Русская православная семинария в париже. Православная семинария во франции. Поступление в семинарию

5 октября в одной из духовных семинарий Русской Православной Церкви начинается учебный год. Событие, которое многие могли бы отнести к разряду рядовых и даже непримечательных. В этом, безусловно, был бы резон, если бы не несколько «но». Во-первых, учебный год в этой семинарии начинается впервые. Во-вторых, семинария не только расположена довольно далеко от России, но и находится в тех краях, где никогда не было духовных школ Московского Патриархата, – во Франции. В пригороде Парижа, на улице, носящей имя святой покровительницы французской столицы, почитаемой в лике святых и Православной Церковью, – святой Женевьевы.

Комплекс семинарских зданий на улице святой Женевьевы в городке Эпине-су-Сенар расположен сравнительно недалеко от местного железнодорожного вокзала. Из центральных районов Парижа сюда можно добраться региональной электричкой (РЕР). Двухэтажный поезд всего за 30–35 минут довезет вас до небольшой станции Брунуа. Недалеко от станции в направлении рю сан Женевьев начинается красивая пешеходная дорожка с аккуратно уложенным асфальтом и пышной растительностью вокруг. Через семь-восемь минут пути дорожка уступает место обычной городской улице, по которой до семинарии надо идти еще минут пять. Массивный комплекс с зелеными воротами и высоким забором заметить нетрудно: господствуя над окружающей местностью, он сразу бросается в глаза.

Совсем недавно в этих зданиях XVII века с 90 комнатами и с примыкающим к ним парком в 4 гектара, садом и огородом размещался католический женский монастырь. Монастырь понемногу увядал: год за годом уменьшалось число его насельниц. Наконец монахини, которых осталось всего двенадцать, перебрались в помещение поменьше. Опустевший комплекс в Эпине-су-Сенар, по договоренности с католической епархией Иль-де-Франса, был предоставлен в аренду Русской Православной Церкви. Специально для размещения в нем духовной семинарии.

Пока договор аренды с католиками заключен на один год. С возможностью продления и с перспективой выкупа здания в собственность. И хотя размер арендной платы отнюдь не символичен (250 тысяч евро в год), в эту сумму «умещаются» все коммунальные услуги и электричество. Деньги для оплаты текущих расходов семинарии поступают благодаря частным пожертвованиям. В том, что столь щедрые спонсоры и благотворители нашлись, немалая заслуга архиепископа Иннокентия (Васильева), управляющего Корсунской епархией.

Наверное, тот факт, что на Западе впервые в истории появилось духовное учебное заведение Московского Патриархата, не может не порадовать православного человека. Хотя, конечно, не всем это событие пришлось по душе. Известно, что открытие семинарии вызвало немало вопросов. В том числе вопросов недоуменных. Во-первых, зачем? «Зачем нужна семинария? Ведь во всей Западной Европе приходов Московского Патриархата не намного больше, чем в средней епархии в России», – говорят сомневающиеся. Во-вторых, непонятно, почему местом расположения семинарии был избран именно Париж. Что мешало учредить семинарию, скажем, в Берлине, Риме или Лондоне? Эти вопросы я адресовал иеромонаху Александру (Синякову), ректору семинарии, в первые же минуты нашей беседы.

– Есть несколько причин, по которым было решено открыть семинарию во французской столице, – объяснил мне отец Александр. – Во-первых, Париж – центр самой крупной епархии Московского Патриархата за пределами СНГ (не считая Берлинской). Во-вторых, в Париже максимально сконцентрированы интеллектуальные ресурсы русской эмиграции. Свою роль сыграло то, что у нас сложились хорошие отношения с Католической Церковью. Наконец, нам было проще наладить отношения со светскими учебными заведениями – с той же Сорбонной, где я преподавал. Если же говорить о самом факте учреждения семинарии на Западе, то надо иметь в виду, что мы готовы принимать представителей всех епархий Московского Патриархата, а не только тех, что находятся на территории Западной Европы. Но принимать с таким расчетом, чтобы дать возможность обучения во французском интеллектуальном университетском контексте.

Справка . Иеромонах Александр (Синяков) родился в 1981 году в Левокомском районе Ставропольского края (Россия). Окончил Тулузский университет, Свято-Сергиевский богословский институт и парижский университет Сорбонна (все три – во Франции). Свободно владеет французским, английским, немецким и греческим языками. В сентябре 2003 года рукоположен в иеродиакона, в ноябре 2004 года – в иеромонаха. Служил в Париже, будучи секретарем Корсунской епархии по связям с общественностью, прессой и религиозными организациями. С 2002 по 2005 годы преподавал русскую цивилизацию, историю Церкви и древнеславянскую филологию в Сорбонне. Решением Священного Синода в апреле 2008 года назначен ректором духовной семинарии в Париже.

Чем больше я слушаю рассказ отца Александра, тем рельефнее вырисовывается передо мной образ уникального характера семинарии. Уникальность явственно проступает даже через тот солидный образовательный пласт, что сформировался к настоящему времени в Русской Церкви. Во-первых, семинария двуязычна. Без французского здесь не обойтись. Для тех, кто французским языком не владеет (или владеет недостаточно), с первых же дней обучения организуются интенсивные курсы. Ведь семинаристам три раза в неделю придется выезжать на занятия в Париж – в Сорбонну и Высшую школу научных исследований. В престижных французских университетах они будут постигать философию, библеистику, историю европейской богословской мысли, патрологию и историю догматов. Причем обучение в светских вузах не сведется к формальному прослушиванию лекций: семинаристам придется сдавать экзамены и писать диссертацию. В случае успешной ее защиты им гарантированы как духовное, так и светское образование: диплом семинарии и степень магистра философии Сорбонны. В стенах же самой семинарии учащиеся будут постигать православное богословие, историю Русской Церкви, каноническое право, русскую философию и ряд других дисциплин.

В-вторых, очевидно, что семинария станет центром подготовки служителей Церкви, владеющих несколькими иностранными языками. Не только древними (еврейским и греческим), но и современными. О французском я уже упоминал. Кроме этого, семинаристам предстоит учить английский, а также еще один европейский язык на выбор (немецкий, испанский или итальянский). Примечательно, что преподавание будет вестись носителями языка.

Наконец (что очень важно в условиях Западной Европы), семинария берет на себя все расходы для студентов, направляемых епархиями или другими духовными школами. Каждому семинаристу предоставляется отдельная (!) комната (с умывальником) и трехразовое питание. Плюс годовой проездной (для поездок на занятия в Париж). Кроме того, в здании оборудуется библиотека, компьютерный зал и беспроводной интернет. Очень необходимый для тех, кто предпочитает работать на личном компьютере.

– Вообще, учреждая семинарию в Западной Европе, мы, безусловно, принимали во внимание и тот факт, что у нас есть много людей из числа эмигрантов, желающих получить духовное образование, – подчеркивает отец Александр. – Я говорю, прежде всего, о детях тех, кто приехал на Запад в 1990-е годы. Учиться в российских условиях эти ребята не готовы. По разным причинам: или родители против, или есть сложности с получением российской студенческой визы, или отпугивают бытовые условия. А Церковь отказаться от этих молодых людей не может. В итоге получалось, что за последние 15 лет многие на Западе были рукоположены в священный сан без духовного образования. Семинария в Париже позволит восполнить этот пробел.

По словам ректора, профессорско-преподавательская корпорация семинарии формируется из лучших специалистов в своей области, проживающих как в странах СНГ, так и на Западе. Лекции здесь будут читать преподаватели из Франции, Италии, Бельгии, Голландии, России и Украины. Среди лекторов – протоиерей Николай Макар из Милана, специалист в области канонического права; протоиерей Сергий Овсянников из Амстердама, специализирующийся на библеистике; иерей Сергий Модель из Брюсселя, известный своими публикациями об истории и современном положении Православных Церквей в Европе.

– Конечно, широкая география проживания наших преподавателей потребует адекватной организации учебного процесса, – подчеркнул ректор. – Скажем, преподаватели из Бельгии и Франции смогут приезжать еженедельно. Преподаватели из Италии – раз в месяц. Но у них будет то же количество часов, что и у еженедельных преподавателей. Просто график проведения лекций и семинаров мы сделаем более плотным.

Кроме студентов, направляемых епархиями и духовными школами, семинария принимает тех, кто готов платить за учебу самостоятельно. Учитывая уровень цен и зарплат в парижском регионе, сумма оплаты невысока – 350 евро в месяц. За эти деньги предоставляется бесплатное жилье (при наличии свободных мест), питание, учебные материалы и безлимитный доступ в интернет. А плата за обучение на экстернате вообще символическая – 250 евро в год.

– На экстернат мы принимаем как мужчин, так и женщин, причем любого вероисповедания. Можем даже атеистов принять, если они пожелают у нас учиться, – улыбается отец Александр. – Срок обучения на экстернате – три года. Выпускники будут получать сертификат семинарии. Обучение строится вокруг триместриальных сессий. Каждый год учащиеся пишут курсовую работу, причем в рамках определенной специализации. Так, первый год посвящен изучению богословских дисциплин, второй – православного богослужения, третий – истории и канонического права. Мы четко разделяем русскоязычную и франкоязычную части экстерната.

– В этом году на экстернат записалось около 50 человек. Две трети из них – на русское отделение, – заметил отец Александр. – На дневное бесплатное отделение мы приняли 15 человек (пять человек из Западной Европы, пять – из России и пять – из других стран СНГ). Кроме того, три человека поступили к нам на платное отделение. В будущем мы планируем набирать на бесплатное отделение не более восьми человек.

В беседе со мной ректор особо подчеркивает, что семинария носит межепархиальный характер. Все архиереи Московского Патриархата в Западной и Средней Европе включены в наблюдательный совет семинарии. Они могут влиять на кадровую политику, а также рекомендовать абитуриентов для учебы на бесплатном отделении. Кроме того, в наблюдательный совет был приглашен (и согласился войти) архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер) – управляющий Экзархатом русской традиции Константинопольского Патриархата.

– Действительно, часть представителей Экзархата отнеслась к открытию семинарии негативно, – заметил иеромонах Александр в ответ на мой уточняющий вопрос. – Хотя сам архиепископ Гавриил настроен положительно. Свято-Сергиевский институт разделился: половина преподавателей поддержала открытие семинарии, другая половина встретила это событие без энтузиазма. Очень позитивно восприняли открытие семинарии в Румынской митрополии. Митрополит Иосиф (Поп) будет у нас читать лекции по патрологии. В этом году мы также зачислили на первый курс студента-румына.

Да, в какой-то мере положение семинарии омрачается теми межюрисдикционными проблемами, что не оставляют Западную Европу. Хотя для учебного процесса они, вероятно, не столь существенны. К тому же, семинарии была гарантирована поддержка со стороны французского правительства. А это означает, что для будущих студентов и преподавателей не возникнет особых проблем с получением французских виз. Факт, конечно, немаловажный. Особенно для граждан таких стран, как Россия, Беларусь, Украина, Казахстан и Молдавия.

Конечно, прогнозировать что-то на будущее (даже ближайшее) – дело сложное и неблагодарное. Но мне все-таки думается, что у парижской семинарии есть все шансы стать кузницей интеллектуальных кадров Русской Православной Церкви. Ибо из ее стен будут выходить блестящие богословы, знакомые с западной культурой, владеющие несколькими иностранными языками, понимающие традицию православных нерусского происхождения. К слову, для семинаристов предусмотрены стажировки в приходах других юрисдикций. А в храме самой семинарии богослужения будут совершаться ежедневно.

Кроме того, семинаристам предстоит постигать азы пастырского и социального служения в больницах, знакомиться с миссионерской деятельностью Католической Церкви, учиться работать в школах с детьми. Причем, все это не просто планы, а конкретная реальность, воплощаемая в жизнь благодаря договоренностям, достигнутым руководством семинарии.

Главное, чтобы эти блестящие знания и хорошая подготовка, полученные за пять лет пребывания во Франции, были востребованы не только на Западе, но и на Востоке. Дабы Русская Церковь в странах СНГ могла бы кротко и в то же время мудро и достойно отвечать на вызовы современности. В том числе благодаря той когорте православной интеллектуальной элиты, что с нынешнего года будет готовиться в стенах бывшего католического монастыря под Парижем.

18 июля 1924 г. – 5-го по старому стилю – по торгам в Парижском PalaisdeJustice осталась за митрополитом Евлогием большая запущенная усадьба в XIX arrondissement на RuedeCrimee. Это был день памяти преподобного Сергия – день зарождения Сергиевского Подворья. Усадьба до войны принадлежала немцам. Она состояла из церкви и четырех домиков, расположенных на горе среди разросшихся деревьев сада. На имущество был наложен секвестр французскими властями.

Ближайшею целью покупки являлось создание в Париже второго русского храма и организация второго прихода. Старый храм на RueDaru перестал вмещать молящихся с тех пор, как Париж стал центром русского беженства.

Это было начало. – Со дня памятных торгов 5–18 июля 1924 г. уже истекает год. К этой первой дате прибавились новые. В декабре 1924 г. имущество было выкуплено. 1 марта (16 февраля) 1925 г. в Прощеное Воскресенье, к началу Великого Поста, была освящена . За две недели до Светлого Праздника образовался приход. Через месяц, 30 (17) апреля, начались занятия в Богословской Школе. – Такова краткая летопись Сергиевского Подворья за первый год его существования.

На общем фоне русской жизни за границей открытие новой русской церкви, в центре западной культуры не представляет собою исключительного явления. По всему лицу земли, во всех точках русского рассеяния, зажглись лампады Православия – открылись беженские церкви, бедные, как сами беженцы, не имеющие часто самого необходимого: богослужебных книг, сосудов, облачения, но согреваемые пламенем веры, сильные молитвой и слезами, сияющие светом Православия.

И тем не менее создание Сергиевского Подворья оказалось делом, объединившим все русское беженство, вызвавшим сочувственные отклики даже в России. Приобретение Сергиевского Подворья выходило из рамок обычных финансовых расчетов. Приступая к этому делу, Митрополит Евлогий не располагал необходимыми средствами и верных расчетов на поступление нужных сумм у него не было. Он был силен верою в помощь Божью и в покров преподобного Сергия. В день Преображения раздался призыв Владыки к русским в рассеянии нести свои беженские деньги на сооружение Подворья. Его результаты оставались долгое время неизвестными. Были трудные осенние дни, когда казалось, что начинание обречено на неудачу. В декабре предстоял выкуп имущества. Усадьба была запущена. Здания, десять лет стоявшие без употребления, пришли в ветхость. Необходим был капитальный ремонт. – И чудо совершилось. Имущество было выкуплено. Дома были приведены в порядок. В храме сооружена была солея, воздвигнуты были престол и жертвенник, поставлен старенький временный иконостас. – Это было делом русских людей, откликнувшихся на призыв Митрополита Евлогия.

К 1 февраля 1925 г. сумма, собранная на сооружение Сергиевского подворья, достигла 482.632 фр. Из нее за недвижимость пришлось уплатить в разные сроки 378.437 фр. Остаток был обращен на ремонт. Собранная Митрополитом сумма включала 91.440 фр., пожертвованные Председателем Всемирной Христианской Студенческой Федерации, д-ром Моттом, и 98.410, полученные в долг от разных лиц, и на разных условиях. Остальное – около 300.000 было принесено на дело сооружения Сериевского подворья руками беженцев. Это был жертвенный порыв. Студенты отказывались от обеда, женщины несли последние драгоценности, рабочие отдавали свои трудовые гроши. Дело любви продолжается и поныне. преп. Серия на RuedeCrimee – убогая беженская церковь. Но в нее текут дары – несут иконы, облаченья, любовно украшают храм цветами. Постепенно совершается уплата долга.

Дело сооружения Сергиевского подворья стало делом всей русской эмиграции потому, что Сергиевское подворье, задуманное как храм, с первых дней своего осуществления, приняло под сень храма и освятило покровом преп. Серия, другое дело, выходящее за пределы русского Парижа, за пределы Франции, за пределы Европы, даже за пределы русского рассеяния: дело, нужное для эмиграции и для России, дело основания Высшей Богословской Школы.

Это дело уже имеет свою историю.

Старая русская духовная школа была разрушена в 1918 году. Кое-где были сделаны попытки продолжить работу старой Академии. Это было медленное догоpание. Но потребность в духовном образовании сознавалась во всей ее неотложности. Весною 1920 г. возник в Петрограде Православный Богословский Институт. Петроградский Богословский Институт не был простым воспроизведением старой Духовной Академии. Богословский Институт имел благословение Св. Патриарха Тихона. Он пользовался отеческим попечением приснопамятного священномученика Петроградского Митрополита Вениамина. Но построение его началось снизу. Оно вышло из недр приходских организаций. В числе слушателей было много женщин, выделявшихся особенным рвением и успехами. Большинство профессоров принадлежало к профессорам Академии, но много было и новых. Были среди профессоров видные представители приходского священства. Были работники университетские . К весне 1923 года Богословскому Институту удалось сделать первый выпуск. Этот выпуск был единственный. Тою же весною 1923 года Институт прекратил свое существование. Послушный указаниям св. Патриарха Тихона и верный заветам своего архипастыря Митрополита Вениамина, институт оказался с политической стороны неуязвимым даже для советской власти. Она его задушила, возложив на него непосильное бремя финансовых тягот. его решилась в 1923 г. Ее неизбежность была ясна уже к концу лета 1922 г.

И тогда же – в августе 1922 г. – по промыслительному совпадению – впервые зашла речь об открыли русской православной Духовной Академии за границей. Инициатива тоже исходила снизу. Для основания Академии нужны были средства. С просьбою о средствах группа русских профессоров (А. В. Карташев, П. Б. Струве, П. И. Новгородцев) обратилась к председателю Всемирной Христианской Студенческой Федерации Д-ру Мотту. Это первое совещание не имело конкретных результатов. Не имело их и второе публичное выступление в пользу открытия Академии, доклад а в октябре 1923 г. на конференции русских христианских студенческих кружков в Пшерове под Прагою. На Пасхе 1924 г. в Праге состоялось новое совещание с д-ром Моттом. В нем приняли участие с русской стороны новые люди: проф. В. В. Зеньковский, который к этому времени занял положение руководителя русского христианского студенческого движения, и высланный из России известный богослов, философ и экономист прот. С. Н. Булгаков. Инициатива опять исходила снизу. Переговоры приняли конкретный характер. Был поставлен вопрос о месте основания будущей Академии. Были высказаны и отвергнуты разные предложения: Академии на Балканах, Академия в Англии, Академия в Америке. Остановились на Праге.

Таково было положение вопроса к моменту приобретения Сергиевского подворья. С приобретением Сергиевского подворья все прежние проекты отпали окончательно. Территориальная база для Академии была создана в Париже. Частная инициатива, исходившая снизу, получила благословенье и поддержку Высшей церковной власти в лице Митрополита Евлогия. Призывая православный народ нести жертвы на создание Сергиевского Подворья, Митрополит Евлогий говорил и об основании Богословской школы.

История приобретения Сергиевского Подворья с помощью д-ра Мотта наглядным образом доказала, что инициаторы дела находились с самого начала на правильность пути. Но соотношение русских и иностранных пожертвований свидетельствовало и о другом – русские беженцы сознали дело основания Высшей духовной школы за границею, как свое национально-русское Православное дело.

Длительные усилия русской церковной интеллигенции за границей исходили из учета профессорских сил, находящихся в эмиграции. Список ученых богословов, историков и религиозных философов, проживающих за пределами России, включает свыше тридцати имен, в том числе, нескольких очень крупных ученых. Правда, целого ряда хорошо известных имен – без которых как-то трудно себе представить Духовную Академию – мы в этом списке не находим. Носители их – в России, и выписка их за границу натолкнется, по всей вероятности, на неодолимые препятствия. Но и без них, наличными за границею силами, преподавание в Духовной Академии может быть обеспечено по всем ее кафедрам.

Этот список ученых по своему составу не однороден. В него входят такие работники старой духовной школы, как все ученые святители, находящееся на чужбине, и много мирян. Из последних назову ветерана науки Н. Н. Глубоковского, и одного из главных инициаторов созидаемой высшей школы а. Но входят в него и лица, окончившие светскую школу: прот. С. Н. Булгаков, Н. С. Арсеньев, вся группа религиозных философов, и многие другие. Этот смешанный состав – не случайность. На русскую духовную школу за границей ложится великая задача, поднять нить духовного образования, которую оборвала в России безбожная власть. Но есть и другая задача: продолжить великие традиции русской богословской науки. А русское богословие творилось не только в стенах духовных Академий. Славный эпитет «учителя церкви» был приложен в половине XIX в. к светскому писателю Хомякову. И потому нельзя отрицать какой-то внутренней правды в том наименовании «Богословский Институт», которое, большая часть инициаторов этого дела считает уместным усвоить создаваемому учреждению.

Такова одна сторона вопроса. Есть и другая. Основание Богословского Института отвечает назревшей общественной потребности. Это видно не только из сборов на сооружение Сергиевского Подворья. С августа 1924 г., когда впервые разнеслась молва о создании Высшей Духовной Школы, по настоящее время (1 июля 1925 г.) к Митрополиту Евлогию поступило 90 прошений о зачислении в студенты. Просители далеко не всегда дают о себе сколько – нибудь подробные сведения. С другой стороны, и администрации школы не со всеми просителями удалось войти в непосредственные сношения. Поэтому сообщаемые ниже статистические данные, неизбежно, страдают неполностью и несколько случайным характером. Тем не менее, даже в таком виде они представляют некоторый обобщающий интерес:

1 . Возраст просителей колеблется в пределах от 17 до 50 лет. Более двух третей всех прошений (61) поданы лицами в возрасте от 21 до 35 лет.

2 . По образованию, в числе просителей есть 18 человек, окончивших высшие учебные заведения, 30 окончить не успевших, но состоявших или даже поныне состоящих студентами высшей школы. Из остальных, 27 имеет законченное среднее образование, в том числе 14 окончило духовные семинарии. Шестеро учились в семинариях, но окончить не успело. 24 человека получили военное образование (нормальное или ускоренное, военного времени), 36 – участники войны.

3 . О сословном составе просителей администрация школы располагает особенно скудными данными. Тем не менее, о 18 просителях известно, что они из духовного звания, 16 – из дворян, 5 – из крестьян.

4 . Прошения поступали из разных мест: 31 из Парижа, 19 – из Югославии; 17 – из Франции (не считая Парижа, но включая Тунис); 8 – из Чехословакии; 4 – из Болгарии; Кроме того отдельные прошения (по одному, по два) поступали из следующих стран: Эстонии, Финляндии, Польши, Бельгии, Германии, Швеции, Турции.

5 . О 23 просителях известно, что они состояли членами христианских студенческих кружков.

Было бы большим заблуждением объяснять все это множество прошений, полученных из разных точек русского рассеяния, от людей разного возраста, разного происхождения, разного образования, исключительно заботою о материальном обеспечении. Личные беседы с подавшими прошения, введенные, как общее правило, везде, где это представлялось возможным, убеждали Митрополита Евлогия и администрацию школы в полной искренности огромного большинства просителей. О том же свидетельствуют наблюдения за деятельностью Христианских Студенческих Кружков, с которыми мы встречаемся по всем пунктам расселения русских беженцев. Как уже отмечено, до 25% общего числа просителей состояли членами кружков.

Русскому христианскому студенческому движению, посвящена в этом № особая статья, из нее видно, что кружки существуют всюду, где есть русская учащаяся молодежь: в Париже, в Праге, в Берлине, в Белграде, в Софии, в далекой Эстонии, в маленьких студенческих центрах, вроде Брно, Пшибрама, Загреба и в других городах. Видно из нее и то, что кружки эти разного типа; и что по-разному понимают кружки свои ближайшие деловые задачи и методы своей работы. Но конечная задача всегда одна – постижение глубины Православия, построение жизни на Православной основе. Руководители церковной жизни это поняли. Митрополит Антоний благословил работу Белградского кружка. Митрополит Евлогий принял на себя задачу организации Высшей богословской школы за границей, для того, чтобы дать подлинную духовную пищу нашей заграничной молодежи, взыскующей церковного просвещения и жаждущей отдать свои силы па служение Церкви. Эта молодежь выявила себя в кружках. Снизу это единство не видно. Часто в одном городе несколько кружков. Сознание взаимного различия порою доходит до острого антагонизма. Для Церкви этого различия не существует. Один из корней Парижской богословской школы уходит в недра студенческих кружков.

Духовная потребность, вызвавшая к жизни христианские студенческие кружки, может получить удовлетворение только в русской Православной богословской школе. Не говоря уже о богословских факультетах католических и протестантских, даже православные духовные школы в Румынии, Сербии, Болгарии и Греции потребности русской молодежи удовлетворить не могут. Это показал опыт. Русской православной молодежи нужна русская Богословская школа. И это касается не только русских беженцев. Это касается и тех православных русских, которые оказались подданными новых лимитрофных государств. Существующими духовными школами (только в Польше) потребность в духовном просвещении остается фактически неудовлетворенною.

Правда, открытие высшего духовно-учебного заведения все еще остается делом будущего: делом соборного церковного разума. Предварительные шаги уже сделаны. Митрополит Евлогий уже вошел в сношение по вопросу об организации Высшей Богословской Школы с нашими учеными иерархами и с представителями русской богословской науки, находящимися за границей.

Но есть другая задача: неотложная и разрешимая. Это – задача богословской подготовки. Ее неотложность вытекает из состава молодежи, ищущей духовного просвещения. Приведенные выше статистические данные ясно свидетельствуют,

что только небольшая часть просителей, прошедшая среднюю духовную школу, обладает подготовкою, достаточною для прохождения высшего богословского образования. Большинство осознавших свое влечение к богословским наукам пришло извне – чаще всего из интеллигенции, глубже и полнее – до последних выводов – пережив обращение интеллигенции к Церкви. Стоящие перед ними задачи подготовки – это неразрывные в своей взаимной связанности задачи подготовки учебной и подготовки воспитательной.

Сознание этой потребности и привело Митрополита Евлогия к решению открыть занятия пропедевтического (приготовительного) класса Православного Богословского Института. 30 (17) апреля Пропедевтический Класс приступил к работе. Его работа продлится до 1 октября с. г.. 1 октября администрация школы надеется создать условия, которые сделали бы возможным открытие 1 курса Института. В число студентов – стипендиатов I курса будут зачислены, в зависимости от числа вакансий, обнаружившие достаточные успехи слушатели Пропедевтического Класса и заслуживающие особого внимания сторонние просители из числа окончивших полный курс Духовных семинарий.

В слушатели Пропедевтического Класса принято девятнадцать человек; из них шестнадцать – студенты; трое – вольнослушатели. Большинство студентов (10) – в возрасте от 20 до 25 лет, пятеро – старше (до 33 лет), один – моложе (18 лет). Законченное высшее образование имеет один, четверо продолжают состоять студентами других высших учебных заведений. Восемь человек получили среднее образование в военно-учебных заведениях, трое окончили гражданскую среднюю школу. Девять человек состоят членами христианских кружков молодежи. Вольнослушатели все получили высшее образование: один – общее, двое – специальное (инженер, офицер генерального штаба). Последние двое – старше 50 лет. Кроме указанных девятнадцати слушателей, в Пропедевтический класс приняты еще четверо, приславшие прошения из-за границы (трое из Югославии, один из Константинополя).

В Пропедевтическом Классе преподаются следующие предметы: Священное Писание Ветхого Завета, (6 час. в неделю; предмет разделен между Епископом Вениамином и прот. С. Н. Булгаковыми), Священное Писание Нового Завета (4 часа в неделю: С. С. Безобразов); общая и русская церковная история (4 часа в неделю ); догматическое богословие (4 часа в неделю: прот. С. Н. Булгаков); нравственное богословие (1 час в неделю: Епископ Вениамин): литургика и каноника (4 часа в неделю он же; греческий язык (4 часа в неделю) С. С. Безобразов; латинский язык (3 часа в неделю) П. Е. Козалевский. Всего студенты имеют тридцать часов лекций в неделю, т. е. пять часов в день.

Во второй половине учебного периода возможно некоторое увеличение общего числа лекций для включения в учебный план краткого курса пропедевтики философской, возложенного, по постановлению Совета Класса, на профессора В. В. 3еньковского. Пропедевтические задачи класса требуют элементарной постановки преподавания и постоянной проверки успеваемости учащихся. Так, преподавание Священного Писания имеет целью усвоение его содержания в свете предания Церкви; по истории Церкви студенты должны познакомиться с основными фактами церковно-исторического прошлого. Для проверки знаний учащихся назначаются репетиции. Первая группа репетиции состоялась во второй половине июля. До 1-го октября намечаются еще два репетиционных срока.

Вторая задача Пропедевтического Класса, наряду с подготовкою учебною, есть подготовка воспитательная. Строго говоря, эти две задачи неразделимы. Специально-воспитательные задачи преследует весь строй жизни, установленный по плану инспектора Епископа Вениамина, рассмотренному в Совете Пропедевтического Класса и одобренному Митрополитом Евлогием, который сохранил за собою общее руководство классом, в качестве ректора. День студентов начинается в 6 час. утренею в храме Подворья. В 6 час. веч. все бывают у вечерни. Поют сами слушатели. В неделю св. Отец, 31 (18) мая, один из вольнослушателей посвящен в диаконы. За трапезой дежурный читает Житие. Отлучающиеся из Подворья испрашивают на то благословение Владыки-Инспектора. Послушания по церкви и школе несут сами студенты. Для распределения работы по храму, аудиториям, спальням и трапезной назначено четыре старших.

Учебно-воспитательные задачи Пропедевтического Класса не могут быть ограничены одним теперешним составом его слушателей. По условиям теперешнего времени, Богословский Институт, как высшее учебное заведение, тоже не может пройти мимо пропедевтических задач. При выработке постоянного устава будут приняты меры к созданию условий, которые благоприятствовали бы успешному их разрешению.

В нынешний первый год существования богословской школы необходимость ограничиться пропедевтикою вызвана крайним недостатком средств. Содержание каждого студента живущего в общежитии стоит около 300 фр. в месяц. Только три человека оказались в состоянии вносить эту плату; трое вносят половину, т. е. состоят на половинных стипендиях, двое платят четверть. Двое – приходящих. Увеличение числа стипендии является условием существования и развития богословской школы. Из 25 человек, принятых без стипендии, 21 должен был отказаться от мысли получить богословское образование. Опыт жизни русских беженцев за границею показал полную несовместимость тяжелого труда и продуктивного учения. Чуткие жертвователи начинают понимать особенную важность пожертвований именно на стипендии. Одно пожертвование заслуживает упоминания: стипендия студенту «Димитрию»: дар вдовы, посвященный памяти умершего мужа.

Стесненность материального положения отражается и на других сторонах жизни. Канцелярия, сводящаяся к одному секретарю, поглощенному преподаванием, не справляется с работою. Школа лишена необходимейших учебников. Библиотека в зачаточном состоянии и, тем не менее, целый ряд ценных предложений приходится оставлять без внимания, по невозможности произвести вызываемые ими затраты. Только при такой экономии оказывается возможным покрыть наличными средствами смету Класса, исчисленную с 1-го мая по 1 октября с. г. в сумме около 36.000 фр. Достойно упоминания, что при составлении этой сметы сознательно осталась неучтенного возможность непредвиденных расходов.

Таково настоящее. Экономическое положение очень трудно. Но оно было еще труднее, когда Митрополит Евлогий начинал дело Сергиевского Подворья, и трезвые практические люди считали это предприятие безнадежным.. Открытие Высшей Богословской Школы есть дело соборного церковного разума; но срок преднамечен – на 1 октября; и нужно строить экономическое основание. На что можно рассчитывать? Русские источники скудны и иссякают с каждым годом. Но расчеты на иностранцев имеют под собою основание. Посильную помощь уже оказали англичане. Они о6есщают ее и в дальнейшем. Но главные надежды по-прежнему обращены на д-ра Мотта. 30. IV он посетил Сергиевское подворье. Посещение его совпало с началом занятий Пропедевтического Класса. Немедленно после своего посещения он затребовал у администрации школы минимальную смету Богословского Института в порядке его последовательного развертывания. Эта смета была представлена. Она свела продолжительность курса к трем учебным годам, число профессоров по всем кафедрам – к восьми; ограничила расходы по всем статьям и только с особенным вниманием отнеслась к стипендиям, доведя их число до 20 в первый год существования Института; до 30 – во второй; до 40 – в третий и последующие годы. Ответ еще не получен.

За год совершено великое дело. В центре Европейской культуры на русской земле открыта русская православная богословская школа. Эта школа уже в настоящем виде скромного Пропедевтического Класса поднялась выше уровня среднего учебного заведения. И преподаватели, работники высшей школы, чувствуют себя призванными к величайшему творческому напряженно, и слушатели сознают себя студентами Высшего Учебного Заведения. Но это только первый шаг, пропедевтика к Богословскому Институту. Будет ли сделан второй? Верим, что будет. Все дело Сергиевского Подворья чудесно. Над русскою обителью Rue de Crimee с первого дня ее существования покров препод. Сергия, благостный лик преподобного встречает приходящих в Подворье. И помощь не оскудевает: братская помощь иностранцев во имя единения во Христе; помощь русских изгнанников на духовную школу в обители преподобного Сергия.

С. Безобразов.

Высокопреосвященнейшему ИЛАРИОНУ,
архиепископу Волоколамскому;
Высокопреосвященнейшему ИННОКЕНТИЮ,
архиепископу Корсунскому;
Высокопреосвященнейшему ЕВГЕНИЮ,
архиепископу Верейскому;
иеромонаху Александру (Синякову);
ректору Русской Духовной Семинарии во Франции;
преподавателям и студентам
Русской Духовной Семинарии во Франции
от
студента Русской Духовной Семинарии во Франции
Серебрича Андрея Александровича

Я, Серебрич Андрей Александрович, студент Русской духовной семинарии во Франции, не могу продолжать свое обучение в Русской духовной семинарии во Франции по следующим причинам:

Проучившись почти три месяца в семинарии с 8.10.09‐22.12.09, я увидел, что со стороны руководства семинарии с одной стороны происходит навязывание учащимся явно неправославных учений и воззрений , а с другой стороны - обман по отношению к студентам семинарии.

Не могу разделять догматические взгляды руководства семинарии, которые преподаются как неоспоримые, и не терпят возражений:

1. Ректор семинарии иеромонах Александр (Синяков), на одном из уроков догматического богословия, которое он ведет, заявил, что католическая церковь в своем учении о filioque опирается на трактат св. Василия Великого "О Святом Духе" (хотя при разборе текста это никак не следует), а на вопрос семинаристов, какая же православная позиция по данному вопросу, ректор ответил, что у православных нет никакой позиции , и вообще нет разницы, как читать Символ веры ‐ с filioque или без .

Но в действительности у православных есть позиция по этому вопросу, её выражал, например, святитель Григорий Палама, когда говорил католикам: "Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына", она была выражена и на Контантинопльском Соборе 1583 г., когда было постановлено, что "тот, кто, не исповедует сердцем и устами, что… Святой Дух ипостасно исходит только от Отца… да будет анафема ", её выражает и Послание Восточных Патриархов о православной вере от 1848 г., говоря, что "единая, святая, соборная и Апостольская Церковь, следуя святым Отцам восточным и западным, как древле, так и ныне вновь возвещает соборно, что cиe нововведенное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики… составляющиеся из них общества суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад соборной Церкви - беззаконно".

2. В другой раз на очередном уроке догматики обсуждался вопрос исторической подлинности праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Данный вопрос возник после посещения нами очередной лекции в Парижском Католическом Университете, в котором мы, семинаристы, также проходим обучение. Отец ректор, вслед за преподавателем этого университета Yves‐Marie Blanchard, утверждал, что факт Введения во храм Пресвятой Богородицы неисторичен, данный праздник не имеет исторического обоснования и носит лишь символический характер , что противоречит православной традиции. При этом, отец ректор преподносил эти данные не как версию, а как истинное положение дел, о чем говорят mp3‐записи его лекций.

Также не могу принять правила поведения в семинарии для студентов. Признавая, что строя отношения с представителями католической церкви, необходимо руководствоваться соответствующей главой Основ социальной концепции Русской православной церкви, тем не менее, некоторые действия руководства семинарии вызывали немалое смущение:

1. Распоряжения о необходимости брать благословение у католических епископов и целовать им руки , тогда как 32 правило Лаодикийского собора говорит, что "не подобает от еретиков принимать благословения". К этому же можно отнести и тот факт, что на одном из приемов в нашей семинарии трапезу благословлял католический епископ , приглашённый ректором.

2. Перед занятиями вместе с католиками возносится молитва "Царю Небесный" , тогда как 33 правило Лаодикийского собора говорит, что "не подобает молиться с еретиком или отщепенцем", так же и на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 г. принято, что при общении с инославными "наша Церковь не приемлет попыток "смешения вер", совместных молитвенных действий, искусственно соединяющих конфессиональные или религиозные традиции" ("О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви", 36).

3. При том, что жизнь семинаристов проходит в постоянном соприкосновении и диалоге с католиками (они есть среди преподавателей, некоторые лекции для семинаристов проходят в католическом университете), возбраняется свидетельствовать католикам о Православии , под тем предлогом, что у них, якобы "все в порядке с вероучением".

Однако святые отцы учат, что у католиков далеко не всё в порядке с вероучением: "Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики" (свт. Марк Ефесский), латинство откололось от Церкви и "пало... в бездну ересей и заблуждений... и лежит в них без всякой надежды восстания" (прп. Паисий (Величковский)) "со времени разлучения этой церкви от Восточной и отпадения ее в гибельную тьму ересей" (свт. Игнатий (Брянчанинов)), "Римская церковь давно уклонилась в ересь и нововведение" (прп. Амвросий Оптинский).

А запрет проповедовать католикам вступает в явное противоречие с решением того же Архиерейского Собора 2008 г., определившего, что "участие Русской Православной Церкви в межхристианском и межрелигиозном диалоге ведется ради свидетельства об истине Святого Православия " ("О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви", 35).

4. Вызывает недоумение высказывания ректора против того, чтобы мы посещали православные места Парижа, в особенности храм Трех Святителей в Париже.

5. Также произвело смущение прозвучавшее перед каникулами распоряжение о необходимости семинаристам 7 января, на православное Рождество, в обычном порядке ехать на занятия в Парижский университет, поскольку, будто бы, если мы не поедем на занятия, то "братья‐католики" этого не поймут и на нас обидятся . Насколько я знаю, по православной традиции это считается неуважением к церковному празднику, и вряд ли в какой‐либо ещё семинарии нашей Церкви учились и работали на Рождество!

6. Одного из наших студентов выгнали из семинарии просто за инакомыслие. Георгий Арутюнов, так зовут студента, был принят в семинарию как и прочие студенты, занимался со всеми, был активным на занятиях, задавал вопросы, при чем всегда отстаивал православную позицию, никого лично не оскорблял. Тем не менее, его выгнали просто за то, что его воззрения не совпадали с позицией ректора. Не было никакого заседания дисциплинарного совета семинарии, который бы рассматривал его дело, никакого официального обвинения, никакой возможности оправдания - просто сказали, что он больше не студент и все. Другим же студентам, неофициально, в устной форме, запретили с ним даже общаться. Получается, что каждый, кто будет иметь свою точку зрения на тот или иной вопрос, отличную от позиции отца ректора и будет открыто ее отстаивать - будет изгнан .

Мы, когда ехали учиться в семинарию, думали, что эта семинария будет светом православия для западноевропейского католического и протестантского мира, местом проповеди православных ценностей для секулярного европейского общества. К сожалению, семинария на данный момент не является ни в вероучительных, ни в дисциплинарных, ни в житейско‐бытовых вопросах местом православного свидетельства.

В виду всего вышесказанного, считаю продолжение своего обучения в семинарии недушеполезным и потому неприемлемым. Претензий личного характера к руководству семинарии не имею.

8.01.2010 г.
Серебрич А.А.


Неправославные воззрения ректора Русской духовной семинарии РПЦ МП в Париже иеромонаха Александра (Синякова) "логически проистекают из идеи, утверждаемой владыкой Иларионом (Алфеевым) , что Поместной Церковью в странах Европы является Римская Церковь", заявил известный французский православный богослов, клирик Сербского патриархата Жан-Клод Ларше. Как сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru", это заявление содержится в рецензии Ларше на изданный во Франции сборник "Евхаристическая экклезиология", опубликованной на сайте "Orthodoxie".

В своей рецензии Жан-Клод Ларше, в частности, критикует богословскую позицию митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), фактически признающего примат Римского епископа во Вселенской Церкви.

По мнению французского богослова, скандал, связанный с высказываниями и действиями ректора семинарии РПЦ МП, свидетельствует о "такой же сомнительности" экклезиологии Московского патриархата , какая присуща и экклезиологии Константинопольского патриархата, активно практикующего молитвенное общение с Римско-Католической Церковью. Взгляды иеромонаха Александра и архиепископа Илариона Жан-Клод Ларше называет "униатскими", воздерживаясь, впрочем, от прямого утверждения, что таких же взглядов придерживается и нынешний предстоятель РПЦ МП .

Несколько лет назад в предместье Парижа была открыта духовная семинария. Ее ректором был назначен иеромонах Александр (Синяков). Сегодня он рассказывает "Татьянину дню" о самой молодой духовной школе Русской Православной Церкви.

Иеромонах Александр (Синяков), ректор Русской духовной семинарии в Париже. Начало нового учебного года, октябрь 2011-го

Отец Александр, как получилось, что именно Вы стали ректором Русской духовной семинарии в Париже? Расскажите немного о себе.

У меня все было очень просто: я всегда стремился вести монашеский образ жизни и после окончания школы, на следующий день после получения аттестата, уехал в Ипатьевский Костромской монастырь. Тут я прожил год, пока владыка Александр, тогда архиепископ Костромской, сейчас митрополит Казахстанский, не благословил меня отправиться на обучение во Францию. Учился я в Сорбонне, где защитил магистерскую и докторскую диссертации, и в Свято-Сергиевском православном богословском институте, где защитил магистерскую. Когда появилась идея создания семинарии во Франции, архиепископ Корсунский Иннокентий (сейчас - архиепископ Виленский и Литовский) предложил мне духовную школу возглавить. Затем последовало решение Священного Синода.

Ректорство для меня - это огромный опыт, который дает очень многое. Конечно, мы уже пережили огромное количество испытаний, трудностей, столкнулись с неописуемым количеством сложностей. Но благодаря милости Божией все это прошло, но многое, конечно, впереди - семинария очень молода, должна окрепнуть.

Русская духовная семинария была основана четыре года назад Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла, тогда - еще митрополита Смоленского и Калининградского. Собственно открыла она свои двери два года назад. Совсем недавно мы начали третий учебный год в семинарии.

Где территориально находится семинария в Париже?

Территориально семинария находится в пригороде. Туда проложена ветка метро - 25 минут от центра, что для французов - огромное время. Но зато это привычно для русских, знакомых с огромными московскими расстояниями.

Семинария располагается в бывшем католическом монастыре, который раньше занимали сестры-помощницы. Сначала мы арендовали помещения, а 1 августа этого года Русская Церковь стала владельцем монастыря и прилегающей к нему территории. Теперь у нас есть довольно большое здание, где 25 студенческих комнат, пять комнат для священников и преподавателей, приезжающих в семинарию, плюс почти четыре гектара парка. В этом году мы начали строить деревянный русский храм, который станет олицетворением настоящего русского зодчества.


Здание семинарии

Пока семинарский храм находится в приспособленном помещении?

Да, в семинарии есть домовый храм в приспособленном помещении, который мы сейчас полностью видоизменяем. Изнутри он расписывается фресками. Следующим этапом будет установка иконостаса, который прибудет к нам из мастерской Троице-Сергиевой Лавры. Очень хочется, чтобы этот храм был идеальным храмом русской православной традиции, чтобы его можно было, в том числе, показывать приходящим к нам гостям.

Семинарский храм был освящен еще при сестрах-помощницах во имя преподобной Женевьевы Парижской, святой VI века, которая очень почитается в русской эмиграции. Святая Женевьева почитается и православными, и католиками. Мы решили освятить престол нашего храма и в честь преподобного Мартина Исповедника, боровшегося с монофелитской ересью, - так как умер он в Корсуни, мы считаем его одним из покровителей Корсунской епархии.

Много ли в семинарии воспитанников?

В этом году у нас обучается 22 человека - каждый год мы принимаем в среднем около семи человек, иногда чуть больше. Большинство наших студентов - из России, но есть также молодые люди из Украины, Молдавии, русской эмиграции в Западной Европе. Три наших воспитанника - представители инославной культуры, обратившиеся в Православие: колумбиец (он был рукоположен в диаконы в прошлом году), гражданин Ганы (рукоположен в священники Александрийского Патриархата несколько недель назад), а также гаитянин из Русской миссии Зарубежной Церкви на Гаити, который пока еще ждет получение французской визы.

Языком общения в семинарии является французский. Две трети богослужения у нас совершаются на нем же.


Семинарский парк

А кто преподает в семинарии?

В плане обучения наша семинария - особенная. Дело в том, что основной курс обучения - примерно 2/3 всех занятий - наши семинаристы проходят в одном из парижских университетов: или в Сорбонне, или в Свято-Сергиевском богословском институте, или в Католическом университете Парижа. Только треть занятий проходит внутри самой семинарии - сюда входит то, что необходимо знать будущим пастырям по стандартам Учебного комитета Русской Православной Церкви. Наши преподаватели - клирики Корсунской и соседних епархий, миряне - представители русской эмиграции, преподаватели университетов. От католиков к нам приходят преподавать латинский язык. Я преподаю греческий и догматическое богословие.

Да, уникальная система… В чем ее достоинства?

Цель этой системы в совмещении светского и духовного образования. Русская Православная Церковь в последние годы отправляла много студентов на обучение в европейские светские учебные заведения, оставляя их иногда без надлежащего духовного окормления. И Русская духовная семинария впервые совмещает обучение в светских учебных заведениях, оставаясь при этом в рамках духовного образования Русской Православной Церкви. Получается, что студент получает два образования - университетское и церковное. Это позволяет ему, с одной стороны, познакомится с университетской средой, с ее вызовами - это очень важно для верующего человека, потому что он там сталкивается с неверующими людьми, с людьми другой культуры, других вероисповеданий. И в то же время, он укрепляет свои духовные корни, проверяет веру на крепость. С другой стороны, семинария помогает выдержать культурный шок, который студент переживает, оказываясь в иной среде, но при этом он не остается внутри своей конфессии - как будущий пастырь он контактирует и изучает людей, с которыми ему придется общаться на приходе в дальнейшем. Система наша похожа на метод ковки меча: из горячего в холодное и наоборот.


На одном из занятий

В стенах семинарии у студентов есть дополнительные послушания?

Да, конечно. Во-первых, день у нас начинается с Божественной литургии - на ней присутствуют все, если только нет каких-то очень уважительных причин для отсутствия. И завершается день вечерним богослужением, на котором тоже присутствуют все студенты. Причем, не приходится никого заставлять - ребята сами всегда охотно приходят. Многие из них поют, кто-то прислуживает в алтаре, те, кто в священном сане - служат по очереди.

Кроме того, есть послушания по организации внутренней семинарской жизни, например, в трапезной. Мы часто стараемся отправлять наших студентов на приходы Франции. Наш хор сопровождает иногда паломников к общехристианским святыням, иногда помогает на приходах во время престольных праздников или в каких-то иных торжественных случаях.

В Парижской семинарии есть какой-нибудь журнал, газета?

Да. Уже около четырех во Франции лет издается возрожденный «Вестник Русской Православной Церкви» - он выходит на французском языке, раз в три месяца. Также мы издаем небольшой студенческий журнал на французском и русском языках в электронной версии.

Вы живете среди людей с другим менталитетом, очень отличным от русского. Какое отношение у них к семинарии, к Вашим воспитанникам, к Вам?

Вообще, должен сказать по своему опыту - а я живу в Европе уже 12 лет - что французы относятся к нам с большим интересом, с уважением к русской культуре, и в частности, к русскому Православию. Мы чувствуем большую любовь французского общества к Православной Церкви. Когда появился проект нашей семинарии, французы отнеслись к нему очень положительно. Критика была, но она была с российской стороны. Французы же нас поддерживали, как могли - и католики, и православные. Верующие были счастливы, что у них в стране будет духовная школа, где будут учиться священники для них - ведь в Западной Европе сейчас огромная нехватка православных пастырей.


Семинарские послушания

Каким образом существует ваша небольшая семинарская община? Думаю, отношения у вас в коллективе строятся несколько иначе, чем в больших духовных школах?

Да, конечно, существует огромное различие. Мы постарались сделать так, чтобы между руководством семинарии и каждым студентом были личные отношения. У нас каждый студент на виду, и за несколько лет учебы он становится совершенно прозрачным для архиерея, для руководства семинарии, что с учетом особенностей священнического служения на Западе очень важно. Необходимо, чтобы к человеку, который возглавит православный приход за границей, было стопроцентное доверие со стороны священноначалия.

То, что семинария маленькая, меняет отношение и между самим студентами. Мы стараемся воспитывать студентов не в атмосфере страха перед наказанием и в соблюдении дисциплины, сколько в атмосфере ответственности за то, что они сами собой представляют. Мы объясняем, что любой неверный шаг с их стороны скажется на репутации Русской Православной Церкви в целом и на образе стран, которые они представляют. По ним судят о Церкви, по ним судят об их странах, - это и есть особенность пребывания в иностранной, инокультурной среде.

В стенах семинарии собрались люди разных культур: как они сами друг с другом уживаются? Думаю, украинец и русский понять друг друга могут, но как быть с колумбийцем или гаитянином? Ведь даже мировосприятие у представителей разных народов разное.

Да, так и есть. В этом смысле у нас существовали трудности. Ребята образовывали свои межэтнические группки. Мы очень с этим боремся, чтобы показать вселенскость Православия, чтобы показать, что вера во Христа преображает человека до такой степени, что он, продолжая оставаться носителем конкретной национальной культуры, понимает, что вера во Христа - сильнее. И что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеского пола, ни женского.

Мы стараемся создать такие условия, чтобы каждая культура проявляла себя вполне, и показывала то, что она имеет ценного, но не ограничивала свободу и самовыражение людей культуры другой. Обычно мы отмечаем все праздники сообща - и то, что празднуют африканцы, и то, что празднуют французы, и то, что празднуют русские, то, что празднуют молдаване и украинцы. Мы стараемся показывать друг другу друг друга. И каждая культура показывает лучшее, то, что ближе всего ко Христу и Евангелию.

А у гаитян это, например, что?

Простота в отношениях. Отсутствие какого бы то ни было напряжения в отношениях с руководством. Люди из маленьких стран, где все более доступно, где люди более высокого положения с легкостью общаются с людьми, стоящими ниже по социальной лестнице, как раз именно такие. И эта черта очень важна в контексте семинарского воспитания, потому что мы стараемся донести до наших студентов мысль, что среди нас нет более или менее важных людей. Все едины и все ценны перед Богом. У каждого есть свой талант, который стоит таланта другого человека.

Все наши студенты приехали из стран с непростой историей, с непростой экономической и политической обстановкой. Мы узнаем друг о друге новые вещи, делимся своей болью. И это помогает нам всем осознать величину того дара, который Господь нам дал, поместив всех вместе под одну крышу.

Дата создания: 2009 г. Описание:

Русская православная семинария во Франции, расположенная в г. Эпине-су-Сенар в предместье Парижа, была основана в 2009 г. и является частным учебным заведением Русской Православной Церкви, готовящим будущих священнослужителей.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2015 г. () семинария была переименована в Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской при . Учитывая, что во Франции и в ряде других стран наименование «семинария» применяется к учреждениям подобного рода, за Духовно-образовательным центром сохранено право использовать наименование «семинария» на территории этих стран.

Семинария обучает две категории православных священнослужителей: будущих преподавателей православных духовных учебных заведений, направленных руководством своей школы и желающих получить высшее европейское образование в области богословия, философии, классических языков, патристики; будущих клириков зарубежных православных приходов.

Семинария является специализированным учебным заведением, нацеленным исключительно на образование будущих пастырей Православной Церкви, под руководством Священноначалия и согласно принятым в Московском Патриархате нормам.

Семинария не предлагает собственной программы обучения. Она является центром по организации обучения православных студентов в высших учебных заведениях Парижа. Главной задачей семинарии является обеспечение учащихся жильем и питанием, а также духовным воспитанием и богослужебной практикой.

Студенты, не владеющие французским языком, могут посвятить первый год пребывания в семинарии его изучению.

Учащиеся семинарии обязательно записаны на общих основаниях в светском или частном (православном или католическом) университете, где проходят полный курс бакалавриата или магистратуры (возможно также остаться продолжить докторскую работу). В самой семинарии они получают дополнение в виде нескольких еженедельных занятий и лекций с приглашенными преподавателями.

За распределение выпускников семинарии отвечает специальная комиссия, учрежденная Святейшим Патриархом Кириллом. Состав комиссии: председатель Русской Православной Церкви, руководитель , правящий архиерей и ректор Парижской семинарии. По результатам каждого учебного года комиссия принимает решение о распределении выпускников Парижской православной семинарии и представляет его на утверждение Святейшего Патриарха.

Страна: Франция Адрес: Séminaire orthodoxe russe - 4, rue Sainte-Geneviève - 91860, Épinay-sous-Sénart, France Телефон: +33 9 66 84 04 87 Web-сайт: