. Многие православные знают, что после смерти люди, которые были названы святыми, не растворяются в земле привычным образом, а остаются в сохранности и источают благодать. Как правильно прикладываться к мощам согласно ? Какие для этого существуют традиции?

Святые мощи и церковный этикет

Когда мощи какого-нибудь святого привозятся в город, где до этого подобных событий не происходило, то к ним в церкви выстраивается целая очередь. Много страждущих желают прикоснуться к останкам святых, чтобы исцелиться или получить благословение.

Согласно церковным правилам, к мощам можно приложиться следующим образом:

  • подходя к усыпальнице святого, необходимо сделать два поклона до земли;
  • обычно прикладываются к голове, ноге или руке святого;
  • после однократного приложения отходят и делают еще один земной поклон.

Когда у православного возникает потребность приложиться к мощам неоднократно, он должен повторить весь вышеприведенный ритуал снова. Недопустимо целовать мощи накрашенными губами или иметь на лице какую-нибудь косметику. Также требуется четко соблюдать очередь. Еще нельзя ругаться и толкать других прихожан. Теперь вы знаете, как правильно прикладываться к мощам. Осталось осознать смысл данного действия.

Прикладываясь к останкам святого, человек выказывает уважение его жизненному подвигу. Он также просит выбранного святого о чуде, об излечении недуга, о сохранении семьи и подобных вещах.

Мощи являются проводником энергии и воли святого. Сами по себе они не являются идолами или культовыми предметами поклонения. Они просто проводят благодать в наш мир и транслируют просьбы верующих туда, куда они обращены.

Кроме того, существует версия, что мощи сохраняют в себе часть святости человека, совершившего духовный подвиг при жизни. И все те, кто выстраиваются в очередь к мощам, хотят прикоснуться к этой особой субстанции и напитаться ею для изменения своей жизни к лучшему.

У святых просят сил преодолеть трудности, молятся о здоровье близких, родителей и супругов. Обращаются к ним по поводу отсутствия детей в семье. Молят их о житейской мудрости и духовной прочности.

Стоит ли читать молитвы перед мощами?

При стоянии в очереди к святым мощам можно читать молитвы тому святому, которому мощи принадлежат. Не возбраняется просить святого о помощи и своими словами.

Перед походом в церковь можно также заранее прочитать молитвы перед домашним иконостасом. И придя домой из церкви, будет полезным завершить день чтением святых текстов и священных книг, особенно если они посвящены жизнеописанию того святого, к которому вы обращались за помощью.

Мощами христиане называют любые останки святых людей. Будь то пепел или целые кости, все они именуются святыми мощами. Нетленность мощей объясняется Божьей волей. Останки святого как бы изымаются из естественного круговорота вещей и явлений физического мира самим Богом. Их тление приостанавливается самым чудесным образом.

В православии нетленность останков святых воспринимается как живой урок о воскрешении тел после Страшного Суда. Но отсутствие тлена тела святого не является обязательным условием для его канонизации.

Подробное учение о важности почитания святых мощей было задокументировано в 787 году на заседании Второго Никейского Собора. В этом послании от Второго Собора содержится информация о том, что мощи сами чудес не совершают. Все чудеса вершатся по воле силы , и только при помощи мощей, но не при непосредственном их участии.

Изначально в христианской вере всех усопших предавали земле. Но император Констанций в 337 году распорядился поставить гроб своего отца в апостольском храме. Данная традиция стала повсеместной во второй половине 4-го века.

Теперь вы знаете, как правильно прикладываться к мощам и что необходимо делать после этого. Святые мощи почитаются православными христианами не меньше, чем иконы и распятия, среди которых также есть чудотворные.