Икона всемилостивого спаса от чего помогает. Всемилостивый спас молитва. Активный отдых — кто ЗА

Живописный городок Ярославщины - Тутаев (бывший Романово-Борисоглебск).
Воскресенский собор - главное украшение города. Построенный на правом берегу Волги, он занимает господствующее положение, как бы парит над городом, и виден со всех сторон. В небольшом приволжском городке смогли построить "всем миром" храм, который своими огромными размерами, изысканностью и богатством убранства может соперничать с крупнейшими сооружениями Москвы и Ярославля.
Во время двух посещений Тутаева в Воскресенском соборе вел богослужение Патриарх Алексий II, который назвал собор "величественным, благолепным".

Важно понимать, что Воскресенский собор является жемчужиной не только самого Тутаева, это жемчужина всего русского зодчества, а конкретно уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века.
Состоит собор из двух храмов - нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего). Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний - Воскресенский - храм и окружающая его с трех сторон галерея - спустя несколько лет. Высота нижней церкви - 5 метров, верхней - 13,5 метров (до купола 24).


В этом храме и находится Чудотворная Икона Всемилостивого Спаса. Эта огромная, около трех метров, икона называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». По преданию, принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.


Воскресенский собор.Тутаев

Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

Изначально икона располагалась в куполе (являлась "небом") деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке - раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».По периметру иконы изображены витиеватые облачка.


За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами - икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове - важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.


В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.


С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней. На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой с позолотой, весом более 35 кг.Венец и риза были изъяты большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время - его копия.Риза исчезла бесследно.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой - «переезжает» в нижний, отапливаемый.

Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.

Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя.

Крестные ходы с чудотворной иконой совершаются дважды в год: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.

Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства - мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки - чтоб не пригибаться при этом. А потом додумались лазить под ними во время остановок.
Чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и совершают крестный ход с иконой Спасителя по улицам города с пением и молитвами.
А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой - целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении.


Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.

Все прошлые века велся список исцелений от чудотворной иконы. Образ Всемилостивого Спаса - одна из самых почитаемых икон не только для отдельно взятого тутаевского храма, но и для всей ярославской епархии.

Тутаев иногда называют городов трех святынь. Именно к ним приезжают поклониться паломники со всей России.
Первая - это чудотворный образ Спаса в Воскресенском соборе, о нем мы говорили выше.
Вторая - икона "Прибавление ума" в Покровской церкви. О ней был разговор в прошлый раз.
Третья святыня Тутаева - могила архимандрита Русской православной церкви Павла (Груздева), которая находится на Леонтьевском кладбище (на Романовской стороне).

По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу - в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.



Спас Всемилостивый (Тутаевская икона) Находится в Воскресенском соборе в городе Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске) Ярославской области. Называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». "Оглавный" лик Спасителя темен, едва различим,можно только увидеть, что лик Спасителя не грозен, но исполнен скорби, правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой - раскрытое Евангелие. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали. По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма. В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках. По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу - в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка. За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами - икона стала чудотворной. Считается, что Всемилостивый Спас помогает при болезнях костей и суставов, но дело здесь вовсе не в "медицинских показаниях". Это намоленная икона и по этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове - важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва. Икона поражает своими габаритами (2 метра 78 сантиметров шириной и 3 метра 20 сантиметров высотой). Кстати, икону никогда за эти столетия не пытались взвешивать, просто считается, что для ее переноски необходимы 30 мужчин, а для переноски на специальных носилках необходимо вдвое больше этого числа. Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи. Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.. 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя. Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства - мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки - чтоб не пригибаться при этом. А потом додумались лазить под ними во время остановок. из интернета

Выпуск 21

О, как же мы, люди, нетерпеливы! Небеса содрогаются от извечного вопля: «Почто? Почему Ты послал на меня хворь или страдания?» Ропщем мы, забывая, что если нет скорбей, то нет и спасения. Есть и другой путь - покаяние. Но кто может определить меру человеческому покаянию? Кто как не Всемилостивый Спас — Господь Вседержитель? Он не посылает несчастий, но позволяет войти им в нашу жизнь, дабы мы обратились к Нему — любящему Отцу Небесному.

В старинном городе Тутаеве есть удивительная икона Всемилостивого Спаса, перед которой вот уже несколько веков возносят покаянные молитвы. По преданию тутаевскую икону «Нерукотворный образ Всемилостивого Спаса» написал в XV веке Дионисий Глушицкий для храма св. Бориса и Глеба. Поражает размер этой иконы — 3 метра в высоту и почти столько же в ширину. Дело в том, что Нерукотворный образ Спасителя был написан для купола деревянного храма. Ныне он хранится в храме города Тутаева. К чудотворному образу притекают многие тысячи верующих с молитвами о помощи и покаянии.

О Спасе Moй Премилостивый, призри на раба Твоего, утопающаго в мори житейских искушений и бед, и, яко же древле Петра утопающа, спаси благодатию Твоею, освяти душу и утверди на стези заповедей Твоих, да чистым сердцем и усты вопию Ти с любовию: Аллилуиа.

В квартире было бесповоротно и оглушающе тихо. Первое, что выяснила Марина Львововна, оказавшись на заслуженном отдыхе — жизнь со всеми её звуками течёт мимо твоего дома, ставшим островом безмолвия. Второе открытие — время стало тягучим и неповоротливым. Сейчас каждый день был выходным. Протирая невидимую пыль (ибо она не успевала скапливаться) женщина обмахнула рамку с портретом заокеанской внучки — родного но непонятного человечка, называвшего её грендмаза и часами сидящего с ноутбуком.

— Ну что это за занятие для ребёнка — ноутбук? — сама у себя вопросила Марина Львововна. Вот помню в моём детстве…

И вспомнился ей солнечный день в лесу, в котором юная Маринка с друзьями играли в «войнушку». Пробираясь сквозь парк в поисках армии противника она услышала стон. Оглядевшись она увидила Пашку Морозова с неловко подогнутой ногой. Марина чувствуя себя медицинской сестрой, выносящего с поля раненного, она ободряюще пробормотала: «Ничего боец, всё будет хорошо!». А Пашка, стрельнул в неё карими глазами и клюнул неловко в щёку. И тут же парк взорвался смехом и шишками, которые заменяли их армиям боевые снаряды…

Улыбнувшись воспоминанию, Марина Львововна покачала головой — жизнь, что вода, бежит — не удержишь. Вдруг всё закачалось перед её глазами: от старой ещё бабушкиной иконы, на которой был изображён Нерукотоворный образ Спасителя, пролился нестерпимый свет.

— Иди, приказал ей незнакомый голос. И она пошла… вышла к лифту, а там увидела на лестничной клетке упавшего пожилого мужчину.
— Что с Вами, — испуганно спросила Марина Львововна. Вам плохо? Давайте я вызову скорую. Как Ваше имя?
— Морозов Павел Сергеевич. Мне с сердцем плохо.
— Как? Паша… это ты?

И Марина Петровна закричала в телефонную трубку так, словно хотела докричаться до горних вершин:
— Помогите, пожалуйста помогите. И вспомнив об иконе — Спас Всемилостивый, не оставь, помоги!

СПАС ВСЕМИЛОСТИВЫЙ.
Дорога из Ярославля. Очень раннее утро. Впереди Рыбинск и Углич. И заехать надобно на полчаса в неприметный городок Тутаев. Засело в памяти, что там Воскресенский Собор на горе. Да только эти полчаса в итоге превратились в полдня, и огромный пласт истории из глубины веков, представший перед нами.

Мы оказались на правом берегу Волги. Борисоглебская сторона. На той стороне была сторона Романовская и 6 церквей, из-за которых всходило тёплое июльское солнышко. Воскресенский Собор возвышался и горел в этом солнце, и появилось предчувствие чего-то великого.


А вот и автобус с брянскими номерами. Всего 700(!) км только ради сегодняшнего дня. Паломники с рюкзаками. Прямо на глазах стала прибывать к Собору людская волна.

Вот людей уже не одна тысяча. И всё прибывают новые. И служба ещё не началась, а за оградой Собора мы вдруг увидели чудо!!! Огромная икона. На специальной подставке-носилках. Вся в цветах.




Немного отвлекусь на историю. В старые добрые времена стоял на месте каменного Собора деревянный храм. И в нём под куполом над прихожанами возвышалась икона Спас Всемилостивый. Была она великого размера, 2 метра 78 сантиметров шириной и 3 метра 20 сантиметров высотой.
А когда построили каменный храм, переместилась она с неба на землю. Разные причины потом называли. И то, что старообядцами она особо почиталась, и то, что просто человеческая слабость, да только забрали её в Ростов в архиерейский дом. И 44 года, с 1749 по 1793 находилась она там. Столько же лет борисоглебцы боролись за её возвращение. И когда добро на возвращение было дано, крестным ходом понесли её на руках обратно. Венец весом боле 30 кг. сделан в память о том крестном ходе, когда недалече от Воскресенсого Собора на привале открылся святой источник. Иван Грозный, когда взял Казань, многих именитых татар пересилил в этот город. Вели себя они неподабающе по отношению к церквям, но очень боялись Спаса. Современем все они пришли в православие, и знаменитый род Юсуповых отсюда. А в советское время Собор ни на день не закрывался, и по легенде причина та же: атеисты-коммунисты боялись Спаса за неподобающее отношение к церкви. Ну да ладно. Мы опять перенеслись в то уже становящееся жарким летнее утро.





В собор было не войти. Людское море было и у иконы. Очередь и прохождение на коленях под Спасом. В воздухе витало такое радостное чувство! И эти мгновения тянулись уже не один час .






В какой-то момент по белым платочкам прошла волна. Из дверей Собора стали выходить священники. Мужчины с сосредоточенными лицами. Многие с полотенцами на шее. Числом не меньше 60 человек. Взялись за железную конструкцию-подставку и стали выносить икону из ограды.




Вдоль высокого берега Волги. Под уклон. Почти бежим. Мужчинам тяжело. Пот, пыль и огромная радость. Всё смешалось в эти минуты. У берега стоит паром.
























На том берегу в Романово уже ждут. Ну а мы ещё немного окунёмся в историю. Больше ста лет назад приняли решение, что Спас Всемилостивый будет ходить крестным ходом в последнее восресенье перед Илиёй Пророком на Романовскую сторону. И с тех пор, за исключением советского периода, так и было. Для Романово это великий праздник. Целый день икона по очереди посещает каждый из шести храмов Романово и только к вечеру вовращается домой. Ближе к вечеру в ограде Спасо-Архангельской церкви накрываются столы и романовцы угощают всех сытным ужином. Всемилостивый Спас, кстати, не единственная чудотворная икона Романова-Борисоглебска. На левом берегу, в Покровской церкви, находится икона с удивительным названием "Прибавление ума". Как гласит легенда, когда-то очень давно (дата написания образа неизвестна) один иконописец помешался умом, и ему во сне явилась Богородица, которая настояла, чтобы он написал ее образ. Иконописец, сотворив икону, исцелился, и, после того как икона была помещена в храм, от неё стали исцеляться люди, страдающие различными умственными заболеваниями. Помогает "Прибавление ума" и молодежи, когда они не успевают в учебе или не могут сдать экзамен.
Вот икону Спаса Всемилостивого заносят на паром. Огромная масса людей на него не помещается. Многие переправляются на моторках. Остальные ждут возвращения парома. Рядом стоящие старушки с азартом спорят, сколько ходок парома понадобится для переправки всех людей в Романово!











Ну вот... Мы стояли на берегу. Впереди была дорога. А душа пребывала на левом берегу великой русской реки...

ТУТАЕВСКАЯ Находится в городе Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске) Ярославской области. Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой - раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела. По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма. За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами - икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове - важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва. В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя[...]


Источник: Сергей Михеев, Парламентская газета
Город Тутаев живёт небогато, даже несмотря на то что сейчас здесь строится немало особняков, а недавно в самом центре вырос целый квартал элитного жилья, который народ незатейливо назвал "Санта-Барбара". Дело в том, что здешний моторный завод обанкротился, и, как следствие плачевного положения градообразующего предприятия, - социальный пессимизм, уличная преступность и... грязь. Да-да! Не нами доказано, что отсутствие веры в светлое будущее приводит к полному небрежению правил чистоты места, в котором живёшь. Ну а что касается особняков, то здесь все ясно без всяких экономических теорий: обанкротились ведь простые рабочие, а хозяева наверняка стали еще богаче. а борисоглебской (правой) стороне выросли современные кварталы (ну и "Санта-Барбара" в придачу), романовская (левая) сторона осталась очаровательным провинциальным уголком со множеством присущих подобным местам мотивов, начиная с тихого нрава романовцев и заканчивая большим количеством древних храмов. Но кое-что досталось [...]

Икона Спас Всемилостивый - описание
Эта икона расположена в Воскресенском соборе г. Тутаева Яросславской области. Называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». Принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали. Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи. Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса. Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства - мужчины несут конструкцию с иконой на п[...]