Молебен о здравии богородице образец. Как правильно заказать благодарственный молебен: советы, рекомендации. Молебен — что это такое? Молебен о здравии

Дорогие братья и сестры!

У каждого из нас в жизни бывают такие моменты, когда просто необходима помощь Свыше. Во многих житейских ситуациях: в болезнях и недугах; при устройстве на работу и в начале всякого дела; в недоумении, как поступить и в решении важных вопросов; о сохранении семьи и при поиске своей половинки мы просим Господа, Богородицу и святых спасти, благословить, сохранить, защитить и помочь нам. В Русской Православной Церкви существуют краткая служба, которая называется МОЛЕБЕН . Молебны проводятся во всех православных храмах.

На молебны верующие подают записочки о здравии тех людей, которым нужна помощь, либо благодарят Господа, Богородицу и святых. Во время молебна священник молится о тех людях, которые указаны в записочках. (…еще молимся тебе, Господу Богу нашему, еже услышатися гласу моления нашего, и молитве и помиловати рабов Твоих (кто написан в записочках) благодатию и щедротами Твоими, и исполнити вся прошения их, и прости им вся согрешения вольная и невольная…и покрый их от враг видимых и невидимых, от всякия напасти, беды и скорби избавити, и подати здравие с долголетием… из последования Молебна) . Молебны бывают простые и водосвятные. На водосвятном молебне освящается вода. Святую воду после молебна прихожане уносят с собой и ее можно и нужно употреблять, окроплять жилище (место работы) и всякую вещь. (О еже быти воде сей целительной душ и телес и всякия сопротивныя силы отгнательной … из последования малого освящения воды ). Это значит, что Благодать Святаго Духа, которая посылается на воду при ее освящении, имеет целебные свойства и отгоняет нечистую силу.

"Освящённая вода имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею. Она приемлема с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни".

Святитель Димитрий Херсонский

В записочке могут быть указаны имена только Православных Христиан.

Братья и сестры! Помните, что молебен это не волшебство. Каждый человек непременно должен и трудиться и молиться сам для спасения своей души и помощи ближним! "По вере Вашей да будет Вам"!

Ежедневно после Божественной Литургии в Богоявленском (Елоховском) кафедральном соборе совершается водосвятный молебен с акафистом Святителю.

Проезд: ст. метро Бауманская.

Образец написания записочки на молебен

Что такое Крещение? Что такое Причастие? Что такое исповедь? Что такое соборование? О правилах поведения в храме

Что такое День Ангела?

Не пропустите свой День Ангела!

Вы знаете, когда день памяти Вашего святого Небесного покровителя ? То есть, по-простому, когда у Вас День Ангела ?

Каждому человеку при Святом Крещении Господом даётся бестелесный Ангел Хранитель. При этом у Вас появляется и святой Небесный покровитель, в честь которого Вам даётся церковное имя.

Мы поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела (это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тёзок; нельзя, однако, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей). Традиционно День Ангела относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день "телесного" рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день - это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь - древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями - в честь родственников, например.

Всю жизнь мы должны общаться с нашими Ангелами Хранителями и со святыми Небесными покровителями, молиться им, не обижать их, забывая, когда у нас День Ангела или, ещё хуже, вообще не знать, в честь кого нас крестили. Ведь наш невидимый, но очень близкий и верный друг - святой Небесный покровитель, всю нашу жизнь молится о нас Господу. А, самое главное, он после нашей смерти будет оправдывать нас пред Господом.

Чтобы порадовать святого Небесного покровителя и сделать полезное своей душе, желательно в День Ангела исповедаться и причаститься, или просто сходить в храм помолиться. Не надо в этот день ни с кем ругаться, лучше делать добрые дела.

Если Вы не помните, когда у Вас День Ангела, то спросите любого православного священника. Батюшка подскажет, в честь какого святого Вы окрещёны.

Вы не знаете у какого святого просить помощи: в поиске работы; об исцелении от болезней; об успехах в бизнесе; чтобы супруги не ругались; в воспитании детей и т.д.? Вам нужно заглянуть в список "Каким святым в каких нуждах нужно молиться" и Вы узнаете, к каким святым Православной Церкви обращаться по той или иной причине.

Каким святым нужно молиться в тех или иных нуждах

Благодарственный молебен заказывают:

    Спасителю

    Пресвятой Богородице

    Ангелу Хранителю

    Всем святым

О начале всякого дела:

  • Спасителю.

Об исцелении от болезней:

  • иконе Божией Матери "Целительница", святым великомученику Пантелеимону, бессребренникам и чудотворцам Косьме и Дамиану, преподобномученице Великой Княгине Елисавете, святителю Луке Войно - Ясенецкому (все болезни);
  • иконе Божией Матери Казанская, святителю Алексию митрополиту Московскому (болезни глаз);
  • святому пророку Моисею (дефекты речи);
  • святым преподобному Амфилохию Почаевскому и блаженной Матроне Московской (болезни ног);
  • святому Предтече и Крестителю Господню Иоанну (болезни головы);
  • иконе Божией Матери "Троеручица", святому преподобному Иоанну Дамаскину (болезни рук);
  • святому священномученику Антипе (зубные болезни);
  • иконе Божией Матери "Всецарице" (онкологические заболевания);
  • святому преподобному Агапиту Печерскому (женские болезни);
  • иконе Божией Матери "Млекопитательница" (когда болеют дети).

От бесплодия:

Чтобы хорошо протекала беременность и об удачном разрешении от бремени:

  • иконам Божией Матери "Феодоровская", "Помощница в родах".

Икона всех Святых

При кормлении грудью:

  • иконе Божией Матери "Млекопитательница".

Об удачном замужестве:

  • Пресвятой Богородице;
  • Святителю Николаю чудотворцу.

Чтобы найти хорошую невесту:

  • Спасителю;
  • Своему святому покровителю.

О разрешении проблем в браке и примирении мужа и жены:

  • святым мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву;
  • святым Царственным Страстотерпцам;
  • святым благоверным князю Петру и княгине Февронии.

О помощи в воспитании детей:

  • иконам Божией Матери "Воспитание" и "Млекопитательница";
  • святым покровителям своих детей.

О помощи в учении, об успешной сдаче экзаменов (курсовых, дипломов, зачетов и т.п.):

О разрешении жилищных проблем:

  • святому благоверному князю Даниилу Московскому;
  • святой блаженной Матроне Московской.

О помощи в строительстве:

  • святым Киево-Печерским зодчим.

О помощи в бедности и нужде и всяких житейских проблемах:

  • святителю Спиридону Тримифунтскому;
  • святителю Николаю чудотворцу;
  • святой блаженной Ксении Петербургской;
  • святому праведному Филарету Милостивому.

О возвращении утерянных вещей:

  • святому мученику Трифону.

О путешествующих:

  • святителю Николаю чудотворцу.

О помощи в торговых делах (успешном бизнесе, предпринимательстве):

  • святому великомученику Иоанну Новому Сочавскому.

Об избавлении от пьянства, наркомании, пристрастия к азартным играм и игровым автоматам:

  • иконам Божией Матери "Неупиваемая Чаша", "Взыскание Погибших", "Споручница Грешных";
  • святому мученику Вонифатию;
  • святому праведному Иоанну Кронштадтскому.

Об избавлении от блудной страсти:

  • святому мученику Вонифатию;
  • святому преподобному Иоанну Многострадальному Печерскому;
  • святой преподобной Марии Египетской.

О помощи в судебных делах и о заключенных:

  • святой великомученице Анастасии Узорешительнице.

О помощи в устройстве на работу:

  • святому мученику Трифону.

О военнослужащих:

  • святому великомученику и Победоносцу Георгию, святому мученику Иоанну Воину (этим святым молятся о военных и солдатах, находящихся в любых родах войск);
  • святому Архангелу Михаилу (покровитель летчиков и космонавтов);
  • святому апостолу Андрею Первозванному (покровитель моряков);
  • святому пророку Илие (покровитель Воздушно-Десантных войск).

Об успешной врачебной практике:

  • святителю Луке Войно-Ясенецкому.

Об искоренении злобы между близкими людьми, друзьями, коллегами, соседями:

  • иконе Божией Матери "Умягчение Злых Сердец".

От напастей бесовских, о защите от чародеев и колдовства:

  • святым священномученику Киприану и мученице Иустинии;
  • святому великомученику Никите;
  • святому мученику Трифону.

О сродниках и близких людях, заблудших, которые не ходят в Православный храм:

  • иконам Божией Матери "Споручница Грешных", "Взыскание Погибших".

В унынии, печали и депрессии:

  • иконе Божией Матери "Утоли Моя Печали", "Избавление от бед Страждующих".

О том, чтобы все хорошо было у нас в России:

  • иконам Божией Матери "Казанская", "Владимирская", "Тихвинская", "Иверская";
  • святителю Алексию митрополиту Московскому;
  • святым благоверным князьям Димитрию Донскому, Александру Невскому и Даниилу Московскому;
  • святым Царственным страстотерпцам.

О даровании государственной мудрости власть имущим:

  • святителю Алексию митрополиту Московскому и всея России чудотворцу.

О выздоровлении домашней скотины:

  • святым мученикам Флору и Лавру.

Или о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний.

Благодарственные молебны адресуются только Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого он будет совершаться.

Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они соединяются с чином малого освящения воды. Другие совершаются по просьбе отдельных лиц или в бедственных случаях (болезнь, засуха, война).
Потребность помолиться «о малом» так, как учил преподобный – «коротенько, да горяченько», осуществляется нами на молебне. Болеем ли мы? – Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? – На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? – Выслушаем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? – Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? – Будем служить благодарственный молебен

Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов – на поле и т.д. Может соединяться с .

По структуре молебен представляет собой сокращённый вариант . Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6-й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов или припевов канона.

О недопустимости молебнов после Литургии

Заказ молебнов или панихид сразу после литургии теми, кто в ней участвовал является непониманием сущности Евхаристии. Ниже мы приводим несколько авторитетных мнений по этому вопросу.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

На епархиальном собрании Москвы 23 декабря 2009 года Патриарх указал на недопустимость совершения общего молебна после Божественной литургии и напомнил, что молебен – это краткая утреня. Служение молебна как части Литургии противоречит церковному уставу, сказал Патриарх и отметил, что практика совершения общих молебнов возникла в советское время, когда было «мало храмов, а просьбы отслужить молебен поступали, и чтобы на все просьбы ответить, объединяли все прошения в общий молебен».
Патриарх призвал отходить от этой практики и служить молебны, когда их заказывают: «Заказывают – послужи, заказали с акафистом – надо отслужить с акафистом», – сказал Патриарх. – Отходить от практики. Заказывают – послужить. А делать частью литургии – против церковного устава.

Отрицанием евхаристичности, т. е. самого смысла Литургии является просьба человека, присутствовавшего на Литургии и слышавшего эти слова, отслужить ему благодарственный молебен, потому что он ему понятнее, ближе и говорит ему больше, чем самая возвышенная благодарственная служба – Евхаристия.

Так невыразимо грустно слышать эти просьбы о благодарственном молебне после Литургии, т. е., иными словами, вместо Литургии, которая, следовательно, ничего не говорит душе желающего поблагодарить Бога человека. Кстати сказать, вообще, служение каких-либо треб после Литургии так противоречит духу нашего богослужения!

После заупокойной Литургии, на которой совершилось поминовение усопших, и на проскомидии и на ектении, после отслуженного накануне парастаса просьба о совершенно частной, моей собственной, моей личной панихиды, т. е. исковерканной заупокойной утрени, сведенной на 10-минутную требу, звучит опять-таки таким непониманием сущности евхаристического Жертвоприношения за упокоение душ усопших.

Еще, может быть, большим литургическим противоречием является вообще служение молебна после Литургии, молебна сегодняшнему святому. Это есть отрицание всего прекрасного архитектонического плана нашего богослужения. Суточный круг последований данного праздника или святого, начавшийся накануне с вечерни, перешедшей потом в утреню (с их стихирами, тропарями, канонами и кондаками, в которых постепенно, все больше и больше нарастая, раскрывалось значение празднуемого события) закончился, завенчался Божественной Литургией, Тайной Вечерей в честь данного события или святого.

Это та вершина богослужебного откровения, выше которой не может и не смеет быть ничего. Если что-то есть, что может быть выше евхаристического прославления данного праздника, то, значит Литургия – не вершина, значит, есть что-то важнее в круге и иерархичности священных воспоминаний и чинопоследований, что выше Тайной Вечери. И таковым является молебен тому или иному святому или празднику, в котором представлена сокращенная до всякой потери индивидуальности данного праздника и воспоминания утреня с запевами канона вместо самого канона, с величанием вместо глубоких по содержанию стихир, пропетых накануне, и, конечно, с подачей записочек о здравии и с многолетиями тому или иному лицу.

Несказанно грустно, скорбно, больно за литургическую безграмотность, за попрание основных принципов устава церковного благолепия, за нарушение церковной красоты. Мы это говорим с полной сознательностью и убеждением не потому только, что это является нашим литургическим убеждением, нашим личным переживанием богослужебного строя, a потому, что за собой мы слышим дорогой нам голос тех наших Учителей, именно Учителей с большой буквы, литургический слух которых был безошибочен и понимание смысла и строя нашего богослужения было непогрешимым.

«А сегодня на литургии изобразительные пели полностью, на блаженнах – что полагается из канона святого и отцев. Тропарей и кондаков у нас только шесть, читалось три Апостола и три Евангелия. Конечно, молебна не было, ибо не полагается после литургии, а только пред «Буди имя Господне» – тропарь святому и молитва. Но многолетие и вчера после молебна, и сегодня после литургии было. Многолетствовал и преосвященнейшему Корнилию, епископу Вязниковскому и Яропольскому, с богохранимой паствой владимирской. И со стороны продолжительности соблюли устав, который требует, чтобы литургия шла один час. У нас часы и литургия с многолетием заняли 1 час 5 минут».

Преподаватель регентского факультета Свято-Тихоновского университета Евгений Тугаринов, регент архиерейского хора Русского православного собора в Лондоне (из интервью)

– В России относятся к молебнам и литиям после литургии по-разному. Например, архимандрит говорил что это ни к чему – в Чаше заключена вся полнота.

– Вот и владыка () и отец Михаил (Фортунато) говорили мне примерно то же самое: зачем молебен, зачем панихида, мы уже всех поминали на проскомидии.

Священник , настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва, духовник Свято-Владимирского учебного центра, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия»

Если человек участвует в Литургии, если мы говорим, что он одновременно ее сослужитель, то он пришел в храм не просто просить что-то лично для себя, но в этот момент стал Церковью, исполнил себя как член Тела Христова. И поэтому когда совершается Литургия, она обнимает собой каждого человека лично со всеми его нуждами, печалями и тугами. Веровать во святую апостольскую – значит верить, что она и все твое прошение, всю глубину твоей скорби, твоей радости, твоего горя, твоего благодарения принесла к престолу Божию.

Но люди, которые не видят в Церкви ее всеобъемлющего значения, потом приходят и просят – специально для меня послужите вот по этому конкретному поводу, хотя в самой Литургии уже заключено исполнение всех этих прошений. И в практику нашей Церкви давным-давно вошло служение после Литургии молебнов и панихид. Зачем? Подал ты записку или не подал, раз ты в Церкви стоишь, разве тебя Господь не видит? Разве Он не знает прежде твоего прошения все, что ты хочешь у Него попросить?

И поэтому служить после Литургии молебен просто бессмысленно. Происходит это только оттого, что часть людей, пришедших на службу в храм, участвует в Литургии, а часть – находится во время Литургии. Часть людей – отдается полностью соединению Церкви, а часть переживает немножечко иначе: они пришли, отстояли службу, а уже потом для них начинается самое главное, – сейчас будут просить о его личной конкретной просьбе, о его здоровье, о его путешествии, хотя все это в Литургию входит духовно, потому что приносится жертва, и Он, Спаситель мира, приносит жертву за всех и за вся.

Это так привычно стало, – заканчивается Литургия, священник выходит служить водосвятный молебен. Но вы себе представить не можете, как священнику внутренне тяжело и нелепо служить молебен после Литургии, когда все, что можно, у Бога испросили.

Тогда возникает вопрос: зачем существуют молебны, зачем существуют панихиды? А они существуют как внелитургическое действие. И сейчас нигде, ни в Греции, ни в Болгарии, мы не встретим совершение молебна после Литургии, и в России раньше такой практики не было. Священник приглашался в дом или в какое-то определенное место, и служился молебен по конкретному поводу с конкретными людьми. Например, молебен на ниспослание дождя.

(function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || ).push(function() { try { w.yaCounter5565880 = new Ya.Metrika({ id:5565880, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true, trackHash:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script"), s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://cdn.jsdelivr.net/npm/yandex-metrica-watch/watch.js"; if (w.opera == "") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");

Друзья добрый день. Кто не согласен с тем, что наша жизнь похожа на зебру? То полоса белая, то полоса чёрная, то радость, то проблема. Конечно, большинство трудностей мы решаем с успехом и быстро, но бывает и так, что в некоторых жизненных ситуациях мы задерживаемся надолго и никак не можем найти правильного решения. Что делать? Конечно же, обратиться к Богу. Форм обращений к Богу много и один из таких наиболее «сильных» вариантов — Сорокоуст.

В русских православных традициях существует два вида служб с одинаковым названием «Сорокоуст». Есть Сорокоуст о здравии и есть сорокоуст об упокоении. И хотя тема сегодняшнего дня «сорокоуст о здравии» давайте для начала посмотрим на то, что же такое сорокоуст.

Что такое сорокоуст?

Сорокоуст – это особое поминовение, которое совершается ежедневно в течение сорока дней. Сорокоуст считается очень мощным служением, так как на каждой службе имя указанного человека «встаёт перед Господом».

Ещё раз упомяну о том, что есть сорокоуст об упокоении, который особенно важен для новопреставленных и есть сорокоуст о здравии, который можно подать за живого, но обязательно крещёного человека. Однако всё это разделение довольно-таки условно, так как считается, что «для Всевышнего все живы».

Зачем заказывать сорокоуст о здравии?

Сорокоуст о здравии заказывают не только за физическое здоровье тяжелобольных, но и за душевный покой, для благословения начинаний, на поиск своей второй половинки, на поиск работы и даже на материальное благополучие. А если кратко, то сорокоуст о здравии – это духовная просьба к Господу о помощи, в решении своих: как духовных, так и физических проблем. Такая духовная просьба никогда не остаётся без внимания, а проблемы обычно находят свои «красивые» решения.

Вписывайте всех людей, которым вы желаете добра, здоровья и всех благ и подавайте эту требу в храме, церковной лавке, или заказывайте сорокоуст о здравии онлайн . В заказанной требе, возможно, приписать и нужды («болящий», «страждущий») человека.

Сорокоуст и недоброжелатели

Если случилось так, что у вас появились недоброжелатели или даже враги, то не падайте духом, сначала попытайтесь сами исправить ситуацию, если прогресса нет — просите Бога

Сорокоуст о здравии заказывают не только близким, но и своим недоброжелателям. Этим действием мы просим Бога, чтобы Он переменил злые намерения вашего недоброжелателя, направил человека «в правильное русло», чтобы этот человек стал жить в гармонии с Богом, окружающими людьми, а стало быть, и с вами.

«Обидчику надо пожелать только здоровья и счастья, а Господь сам разберется, что ему дать. Только прощать человека нужно от всей души».

Дени, 25 лет

Есть народное поверье о том, что если заказать за обидчика сорокоуст о здравии в разных храмах, то этот обидчик уже не «тронет» тебя со злым умыслом.

«Я пришла к одному чиновнику с просьбой о помощи-он же ко мне отнесся просто по-хамски я регулярно заказывала ему молебен о здравии и на год и на полгода заказывала, и сорокоуст заказывала, и акафисты о здоровье. Этот человек изменился ко мне полностью и сам спрашивал, как мне помочь Спасибо Господу за это!»

Анастасия

Сорокоуст от болезни

Если вы или близкий вам человек болен, то, прежде всего, для выздоровления нужно сделать всё, что зависит от вас и то, что предлагают для излечения врачи. Только после этого можно обращаться к Божией помощи, которая приходит к нам не в виде света, изливающегося с небес, а как добросовестный врач, назначивший подходящее лечение, или как необходимое лекарство, которое в нужный момент оказалось в аптеке рядом. Божия помощь непременно приходит, если о ней просить, а пути её неисповедимы.

Я заказывала сорокоуст за дочку сразу в 3 церквах т ***** в один день. У нее был рак лимфоузлов сейчас она здоровая, вот.

Татьяна, любящая мама

Сорокоуст и семья

Сорокоуст о здравии заказывают, и те, кто ищет свою вторую половинку и те, кто хочет поддержать свою семью.

В первом случае (если на то есть Воля Божья), обычно вскоре появляется суженый (суженая), и это соединение будет от Бога.

В случае неурядиц в семье может быть по-разному. Во-первых, появляется, весомый шанс сохранить ваш брак, ну, а если он всё же распался, то значит так лучше для вас обоих – Бог знает наперёд, что лучше для каждого из нас.

Но конец всей этой истории с обманом (муж жил на две семьи) пришел только благодаря Богородице и Господу Богу! Повторюсь, семь лет человеку удавалось обманывать.

Надежда, после сорокоуста о здравии мужа

Почему 40 дней?

Число сорок в Библии и святых писаниях упоминается не раз: Господь появляется перед учениками до Вознесения 40 дней, 40 дней Спаситель пребывает в пустыне после крещения, 40 дней поста пророка Моисея. Считается, что 40 дней – это ключевой рубеж для души, после смерти физического тела. Беременность протекает тоже 40 недель (9 месяцев). Всё это указывает на сакральное значение числа 40.

Как правильно заказать сорокоуст

Основное условие при заказе сорокоуста – человек должен быть крещён.

Поданные записки на совершение сорокоуста во время Великого Поста будут отслужены не сразу, а только после его окончания.

Подавать требу можно как о других, так и о себе. Заказывать сорокоуст о здравии можно в любом храме, церковной лавке, и даже не выходя из дома, через онлайн-сервис .

Не отчаивайтесь, если вы по каким-либо причинам не можете лично посетить храм, не забывайте о том, что за окном 21 век!

Буду рад, если Вы поможете развитию сайта, нажав на кнопочки ниже:) Спасибо!

Особенность жизни верующего, церковного человека заключается в том, что каждое в той или иной мере значительное событие он стремится освятить молитвой. Все свои начинания, просьбы и чаяния человек несет к Богу. В минуты радости — возносит Ему благодарение, в трудные минуты — обращается к Его Милосердию и Любви. Это стремление призывать Господа и святых в разнообразных жизненных ситуациях стало причиной появления молебнов.

Что такое молебен?

Молебном (или молебным пением) называется сугубое (внелитургическое) моление к Богу, Пресвятой Богородице, святым по какому-то специальному поводу, когда верующие просят о милости или благодарят за ниспосланные блага (просительные и благодарственные молебны).

Во время молебна Церковь освящает, призывает Божию благодать на все, что играет роль в жизни человека, — действия, события, время и пространство. Поводом для совершения молебна могут послужить какое-то начинание (строительство дома, открытие собственного дела, поступление в университет, начало путешествия), воспоминание о важном моменте жизни (годовщина брака, именины), религиозные события (церковные праздники, дни памяти святых) и многое другое.

Часто молебны служатся также в связи с печальными обстоятельствами жизни — как целого общества (неурожай, война, пожар, техногенная катастрофа, эпидемия), так и отдельных людей (болезни, потеря имущества и др.).

Чем отличается молебен от сорокоуста или проскомидии?

Молебен является отдельным, внелитургическим богослужением, в отличие, например, от проскомидии (которая входит в состав литургии) или сорокоуста (который представляет собой поминовение на проскомидии в течение сорока литургий).

Молебен может служиться либо в церкви, либо вне ее — в частных домах, квартирах или даже на улице. Во время престольных праздников молебны часто сопровождаются колокольным звоном и крестным ходом.

Какие бывают молебны

С точки зрения чина молебны представляют собой сокращенную утреню. Друг от друга они отличаются определенными особенностями структуры и продолжительностью. В обычный чин молебна входят 50-й псалом, тропари, канон (чаще всего поются только припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому обращен молебен, иногда чтение акафиста.

Бывают также молебны без чтения канона (например, на Новый год, на начало учебного года, о воинах, о болеющих), а также без чтения Евангелия (чин благословения воинов, отправляющихся на войну, чин благословения колодца и др.).

По количеству участников молебны можно условно разделить на:

Общественные, которые совершаются на потребу большого количества людей (например, жителей деревни или города);

Частные, совершающиеся по просьбе или нужде отдельных людей, семей.

Кому можно служить молебен?

Молебны благодарственные адресуются только Самому Господу. Просительные же можно посвятить также Богородице и святым Православной Церкви.

Молебны Пресвятой Богородице

В церковной практике существует традиция соотносить содержание просьб с определенными иконами Божией Матери. Например, молебен перед иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша» совершается о людях, страдающих от зависимостей (алкогольной, наркотической и других). Такое «тематическое» моление обусловливается либо историей создания или обретения иконы, либо преданиями об исцелениях и других чудесах, с ней связанных. (Часто эти истории упоминаются и в акафистах, посвященных той или иной иконе.) На практике происходит так: люди с общей проблемой и общей просьбой собираются вместе и приносят одно общее моление (например, об избавлении их родных от пагубной привычки). Часто для этого устанавливается определенный день недели. Другие прихожане могут присоединиться к этой группе молящихся, потому что, благодаря установившейся традиции, будут знать, о чем совершается данный молебен.

По такой же причине, в связи с преданием и традицией, перед иконой «Всецарица» совершаются молебны об исцелении от онкологических заболеваний. Именно поэтому образ «Всецарица» (и даже домовые храмы, освященные в честь него) очень часто присутствует в онкоцентрах и больницах.

Вышесказанное отнюдь не значит, что с такой же просьбой нельзя обратиться к Богородице перед другой Ее иконой.

Молебны святым

Очень часто просительные молебны посвящаются святым.

Вопрос почитания святых в Православной Церкви зачастую связывается с некоторыми заблуждениями и суевериями. Часто встречаются представления о том, что определенные святые «специализируются» на тех или иных прошениях, в связи с чем можно услышать вопросы: «От чего помогает тот или иной святой?» или «Какая молитва этому святому самая действенная?». Подобные слова являются проявлением суеверия разной степени осознанности.

Православные люди должны понимать, что молитвы — не заклинания. Святые — это люди, своей жизнью и поступками угодившие Господу, которые сейчас находятся у Престола Божия и молятся о нас — и вместе с нами. Когда мы обращаемся с молитвой к тому или иному святому, мы просим его помолиться о нас Богу. Вопрос «Какому святому молиться для того-то и того-то?» — это проявление магического сознания, демонстрирующее непонимание духовного смысла священных действий, в частности молебна.

Традиция соотносить те или иные просьбы и жизненные нужды с определенными святыми (как и с иконами Божией Матери) зачастую связаны либо с содержанием житий святых, либо с преданиями о чудесах, которые Господь являл по их молитвам. Так, например, мы знаем, что великомученик Пантелеимон, святые бессребреники Косма и Дамиан во время земной жизни были врачами. Именно поэтому на молебнах, адресованных этим святым, люди просят об исцелении от болезней (и не только телесных, но и духовных). Из жития святой Ксении Петербургской известно, что блаженная несколько раз пророчески указывала девушкам на их будущую брачную жизнь. В связи с этим святой Ксении молятся о счастливой семейной жизни. Святителю Спиридону Тримифунтскому (из жития которого известно, как святой помогал многим простым людям в их бытовых нуждах) молятся об устроении бытовых, жилищных дел.

Молебны о здравии

Наиболее часто совершаемыми являются молебны о здравии. Они могут быть адресованы Господу, Богородице или святым.

Святитель Феофан Затворник, отвечая на просьбу некоей женщины помолиться о ее больной дочери, говорит, что ни молебен, ни проскомидия, ни какая-либо молитва о здравии не будет действенной, если человек, который ее заказывает, сам не вздыхает о своем близком: «молебны потрещат, а молитвы о болящей не будет».

Молитва совершается в человеческом сердце. Поэтому, заказав молебен в храме, мы должны и сами присутствовать на богослужении и вместе со служителями просить Господа об исцелении души и тела нашего близкого.

Молебны об упокоении

Отдельный вид молебна — об упокоении — называется панихидой. Панихида служится на третий, девятый, сороковой день после дня преставления, а также в связи с годовщиной смерти. Существуют также установленные Церковью дни вселенского поминовения усопших. Это родительские субботы во время Великого поста, суббота мясопустной седмицы, Радоница, суббота накануне Троицы.

Что такое молебен с водосвятием?

Водосвятием в Православии называется обряд призывания Божиего благословения на воду, в результате которого вода приобретает особые благодатные свойства. Освященную воду именуют «агиасмой» («святой водой»).

Водоосвящение символически соотносится с Крещением Иисуса Христа в реке Иордан, когда освятилась вся водная стихия. Кроме великого водосвятия существует также малое, имеющее свой символический исток в освящении ангелом Силоамской купели, о котором рассказывают евангелисты. Большая часть песнопений в обряде водоосвящения адресуется Богородице, Которую исконно именуют Живоносным Источником. Малое освящение не имеет регламентированного времени и места: его совершают как в церкви, так и в частных домах или же под открытым небом — по определенным праздникам или же по прошению прихожан (например, во время чина освящения нового дома, квартиры).

Ежегодно малое водосвятие совершается 1 августа — в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, а также в четвертую среду после Пасхи — праздник Преполовения, который означает середину пути между Пасхой и Пятидесятницей.

Во всех храмах освящение воды осуществляется в престольные праздники для окропления.

Как заказать молебен?

Заказать молебен вы можете в любом православном храме. Для этого нужно указать в записке вид молебна (благодарственный, о воинах, о начале учебного года) и кому он совершается (Святителю Николаю, Пресвятой Богородице, блаженной Ксении Петербургской и т. д.). Далее следует перечислить имена людей, за которых вы просите помолиться. Имена указываются в полной форме, в родительном падеже (например, «О здравии Николая, Анатолия, Людмилы...»).

Важно! В записках на молебен можно указывать лишь имена христиан, крещенных в Православной Церкви. Не следует вписывать имена иноверцев, инославных, атеистов, а также людей, которые ушли из жизни в результате самоубийства.

В нашем монастыре подать записки на молебен можно несколькими способами:

Через монастырскую лавку;

Через сестер милосердия, которые несут послушание в монастырских киосках в городе;

Что такое Церковная записка, и какие они бывают?

Дорогие братья и сестры!

Совершая церковное поминовение, мы самым лучшим образом заботимся о своих родных и близких. Живущим с нами просим у Господа телесное здравие, благополучие и душевное спасение, а усопшим блаженный и безмятежный Рай.

Записка или церковная записка ― это список имен, который священник поминает за Божественной Литургией, панихидой или молебном.

Записки бывают О здравии (в которую записываются имена живых людей)

и О упокоении, (в нее записываются имена усопших).

Записки делятся на две категории:

разовые (одноразовое поминание) – простая, заказная, особая, панихида, молебен,

и длительные (многоразовое поминание) – сорокоуст, полгода, год.

Теперь я постараюсь как можно понятней описать значение и поминание каждой из них. (Есть один момент, который Вам лучше уяснить сейчас. Во все категории (кроме панихиды в которую вписываются имена только о упокоении и молебна – где пишут имена лишь о здравии ), можно подать записки как О здравии так и О упокоении.

Записки с разовым поминанием (на одну службу)

Простую записку во время Литургии читает алтарник (помощник священника).

Заказную записку (или, как ее еще называют – «обедню») читает сам священник два раза. Первый раз – в начале Литургии, на проскомидии, вынимая при этом частички из просфоры, которые в конце службы будут опущены в Чашу, где они омоются в Крови Христовой, а значит и грехи помянутых людей омоются в Его Крови. Второй раз поминает имена на Литургии во время ектеньи (особом молении).

Особую записку также читает сам священник но четыре раза, присовокупляя к каждому имени особое прошение. (Если человек болящий, то прошение о болящем, если путешествующий, то прошение о благополучном путешествии, если у человека какая-то другая нужда, то прошение о благополучном исполнении дела). В первый раз во время проскомидии, второй раз на Литургии во время ектеньи, и два раза на молебне.

Молебен – это особое Богослужение о живых, и поэтому записки на него можно подавать только о живых. Молебен можно заказать Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, или любому угоднику Божию (свт. Николаю Чудотворцу, прп. Сергию Радонежскому, блж. Матроне Московской, и другим святым).

Молебен может быть просительным (когда Вы просите о чем-либо, например перед началом важного дела, об исцелении больного, о путешествующих, на начало учения детей, молебен в день именин своему Небесному покровителю и т.д.), или благодарственным (когда Вы уже благодарите Господа, Богородицу и святых об исполнении Вашего прошения).

Молебны служатся в храме в основном после Литургии, но иногда и до Литургии, или в любое другое время.

Панихида – это особое Богослужение о усопших. Подавая на панихиду записки, мы также улучшаем загробную участь близкого нам умершего человека. И чем чаще мы молимся о умерших, тем лучше становиться их участь. Если душа усопшего в аду, то с каждой за нее молитвой, она чувствует облегчение в муках, пока Господь, по Вашим постоянным молитвам, совсем не простит ее и не примет в Рай. Если же душа усопшего в Раю, то в каждый раз, как только вы молитесь о ней, она молится за вас, и ее участь становиться более счастливой (так как в Раю нет предела блаженству!).

Поэтому святые отцы заповедают молиться о умерших даже в том случае, если их душа находится в Раю.

Записки с многоразовым поминанием

Сорокоуст – это многоразовое поминовение. В течении сорока дней, когда совершаются в храме службы, священник всякий раз поминает записанное Вами имя, и вынимает за этого человека частицу из просфоры.

Полгода – эта когда имя будет поминаться на каждой службе в течении полугода, и в каждый раз будет выниматься частица из просфоры для омовения грехов.

Год – имя поминается на каждой службе в течении всего года с выниманием частицы из просфоры.

Я описал те записки, которые можно подать во всех храмах Русской Православной Церкви, и, конечно же, в наш Свято — Никольский храм.

С уважением, священник Фёдор Зинченко.