Тема по обществознанию познание и знание. Понятие познания и знания. Младшие братья и познание

Познание

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Виды познания:

    обыденное (практическое) совершается в повседневном опыте – в труде, общении..

    научное – главный источник рациональных знаний людей мире

    философское

    художественное (образное)

    социальное

Объект познания * познаваемый предмет

* весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним

взаимодействую люди и общество в целом

* человек

Субъект познания * человек, общество

Чувственное познание – человек получает информацию о предметах и явлениях

окружающего мира с помощью органов чувств

Формы чувственно познания:

    ощущение (представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств)

    восприятие (в процессе него у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства

    представление (такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно)

Рациональное познание – (немецкое разум) – на этом этапе включаются механизмы

мышления. Новые представления связываются с теми,

которые были получены ранее.

Формы рационального познания:

    Понятие – представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений

    Суждение – представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждения, человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения.

    Умозаключение – это получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

Виды умозаключений:

А) дедуктивное – представляет собой цепь рассуждений, звенья которой связаны

отношениями логического следования от общих утверждений к

Б) индуктивные – умозаключения располагаются в цепи в последовательности от

частных к общим. Индуктивные умозаключения наводят на мысль.

Интуиция – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию.

Сознание – мера интенсивности нашего взаимодействия с действительностью

Подсознание – процессы в психике, которые мы не отслеживаем в сознании, не

осознаем

Самосознание – это особое состояние сознания, когда оно обращается на самое себя.

Основные направления познания

Самопознание Познание природы Познание общества

Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно

Эмпирики считали, что это можно сделать только при помощи ощущений

Рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум

Истина – соответствие полученных знаний содержанию объекта познания

Методы познания

    Метод наблюдения (целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта)

    Метод имперического описания (полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах)

    Метод эксперимента (метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях.

Виды эксперимента:

а) исследовательский (направлен на обнаружение новых, неизвестных науке

б) проверочный (контрольный) – в ходе него осуществляется проверка

теоретических предположений, гипотез

в) физический, химический, биологический, социальный

Тест по обществознанию Познание и знание для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Философское учение, отрицающее возможность познания, называется

1) агностицизмом
2) идеализмом
3) рационализмом
4) сенсуализмом

2. К формам чувственного познания относится(-ятся)

1) понятие
2) представление
3) суждение
4) все перечисленные

3. Форма чувственного познания, которая даёт целостное отражение предметов в многообразии их свойств, — это

1) ощущение
2) восприятие
3) представление
4) понятие

4. Правильное отражение предметов и явлений познающим субъектом называется

1) представлением
2) опытом
3) познанием
4) истиной

5. Верны ли следующие суждения об отличии чувственного познания от рационального?

А. Чувственное познание, в отличие от рационального, предполагает наличие объекта познания.
Б. Чувственное познание, в отличие от рационального, требует использования теории.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истиной является соответствие мысли предмету.
Б. Истина - это достоверное знание.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об относительной истине?

А. Относительная истина со временем может оказаться заблуждением.
Б. Из относительных истин складывается абсолютная истина.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Один философ утверждал: «Каждый нормальный человек на вопрос, откуда известно, что роза красная и прекрасно пахнет, сошлётся на свои ощущения. Я вижу, скажет он, красный цветок и ощущаю его аромат. Следовательно, ощущения - подлинный источник знаний». Какое философское направление иллюстрирует приведённое утверждение?

1) рационализм
2) сенсуализм
3) идеализм
4) агностицизм

9. В повседневной жизни и в науке приходится сталкиваться с такими знаниями, которые нельзя получить или выработать с помощью чувственного восприятия. Нельзя, например, увидеть, услышать, понюхать или потрогать число, исторический процесс и т. д. Для того чтобы сформировать сложные знания о мире в целом, о происходящих в нём изменениях, необходимы логические процессы. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о рациональном познании?

1) воспроизводит внешние стороны и свойства изучаемых объектов
2) характеризуется наглядностью и предметностью возникающих в результате познания образов
3) отличается непосредственностью, выражающейся в прямом воспроизведении объекта
4) воспроизводит объекты на основе внутренних закономерных связей и отношений

10. «Делу время - потехе час», «Не зная броду - не суйся в воду», «Утро вечера мудренее» являются примерами

1) знаний, основанных на здравом смысле
2) научных знаний
3) паранаучных знаний
4) знаний, основанных на мифологии

Задания с кратким ответом

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «гуманитарное знание».

Духовные ценности, понимание, философия, однозначность, мировоззренческие ориентиры.

Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «гуманитарное знание».

2. Найдите в приведённом ниже списке особенности научного познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) образность
2) объективность
3) фрагментарность
4) системность
5) проверяемость
6) субъективность

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«__________(А) - это отражение отдельных свойств предметов, явлений, процессов. В отличие от него __________(Б) даёт целостную картину объекта познания (чувственно-конкретный образ). __________(В)актуализирует образ объекта познания, запечатлённый в памяти, а следовательно, когда-то воздействовавший на наши органы чувств. Чувственное познание представляет собой непосредственное единство __________(Г) и объекта познания, т. е. человека и мира. Формы чувственного познания нередко искажают __________(Д), неточно и однобоко её воспроизводят. Обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, __________(Е) приобретает решающее значение на второй ступени познания - ступени рационального познания».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) представление
2) истина
3) действительность
4) абстрагирование
5) измерение
6) субъект
7) ощущение
8) эксперимент
9) восприятие

Ответы на тест по обществознанию Познание и знание для 10 класса
Задания с выбором ответа
1-1
2-2
3-2
4-4
5-4
6-3
7-3
8-2
9-4
10-1
Задания с кратким ответом
1. однозначность
2. 245
3. 791634

Что такое знание?

Знание – это результат познания

Познание- это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем.

1.Познаваем ли мир?

Как вы думаете, познаваем ли мир?

Используя материал учебника заполняем таблицу.

Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений.

1.Пессимисты

Агностицизм- учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей

Конвенционализм – философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными.

2.Оптимисты

Гносеологизм –философское учение, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, утверждает, что познание мира возможно.

Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте

2. Познание чувственное и рациональное.

Задание. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?

Существует две ступени познавательной деятельности.

Первая группа изучает материал и заполняет таблицу про чувственное познание. Вторая группа- рациональное познание.

формы

свойства

Чувственное познание

Ощущения

Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений, объективного мира

Восприятие

Целостное отражение предметов в многообразии их свойств

Представление

Отражение некого «усредненного» образа.

Рациональное

(логическое) познание

Понятие

Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей

Суждения

Устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается

умозаключения

Процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение

Рациональная познавательная способность связана с мышлением

Как схематично можно представить данное утверждение?

(Мышление речь язык)

Еще одна проблема-соотношение чувственного и рационального познания.

Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов.

Как вы думаете, кто утверждает приоритет чувственного познания?

Следовательно сторонниками рационального познания выступают….

  1. Сенсуализм - утверждает приоритет чувственного познания.
  2. Рационалисты – признают основой познания и поведения людей разум

Кто же прав?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое.

3. Истина и ее критерии.

Посредством органов чувств,мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.

Истина –это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Истина

Абсолютная Относительная

Полное, неизменное, неполное, ограничен

раз и навсегда установлен- -ное верное лишь в

ное знание о каком-либо определенных усло-

предмете или явлении виях знание

На примерах покажите абсолютность и относительность истины.

Как же отличить истину от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?

Существует несколько критериев истины.

Попробуйте выбрать правильные варианты.

Критерии истины

  1. Знание лишь тогда истинно, когда оно не противоречиво, логически стройно.
  2. Признание истинным того,что полезно для человека
  1. Практика - более надежный критерий истины.

Отметьте в тетраде главный критерий истины.

Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения.

Заблуждение - это ложное знание, принимаемое за истинное.

Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

  1. Особенности научного познания

Ближе всего к истине стоит научное знание.

В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности.

Особенности(выводятся на интерактивною доску)

1.Руководствуется принципом объективности.(должно отразить объект таким, какой он есть на самом деле)

2.Обладает рационалистической обоснованностью.

3.Свойственна особая системность знания.

4.Свойственна проверяемость.

Используя материал учебника, выделите уровни научного познания

5.Социальные и гуманитарные знания

Представитель общественных наук в зависимости от темы исследования может выступать как гуманитарий или как социолог.

Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.

6.Многообразие человеческого знания

Этот материал несложный, поэтому сегодня будут заслушаны сообщения, а задача остальных учащихся –дать оценочное суждение услышанному по содержанию.

Мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Мифология
  2. Жизненный опыт
  3. Народная мудрость.
  4. Паранаука.
  5. Искусство.

ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР

Проблема познаваемости происходит из реальных тpyдностей познания. В своих подходах к данной проблеме ученые разделились на оптимистов, пессимистов и скептиков.

Пессимисты отрицают познаваемость мира. Oптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Cкeптики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.

Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен. Эта идея легла в основу агностицизма - философского учения, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер. В Новое время, xapaктeризовавшееся быстрым развитием экспериментального ecтествознания, английский ученый Д. Юм (1711-1776) cдeлал вывод: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств».

Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.

ПОЗНАНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ

Наука о знании и познании выделяет различные формы чувственного познания . Первая из них - ощущения,т. е. отражение отдельных свойств, отдельных при знаков предметов и процессов. Вторая форма чувственного познания - восприятие, которое дает целостное отражение предметов в многообразии их свойств. Наиболее сложная форма чувственного познания - представление, поскольку здесь нет уже кOнкpeтнoгo предмета, который отражается. Но, как и в восприятии, остается конкретный образ объекта, с той лишь разницей, что этот образ несколько «ycpeднен» , на нeгo действуют аналогичные образы прошлого и он теряет свои уникальные и случайные черты. Для представления характерна память, ее «оживление».

В процессе рационального (логического) познания используются и такие формы, как понятие, суждение, yмoзаключение (иногда сюда включают гипотезы , теории, мeтоды).

Вы уже знаете, что понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей, нaпример, понятия «человек», «самолет» не ограничиваются образом кaкoгo-тo конкpeтнoгo человека или маркой летательного аппарата.

Более сложной формой рационального познания являются суждения - мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания. Суждение отражает связи, cyществующие между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Рациональное познание в своем взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без чувственного.

ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ

Посредством opгaнoв чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесс а получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания мoгeт оказаться как истинными, так и ложными.

Истина - это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина - это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.

Поскольку человек не всегда может познать истину в полном объеме и знания eгo ограничены данным конкретным моментом, то такую истину называют относительной. Отпосительпая иcтипа - это ограниченное верное знание о чем-либо. Со вpeменем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из oтносительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютпая истипа - это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.

Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж мнoгo. Существенно больше истин относительных.

Как же отличить истину от заблуждения, от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процесс её познания?

Более надежным критерием истины считается практика.

Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью. Если заблуждение - это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, то ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. С точки зрения нpaвствeнности заблуждение - добросовестная неправда, а обман - недобросовестная.

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Ближе вceгo к истине стоит научное знание. При этом оно отличается от других видов знания, как и научное познание от других форм познания. Во-первых , научное познание руководствуется принципо.м. объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом дeле. Вo-втopыx, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих , науке свойственна особая системность знания. Научное знание не просто упорядоченно, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развepнутoгo теоретического понятия. В-четвертых , научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания мoгYт быть и научное нaблюдение, и практика, и логические рассуждения.

В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Эти уровни различаются, прежде вceгo, тем, что эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов. А теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта,выраженной специальным научным языком.

Наконец, различие между двумя уровнями научных знаний состоит в том, что эмпирические знания фрагментарны (они дают информацию только об отдельных cтopoнах изучаемого объекта), а теоретические знания представляют более систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта. (Приведите примеры эмпирических и теоретических знаний из физики, химии, биологии, обществознания.)

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ

Общественные науки выявляют объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальное знание как продукт этих наук - это прежде вceгo знание об относительно устойчивых и систематически вocпроизводимых отношениях между народами, классами, coциально- демографическими и профессиональными группами и т. д.

Социальное знание имеет и свои специфические ocoбенности.

Если представитель общественных наук - историк, социолог, философ - обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом eгo исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы eгo дeятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гyманитарное знание . Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения cyти исторического развития она не была бы наукой.

К гуманитарному знанию также относится и философия , поскольку обращена к духовному миру человека.

Гуманитарий рассматривает действительность в кpyгe целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария - понять eгo помыслы, побуждения, намерения. Понимание - одна из особенностей гуманитарного знания.

МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

При всем уважении и при знании значимости научного познания и знания было бы неверно ограничивать результаты познавательной деятельности человека только наукой.

Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое пракстическое знание, рожденное опытом повседневной жизни. Оно было, по существу, эмпирическим, выражалось специфическим языком, который может быть непонятным в отрыве от практических действий. Действительно, кто может измерить «чуть-чуть» или щепотку? Вместе с тем этот язык становится абсолютно ясным при действиях по образцу или при совместной работе с мaстeром, владеющим необходимыми приемами.

Немало полезных сведений о мире таит в себе нapoдная мудрость. В ней не только запечатлен практический опыт, но и отражен здравый смысл. Народная мудрость , как правило, выражена в пословицах, поговорках, загадках. 3дравый смысл представляет собой стихийно складывающиеся под влиянием повседневного опыта взг ляды людей на окружающую действительность и на самих себя. 3дpaвый смысл как бы суммирует опыт разных людей, проявленный в сходной ситуации. Наряду с истинными знаниями здравый смысл может содержать и предрассудки, и дaже устойчивые заблуждения, поскольку опыт разных людей может быть весьма разнообразным. Любопытно, что в народной мудрости по одному и тому же поводу можно найти прямо противоположные суждения, поскольку сам этот опыт вбирает в себя разнообразную практику. Вероятно, вам не составит труда привести примеры таких противоречий.

Особый тип познания представляет собой искусство . Оно прежде вceгo имеет дело с художественным освоением мира. Отличительными особенностями художественного познания является использование художественного образа. Будучи отражением действительности, образ несет в себе свойства реальных предметов. Вместе с тем он не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов и делает это при помощи художественных средств, идеальных авторских моделей.

Довольно широкое распространение в современном познании находит так называемая паранаука (от лат. para - после, при, околонаучное знание). Она, в отличие от здравoгo смысла, который стремится к ясности и рецептурности, грешит туманностью и псевдонаучным (от греч. pseudos - ложь), т. е. ложнонаучным, языком. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят до поры до времени стройного объяснения в рамках существующих научных теорий. Но чаще паранаука претендует на универсальность, проявляет нетерпимость к иным точкам зрения.

Тема познания мира была актуальной еще в древние времена. Античные философы впервые сформировали мысль о видах познания человеком окружающего мира.

Понятие познания и знания

Знание представляет собой систематизированные результаты человеческой познавательной деятельности. Благодаря знаниям человек имеет возможность рационально строить свою жизнедеятельность, опираясь на опыт предыдущих поколений.

Совокупность методов и процессов приобретения знаний является познанием. Познание – это изучение всех процессов и закономерностей объективного мира. Наукой, изучающей процесс познания, является гносеология.

Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное

Познание мира бывает двух форм: чувственное и рациональное. В основе чувственного познания находятся три основных критерия – ощущение, представление и восприятие.

Рациональное познание базируется на процессе мышления. Рациональное познание происходит за счет поисков человеком следственно – логических объяснений происходящим явлениям объективного мира.

Чувственное познание ведет к ложному познанию. Опираясь на свои чувства, человек зачастую не может сделать правильные выводы на счет тех или иных событий. Рациональное познание может порождать как истинное, так и ложное познание.

Современная гносеология трактует истинное познание, как неопровержимые факты, которые не требуют дополнительного доказательства.

Истина и ее критерии

Истина – это степень соответствия приобретенного человеком знаний с действительностью. Человек не может узнать истину в полном объеме, поэтому это понятие всегда остается теоретическим.

Ограниченное суждение человека о явлениях или вещах называется ограниченной истиной. Система ограниченных истин иногда может складываться в понятие абсолютной истины.

Многообразие форм человеческого знания

Человеческие знания приобретаются через несколько форм: искусство, наука, верования, паранаука. Наиболее древней формой человеческого знания является верование человека. Древние люди познавали окружающий мир через верования в потусторонние силы, что выражалось в первых религиях – магии, язычестве и фетишизме.

Паранаука представляет собой изучение человеком астрологии, астрономии и других наук, которые не входят в категорию классических. Благодаря искусству человек приобретает возможность познать мир с художественной точки зрения, раскрыть все его грани, которые скрываются за логическими представлениями.

Социальное и гуманитарное знание

В основе гуманитарных и социальных знаний лежат общественные науки. Так предметом изучения истории и социологии являются взаимодействия в социуме. Знания, приобретенные во время изучения этих процессов, представляют собой социальное знание.

В отличие от социального знания, гуманитарное знание носит частный характер. Гуманитарное знание раскрывает чувства человека во время его социальных взаимодействий.