Презентация на тему "Многообразие путей познания мира.". Многообразие путей познания Презентация на тему миф и познание мира

Под путями познания понимают способы получения знаний. В ходе общественного развития знание передается из поколения в поколение, прирастает и уточняется в многообразных, но взаимосвязанных социально-культурных формах. Разграничи­вают научные (основанное на рациональности и логике) и нена­учное (основанное на чувственно-образном восприятии окру­жающей действительности). Наука - опытно-экспериментальное знание. Она появилась лишь в XVH веке. Частью научного по­знания является социальное познание. Научное познание такого объекта, как общество, включает в себя социальное знание (со­циологический подход) и гуманитарное знание (общечеловече­ский подход).

Ненаучный путь познания представлен в следующих фор­мах:

- обыденно-практическое (житейское);

- игровое;

- художественное (искусство);

- мифологическое;

- религиозное;

- народная мудрость и здравый смысл;

- самопознание;

- паранаука (околонаучное знание)

Исторически первой формой знания было мифологическое знание.

Миф - самый ранний способ понимания природной и обще­ственной действительности (т.е. рассказ древнего человека о мироздании). Мифологическое познание - это первая попытка человечества в фантастических образах обобщить и объяснить различные явления природы и общества, своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Мифологическое познание тесно связано с религиозным, поскольку в нём отрази­лись элементы религии и представления о сверхъестественном. Из мифа выделились религиозная и философская формы знания.

Обыденно-практическое, или житейское, познание («И опыт, сын ошибок трудных...») формируется на основе жизненной практики, опыта повседневной жизни, которые дос­тавляют элементарные сведения о природе и окружающей дей­ствительности и представляют простой набор полезных сведе­ний, приметы, наказы старших, личный опыт. Мы многое узнаем уже на уровне нашего обычного здравого смысла. Однако жи­тейское познание субъективно ииндивидуально. Житейское по­знание сельского и городского жителя будет различаться в обы­денных вещах (откуда берётся вода, сколько минут надо идти от дома до школы и т.д.).

Народная мудрость и здравый смысл - это обобщенные практические знания целых поколений.

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, на­правленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в ви­де описаний. Причем такие описания содержали собранный во­едино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. Из обобщенного опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы Большинство положений народной муд­рости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью («Куй железо, пока горячо»). Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоя­нии, когда он легче поддается воздействию. Это суждение озна­чает призыв делать что-либо своевременно, пока условия спо­собствуют деятельности.


Отличительной чертой народной мудрости как своеобразно­го свода рецептов поведения для разных случаев является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлени­ям, поступкам. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать се­годня» и «Утро вечера мудренее».

Словарь определяет здравый смысл как стихийно склады­вающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды лю­дей на окружающую действительность и самих себя; эти взгля­ды являются основанием для практической деятельности и мо­рали. Здравый смысл включает определенные сведения, усвоен­ные стихийно, без специальной познавательной деятельности Эти знания усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. Он составляет так называемое природное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Так, с точки зрения здравого смысла, если не знаешь как поль­зоваться каким-либо прибором, целесообразно спросить у знаю­щего, а если такового нет - не трогать прибор без крайней нужды. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другим и самому себе.

Религиозное познание - это совокупность религиозных чувств, взглядов и представлений о Боге, бессмертии души т.д. Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Религиозное познание исходит из того, что мир создан вечной и неизменной духовной сущностью - Богом. Познание божественной сущности с точки зрения религиозного познания и есть познание мира. Бог сотворил этот мир и все его законы, а значит, может изменять их. Таким образом, не имеет смысла изучать закономерности мира, а следует лишь познавать Бога.

Познавательная сторона искусства заключается в том, что восприятие художественного образа влечет за собой расширение человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настояще­го, и сферу прошлого, а иногда и будущего. Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительно­сти. Жизненный опыт - при посредстве художественной фор­мы - не только расширяется, но и углубляется: человек ощущает свою связь с современниками и прошлыми поколениями. Этот опыт не только познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем, продумыва­ние с новых точек зрения прежних жизненных решений. Искус­ство позволяет через единичные, уникальные явления и факты познавать типичное и универсальное. В своё время литератур­ный критик В.Г. Белинский называл роман А.С. Пушкина «Ев­гений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, через жизнеописание Онегина перед читателем проходят самые разные стороны жизни русского общества начала XIX в.

Некоторое исследователи в качестве особой формы выде­ляют игровую форму знания. Игровое познание строится на ос­нове условных правил, целей и игровых норм. Оно носит обу­чающий характер, выявляет качества и возможности человека. Его относят к первым формам познания.

Особое место в познавательной деятельности занимает са­мопознание, или рефлексия.

Самопознание - это познание особого объекта, т е. самого себя. Оно происходит на основе формирования образа «я» (от­ношение к собственной внешности и представление о своих спо­собностях), которое затем переходит в самооценку. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу. «Я талантлив» или «Я бездарность». Образ «я» не оста­ется неизменным на протяжении жизни. Важным средством по­знания является самоисповедь - полный внутренний отчёт перед собой. Изучение себя может осуществляться и в процессе другой деятельности - общения, игры, труда, познавательной деятельности, но в некоторых сложных ситуациях требует специальных усилий и знаний.

Паранаучное (дословно с лат. околонаучное) знание внеш­ние подражает научному. Однако в паранауке много туманных, и недоказанных положений, нет объективности и проверяемости, например в уфологии, астрологии и т.д. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят пока ясного и стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.

Слайд 2

МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

  • миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания;
  • совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего;
  • утверждает и принятую в данном обществе систему правил и ценностей.

Миф - это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей.

Слайд 3

Творение изображалось как «добывание» героем элементов культуры или как превращение хаоса в

космос путем постепенного упорядочения.

Идзанаги и Идзанами, боги-прародители.

Слайд 4

Типология мифов.

  • Космогонические – мифы творения;
  • Эсхатологические – описывающие грядущую гибель;
  • Календарные - знания о смене времен года;
  • Биографические - рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев.
  • Слайд 5

    Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам.

    К мифам же восходит и древний героический эпос.

    Слайд 6

    «И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ...»

    В отличие от науки, где знания - самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт»;

    Способом формирования практического знания являлось ученичество;

    Практическому знанию соответствует и свой язык: «на глазок», «чуть-чуть»...;

    практическое знание не претендует на теоретическое обоснование.

    Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни.

    Слайд 7

    Усложнение деятельности людей - необходимость фиксировать знания, достижения практики в виде

    описаний.

    НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ:

    свод рецептов поведения для разных случаев.

    Эти сведения усвоены стихийно, они неоднородны и противоречивы.

    стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали.

    Слайд 8

    Пословицы и поговорки

    • Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
    • Пока железо в работе, его и ржа не берет.
    • Много спать – дело не знать.
    • Работа не волк, в лес не убежит.
    • Какие труды, такие и плоды.
    • Близок локоть, да не укусишь.
    • Весна год кормит.
    • Время лечит.
    • Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
  • Слайд 9

    ПОЗНАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА – художественное освоение мира.

    Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ;

    Образ, как отражение действительности, обладает определенными свойствами реально существующего предмета, при этом яснее становится суть и предназначение обоих.

    В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» В.Г.Белинский назвал «энциклопедией русской жизни».

    Слайд 10

    Образ не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов.

    Образ раскрывает в единичном, преходящем, случайном сущностное, неизменное, вечное.

    Боттичелли "РождениеВенеры»

    Слайд 11

    Слайд 12

    «паранаука» (от лат. para - после, при), т. е. околонаучное знание.

    Существуют достоверные факты, не вписывающиеся в сложившиеся научные системы.

    Паранаука использует сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.

    отличается претензией на универсальность и исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной.

    Для паранауки характерен уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам.

    Слайд 13

    «Человек рождается со сферическим биополем»

    • Что такое сферическое биополе?
    • Кто и как определил его сферичность?
    • На какое расстояние оно распространяется?
    • Если геометрически человек не точка, то значит ли это, что на разных участках тела биополе имеет разную толщину, чтобы оставаться сферой?
  • Слайд 14

    Источники:

    Павлова Анеля Васильевна учитель истории МБОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.

    Посмотреть все слайды

    Тема урока: «

    1. Цели урока :

    § Образовательная цель: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;

    § Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

    § Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.

    2. Понятия: «уровни человеческих знаний», «мифическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;

    3. Тип урока: урок - деловая игра

    4. Оборудование урока:

    Ø Мультимедиа

    Ø Материалы для групп

    5. Литература:

    · Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;

    · Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.

    · Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 351 с;

    · Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288

    · Школьный словарь по обществознанию. 10 - 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

    7.План урока:

    1.Миф и познание мира.

    2. Жизненный опыт.

    3.Народная мудрость и здравый смысл.

    4.Познание средствами искусства.

    5.Паранаука.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: « Многообразие путей познания мира».

    1. Цели урока :
    • Образовательная цель: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;
    • Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
    • Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.
    1. Понятия: «уровни человеческих знаний», «мифическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;
    2. Тип урока: урок - деловая игра
    1. Оборудование урока:
    • Мультимедиа
    • Материалы для групп
    1. Литература:
    • Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
    • Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.
    • Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 351 с;
    • Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
    • Школьный словарь по обществознанию. 10 - 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

    7. План урока:

    1.Миф и познание мира.

    2. Жизненный опыт.

    4.Познание средствами искусства.

    5.Паранаука.

    Ход урока.

    Методы и методические приемы

    Виды деятельности учащихся

    Прогнозируемый результат

    Организационный момент.

    мотивационный момент

    Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть.

    Давайте с вами отметим отсутствующих.

    Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах.

    Давайте проверим домашнее задание! У меня к вам два вопроса:

    • Что такое истина? Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
    • Чем абсолютная истина отличается от относительной?

    Хорошо! Молодцы!

    Сейчас, в XXI веке, большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Сейчас очень много астрологов, экстрасенсов с обещаниями решить все проблемы, необычайно популярными стали передачи по телевизору. Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, итак тема нашего урока: «Многообразие путей познания мира»

    Цель урока: ознакомиться с видами и уровнями человеческих знаний;

    Мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

    1.Миф и познание мира.

    2. Жизненный опыт.

    3.Народная мудрость и здравый смысл.

    4.Познание средствами

    Искусства.

    5.Паранаука.

    Ребята, теперь запишите задание на урок:

    На протяжении урока вы будите подбирать аргументы

    И в конце урока ответим на заданный вопрос.

    Я предлагаю Вам ролевую игру.

    Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет представлять определенную роль убежденных сторонников своих, ненаучных способов познания мира и истины.

    Сейчас я вам поднесу поднос с листочками, где будет написано, какая группа будет отвечать за какой блок.

    Условие лишь одно: вы должны быть убедительны во время представления своего способа представления.

    Группа I готовит выступление в защиту мифологических знаний.

    Группа II готовит выступление в защиту жизненного опыта.

    Группа III готовит выступление в защиту народной мудрости

    Группа IV готовит выступление в защиту художественно-образных знаний.

    Группа V готовит выступление в защиту паранаучных знаний.

    провести урок в виде

    Заслушиваем выступление

    Итак, Какие знания дают мифы?

    Переходим ко второй группе, которые ответят нам:

    Можно ли доверять опыту?

    Третья группа.

    В чем состоит народная мудрость?

    Задаю вопросы:

    Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой:

    Не спрашивай старого – спрашивай бывалого.

    Иному горе – ученье, иному – мученье.

    Не испортив дела, мастером не станешь.

    Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

    Примеры народной мудрости:

    Афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить»;

    Поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

    Суждения: «Куй железо, пока горячо».

    Отличительная черта народной мудрости свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

    4 группа:

    Помогает ли искусство лучше понять мир?

    5 группа: Можно ли полагаться на достоверность информации паранауки?

    вот и закончилась наша деловая игра, и давайте подведем ее итоги.

    – С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?

    – Какой из них показался вам самым убедительным?

    Что объединяет все эти направления?

    Вернемся к тому вопросу, который я задала вам в начале урока:

    Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине?

    Таким образом:

    Познавательная деятельность человека весьма разнообразна. Многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требуют и многообразия познания, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности.

    Теперь запишем задание нам дом: учебник -§23 (Л.Н. Боголюбов),

    Спасибо, за урок, сегодня вы хорошо работали!

    Выставляю оценки…

    Отвечают на первый вопрос

    Отвечают на второй вопрос

    Ученики записывают в тетради тему и план урока.

    записывают

    Отвечают учащиеся I группы - «Миф – первая фаза познания и объяснения общества».

    Ученики делают выводы:

    докладывают

    отвечают

    перечисляют

    Думают и отвечают

    Дети записывают домашнее задание

    А. Средневековый мыслитель Фома Аквинский утверждал, что «истина есть тождество вещи и представления». Французский философ XVII в. Р. Декарт писал: «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету». Таким образом , истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета. В этом выражается важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.

    б. В истории философии, особенно в период Нового времени, выделились два направления, представители которых по-разному определяли роль чувств и разума в познании.

    Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

    Для представителей другого направления - рационалистов - критерием истины выступал разум

    2. Итак, Абсолютная истина - это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.

    Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец (идеал) или предел, к которому стремится наше знание. На пути к этой цели мы получаем относительные истины, т. е. неполное, ограниченное знание. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин. Прежде всего сам мир бесконечно изменчив.

    - космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной;

    - антропогонистические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;

    - мифы о культурных героях – мифы о происхождении тех или иных культурных благ;

    - эсхатологические мифы – мифы о «конце света», о конце времени;

    - биографические мифы – рождение, посвящение в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев.

    Роль и значение мифов:

    - черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

    - создаем картину целостной жизни народа;

    - мифы сохраняют жизненный опыт народов;

    - постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с продовым опытом коллектива, сообщества людей;

    - обеспечивает преемственность культурного опыта;

    - передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

    Специфика искусства:

    Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми они оперируют.

    Причина появления – ограниченные возможности наук4и, которая не может ответить на все вопросы.

    - паранаука отличается претензией на универсальность; - завышенные претензии на внимание к себе;

    - нередко нетерпимость к традиционной науке.

    1.Миф и познание мира.

    2. Жизненный опыт.

    3.Народная мудрость и здравый смысл.

    4.Познание средствами

    искусства.

    5.Паранаука.

    Точного ответа нет на этот вопрос, но к абсолютной истине не приведут.

    Материалы для группы 1.

    • Задание. Подготовьте выступление в защиту мифологических знаний,

    Мифология.

    Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

    Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

    Что же такое миф и как он появился?

    Миф - это слово, предание. Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нем. По определению Н.А.Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщание») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф – это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

    Миф – это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

    Миф, таким образом, представляет, по определению русского философа, религиозного мыслителя А.Ф.Лосева, магическое слово (имя), т.е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф – предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.

    В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличии – то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

    Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

    • Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Определите, к какому типу мифов они относятся? Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать? Можно ли эти сведения назвать знаниями?

    В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

    В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

    В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

    Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

    Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос – громом, кровь – реками и водоемами, волосы и усы – созвездиями, пот – дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

    Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из земли холмы и горы. С обезьянами – предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они – потомки белых обезьян.

    Миф – первая форма познания и объяснения общества.

    Основные тематические циклы мифов:

    • Космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной,
    • Антропогонистические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества,
    • Мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ.
    • Эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времени.
    • Биографические мотивы – рождение, посвящение в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев.
    • Этиологические мифы – мифы, объясняющие происхождение отдельных предметов и явлений природы и человеческой культуры.
    • Этногонические мифы – мифы о происхождении народов.
    • Календарные мифы – мифы о смене времен года.

    Особенности мифологического мышления:

    • Неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, происхождения и сущности, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т.д.
    • Замена научного объяснения мира рассказом о происхождении и творении.
    • Все происходящее в мифе есть своего рода образец для воспроизведения, повторения.
    • Миф совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего.

    Роль и значение мифов:

    • Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей.
    • Создаем картину целостной жизни народа.
    • Мифы сохраняют жизненный опыт народов.
    • Постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей.
    • Обеспечивает преемственность культурного опыта.
    • Передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

    Материал для группы 2.

    • Задание. обыденных знаний, Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

    «И опыт, сын ошибок трудных…».

    Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт. В отличие от специальной познавательной деятельности, в отличие от науки, где знания – самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт». Например, человек строит лодку. Его цель – лодка, а побочный результат его деятельности – это знание о том, какое дерево лучше использовать, чем и как его обрабатывать и т.п. И это знание он получает только с опытом. При этом этот человек не нуждается в теоретическом обосновании, он просто знает, что, так или иначе будет лучше.

    • Это результат активного опыта, накопляемого поколениями людей.
    • Дает элементарные сведения о природе, о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях.
    • Знания прочны, но разрозненны, представляют набор сведений.
    • Способ формирования практического знания – трудовая деятельность.
    • Жизненный опыт сочетает практическое и научно-практическое знание.
    • Практическое знание – это усвоение социального опыта не только с помощью языка, но и на невербальном уровне: «Дай мне действовать, и я пойму». Действия, орудия, инструменты предназначены для получения практического результата. Учитель физкультуры сначала объясняет и показывает, как совершить бросок баскетбольного мяча в корзину. Но только во время бросков ученик сам освоит технику забрасывания.
    • Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».
    • Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).
    • Этот вид знаний передается во время непосредственного общения, ограничен опытом отдельного человека и удовлетворяет конкретную потребность.
    • Духовно-практическое знание – это знание о том, как нужно относиться к миру, другим людям, самому себе. Например, религиозные заповеди.
    • Ученики делают выводы:
    • - опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;
    • - способ формирования практического знания – трудовая деятельность;
    • - практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него;
    • Практическому знания свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок»;
    • - приобретаются не только практические знания, но и оценки, норму поведения.

    Материал для группы 3.

    • Задание. Подготовьте выступление в защиту народной мудрости, Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

    Народная мудрость и здравый смысл.

    Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленных на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения в виде описаний. Такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости.

    На ранних этапах истории человечества мудрость приписывалась прежде всего богам, которые в виде дара наделяли ею отдельных людей. У древних греков олицетворением мудрости являлась Афина Паллада. Со временем изменилось понимание мудрости – она стала трактоваться как умение разбираться в земных событиях, без соотнесения с миром богов.

    Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения. Большинство положений народной мудрости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельности. Загадки тесным образом связаны с искусством древних оракулов, предсказателей, прорицателей.

    Отличительной чертой народной мудрости является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлениям. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения – например, «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» и «Утро вечера мудренее».

    Здравый смысл включает в себя определенные сведения, знания, усвоенные стихийно, без специальной познавательной деятельности. Это так называемое природное мышление, которое присуще каждому человеку. Здравый смысл подсказывает, что можно делать, и что нельзя. Здравый смысл, будучи связан с опытом многих людей, опутан заблуждениями, предубеждениями, стереотипами, принимаемыми людьми данной эпохи в качестве абсолютных истин. Так, считалось, что Земля – плоская и предположение о том, что Земля круглая противоречило здравому смыслу. Здравый смысл – явление консервативное, новые сведения медленно вытесняют старые.

    • Народная мудрость – это коллективный опыт многих поколений людей в виде поучений, преданий, сказаний, примет, загадок.
    • Народная мудрость – обобщенные практические знания.
    • Примеры народной мудрости:
    • Афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить».
    • Поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
    • Суждения: «Куй железо, пока горячо».
    • Загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не продашь».
    • Отличительная черта народной мудрости – свод рецептов поведения для разных случаев жизни.
    • Народная мудрость – неоднородна, противоречива, т.к. к одним и тем же явлениям, поступкам выражают отношение разные люди.
    • Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта.
    • Помогает ориентироваться в окружающей реальности.
    • Верно указывает направление и способ деятельности.
    • Противостоит выдуманным схемам и штампам.
    • Не поднимается до уровня научного объяснения реальности.
    • Не проникает в сущность явлений, дает поверхностное суждение.
    • Создает иллюзию абсолютной правды и истины.

    Материал для группы 4.

    • Задание. Подготовьте выступление в защиту художественно-образных знаний.

    Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

    Познание средствами искусства.

    Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.

    Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения.

    Искусство имеет дело с художественным освоением мира. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Так, можно изучать историческое прошлое по документам, архивным данным, но можно многое узнать о прошлом с помощью художественных произведений. Художественное произведение (а в это понятие входит и литература, и архитектура, и живопись) дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои/вещи прошлого, но и отношение к ним, помогает ощутить дух прошлого.

    В.Г. Белинский называл роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», поскольку перед читателем предстают разные стороны жизни русского общества. Мир чувств, образов, предстающий в лучших произведениях искусства, не только обладает способностью улавливать важные процессы, явления, стороны жизни, но и несет важную информацию, как бы оживляющую знания о мире.

    Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства - это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.

    Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реально существующего предмета. С помощью художественного образа искусство создает своего рода гипотезу окружающего мира или его частей. Эта гипотеза непременно требует от воспринимающего и познающего мир собственной фантазии, творчества, глубокой мыслительной деятельности, наконец, готовности воспринимать мир таким образом. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности, могут быть приравнены к научным моделям; экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут.

    Специфика искусства:

    • оно является образным и наглядным;
    • для него характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов;
    • воображение и фантазия познающего субъекта.
    • Произведения искусства помогают ощутить дух времени.
    • Особенность этой формы познания – художественное обобщение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.
    • Художественный образ – это отражение действительности через субъективное восприятие его самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.
    • Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.
    • Искусство выражает эстетическое отношение к действительности.

    Материал для группы 5.

    • Задание. Подготовьте выступление в защиту паранаучных знаний. Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

    Там, где кончается наука.

    Паранауки (лат. para – при-, околонаучное знание) отвечают на те вопросы, на которые у науки нет ответов. На данный момент к паранаукам можно отнести уфологию (о НЛО), в какой-то мере астрологию и т.п. Часто используются сведения, не подтвержденные экспериментами, не вписывающиеся в принятые теории. Паранаука отличается претензией на универсальность, для неё характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам. Однако не стоит однозначно отрицательно относиться к таким «паранаукам» - возможно в будущем они разовьются до статуса науки, став более объективными, и раскроют нам тайны природы, дадут ответы на такие вопросы как «существуют ли внеземные цивилизации» и т.п.

    • Паранаука – околонаучное знание.
    • Характерные черты паранауки – туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.
    • Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

    Отличительные черты паранауки:

    • Паранаука отличается претензией на универсальность.
    • Завышенные претензии на внимание к себе.
    • Нередко нетерпимость к традиционной науке.
    • Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

    Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?

    Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика- экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.

    • Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.

    Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и приведений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М.Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соответствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.

    • Почему столь многие из нас с нетерпением ждут предсказаний астролога в свежем номере газеты, почему мы готовы верить этим предсказаниям и действовать в соответствии с ними? Ведь беспристрастные проверки не раз показывали несостоятельность астрологических предсказаний и прогнозов.


    Мифологическое познание пытается объяснить мир в фантастических и эмоциональных образах. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд, без учета причинно-следственных связей. При всей своей фантастичности миф выполнял важные функции: в рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определяя правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

    2. Религиозное познание
    Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.

    3. Обыденно-практическое познание

    Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы. И. Кант называл познавательную способность, обеспечивающую такую деятельность, рассудком.

    4. Художественное познание

    Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы.Художественный образ как бы дополняет научное понятие. Если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно-окрашенную его составляющую.

    5. Философское познание

    Философское познание, рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами. С одной стороны, эти концепты близки к научным понятиям, поскольку выражены в терминах, а с другой — к художественным образам, поскольку эти понятия не так строги и однозначны, как в науке; скорее, они символичны. Философия также может использовать элементы религиозного познания (религиозная философия), хотя сама по себе она не требует от человека веры в сверхъестественное.

    6. Паранаука
    В отличие от этих видов научное познание предполагает объяснение, поиск закономерностей в каждой области своего исследования, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой системы. При этом наука не полностью противопоставлена обыденно-практическому познанию, принимая некоторые элементы опыта, а сам житейский опыт в современности учитывает многие данные науки.