Отсечение головы иоанна крестителя. Усекновение главы иоанна предтечи. История события усекновения главы иоанна предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Фреска, 16 век. Греция, Афон

11 сентября Церковь вспоминает Усекновение главы Иоанна Предтечи, крестителя Господня.

Ну и семейка

Казнь про­изо­шла во вре­мя пи­ра в честь дня рож­де­ния царя Иро­да, сына Ирода Великого, давшего приказ избить Вифлеемских младенцев. На пиру при­сут­ство­ва­ли главные люди страны. Соломия, дочь любовницы Ирода, Иро­ди­а­ды, тан­це­ва­ла пе­ред го­стя­ми и так угодила, что царь по­клял­ся дать ей все, что она ни по­про­сит – до по­ло­ви­ны цар­ства.

По на­го­во­ру сво­ей ма­те­ри Иро­ди­а­ды, у ко­то­рой по­яви­лась воз­мож­ность ото­мстить свя­то­му Иоан­ну, обличавшему Ирода в сожительстве с ней — женой своего брата, Са­ло­мея по­про­сила «подать ей тотчас, на блюде, го­ло­ву Иоан­на Кре­сти­те­ля».

Ирод засмущался, но ради клятвы, данной при главных людях страны, велел отрубить Предтече голову.

Иоанн Креститель. Частью полиптиха римнийской школы треченто, последователей Джотто. 14 век

Ирод про­дол­жал пра­вить неко­то­рое вре­мя по­сле убийства Иоан­на Пред­те­чи – еван­гель­ская ис­то­рия сви­де­тель­ству­ет о том, что Пон­тий Пи­лат по­сы­лал к нему свя­зан­но­го Иису­са Хри­ста (Лк.23 :7-12).

А запретная любовь не принесла любовникам счастья. Ирод и Иродиада бо­я­лись, что свя­той Иоанн вос­креснет из мерт­вых. И когда Христос вышел на проповедь, Ирод в ужасе поверил в воскресение Предтечи: «это Иоанн Кре­сти­тель; он вос­крес из мерт­вых, и по­то­му чу­де­са де­ла­ют­ся им».

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Фреска 18 века, Греция

Вскоре Иродиада потеряла свою дочь: Са­ло­мия, пе­ре­хо­дя зи­мой по льду ре­ку Си­ко­рис, про­ва­ли­лась под во­ду и лед сда­вил ее та­к, что го­ло­ва на­хо­ди­лась на по­верх­но­сти, а те­ло – в во­де. Она пы­та­лась вы­брать­ся, но не получалось, и острые глы­бы льда пе­ре­ре­за­ли ее шею.

Андреа Соларио, «Саломея получает голову Иоанна Крестителя» (первая половина 16 века)

Те­ло Са­ло­мии не на­шли, а го­ло­ву при­нес­ли Иро­ду с Иро­ди­а­дой как свидетельство гибели Саломии.

Через годы подросший племянник Ирода написал на дядю донос кесарю и тот (это был Калигула) сослал Ирода в отдаленную провинцию — Испанию, в тюрьму, где Ирод и умер.

Самый загадочный из Пророков

Митрополит Антоний Сурожский: «В этот день, когда перед ужасом и величием судьбы Крестителя Иоанна опускаются руки,

Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека.

Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, – вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: “Верь до конца, и будь верен до конца!”»

У родителей Иоанна Крестителя, священника Захарии и его жены Елизаветы, долго не было детей. Когда они были уже старыми, однажды во время служения Захарии в храме ему явился ангел с вестью от Господа: у него родится сын и станет пророком и предтечей Мессии — будет готовить народ Израиля к приходу Христа. Захария усомнился — он и жена его уже стары. За это сомнение он был наказан немотой, которая разрешилась, как только младенец Иоанн появился на свет. На илл.: Целование Захарии и Елисаветы. Икона 17 века.

Рождество Иоанна Предтечи. Икона 17 века, Балканы

Иоанн Предтеча со сценами жития: Благовестие Захарии (Лука, 1:5-22), Крещение Господне, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение Главы пророка; Византия 13 век; Синай, монастырь св. Екатерины

Мастер Тихон Филатьев, икона «Иоанн Предтеча в пустыне, со сценами жития» (1689)

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни. Икона 60-х гг. 16 века

Иоанн Предтеча. Художник круга Андрея Рублева. Около 1420. Из Николо-Песношского монастыря под Дмитровом

П.Брейгель, «Проповедь Иоанна Предтечи» (1566)

А.А.Иванов, «Явление Христа народу» (1837): Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана, проповедуя народу о грядущем Мессии, в то время как вдали на пригорке появляется Христос

Иоанн Предтеча: Крещение Господне. Икона 16 века

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Псковская икона конца 16 века

Караваджио, «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607)

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Фреска 1321 года

Проповедь Иоанна Предтечи в аду (клеймо иконы «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни»), 18 век

Мастер Иосиф Чириков, «Святая глава Иоанна Предтечи». 1880-е годы

Обретение главы Иоанна Предтечи. Клеймо современной житийной иконы

Обретение главы Иоанна Предтечи. Книжная миниатюра 9 века

Н. Е. Маковский, «Вид церкви во имя Пророка Иоанна Крестителя села Дьякова в Коломенском близ Москвы» (1872)

Полное название праздника: усекновение честныя главы святаго и славного Пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна

Один из церковных праздников . Традиция праздновать день мученической кончины Иоанна Предтечи - Усекновение честныя главы святаго и славного Пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна , который установлен 11 сентября (29 августа по старому стилю), возникла уже в первые века христианства. Святой славный Пророк Иоанн Предтеча в православной традиции почитается как самый великий из святых. Господь Исус Христос назвал Пророка и Предтечу Господня Иоанна ангелом и сказал, что

из рожденных женами не восставал бо́льший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10-11).

После Пресвятой Богородицы ему посвящено самое большое количество церковных праздников .

Как тебя назовем, Пророче? Ангела ли, апостола ли, или мученика? Ангела, потому что как безплотный жил; апостола, потому что научил народы; мученика, потому что твоя глава усечена была за Христа.

(Литийная стихера празднику Усекновения главы Иоанна Предотечи, русский перевод)

О мученической кончине Иоанна Предтечи в 32 году по повествуют Евангелие от Матфея (Мф. 14, 1-12) и Марка (Мк. 6, 14-29). Священное Предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и .

От редакции

Написание и произношение эпитета «Предотеча» к имени Крестителя Господня Иоанна разнится в старообрядческой и новообрядческой традициях. Слово «предтеча» было заимствовано из старославянского языка, в котором образовано от глагола пръдътечи - «идти (течь) впереди, опережать» по методу кальки с греческого prodromos (где pro - «перед», dromos - «движение»). Предтечей (буквально - «предшественник») называют Иоанна Крестителя, который, согласно Евангелию, возвестил приход Исуса Христа. В старой дораскольной традиции Иоанна Крестителя принято именовать «Предотеча» (в результате развития языка на месте Ъ возникла О), в то время как в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви звук Ъ был по каким-то причинам изъят, и стало общеупотребительным название «Предтеча». В этой статье мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Предтеча».

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Событи е праздника

Совершив Исуса Христа, Иоанн Предтеча продолжил свое пророческое служение, обличая пороки и грехи, призывая народ к покаянию и указывая путь ко спасению через веру в истинного Христа Спасителя. В то время правителем Галилеи был Ирод Антипа-четвертовластник , сын Ирода Великого , который убил четырнадцать тысяч вифлеемских младенцев. Ирод Антипа женился на Иродиаде , жене своего брата Филиппа, ещё при его жизни. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата (Лк. 3, 19, 20). Согласно закону Моисея, Иоанн Предтеча обличал беззаконное смешение, нарушение седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй ».

«Лют убо есть воистину, братие, блудныи грех: лютейши же и тяжчайши есть невоздержания страсть, и плотьския нечистоты недуг: домы бо великия разруши, и грады от основания низложи, и брани лютыя подвиже, и братию друг на друга разгневи <…> Сего ради и Божественный апостол Павел поучает глаголя, бегайте блуда » (Учительное Евангелие. Поучение на Усекновение честныя главы святаго Иоанна Предотечи).

В Евангелии от Марка говорится, что Ирод был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой » (Мк. 6,20), и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады - Саломее (она не названа в Евангелии по имени, мы узнаем ее из трудов историка Иосифа Флавия ) выполнить любое её желание. Однако, согласно Евангелию от Матфея, Ирод и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка » (Мф. 14,5). Иудейский народ почитал Иоанна и считал его величайшим пророком, но в угоду Иродиаде Ирод посадил его в темницу. Некоторые церковные историки утверждают, что Ирод сделал это не столько из-за злобы на Иоанна Крестителя, сколько потому, что желал защитить его от своей возлюбленной, зная ее мстительный нрав. И как Иезавель искала убить святаго пророка Илию, как злобой и ненавистью воспылала египтяныня к Иосифу, так же и скверная Иродиада искала убить Пророка и Предтечу:

Паки Иезавель ликует на Илию, паки египтяныня Иосифа ищет, Пророка же и Крестителя Спасова - ныне явльшаяся Иродиада сквернавая (Девятая песнь Канона на Усекновение главы Иоанна Предотечи).

Через год Ирод, празднуя день своего рождения, устроил пир вельможам, тысяченачальникам и галилейским старейшинам. На пир пришла дочь Иродиады, падчерица Ирода - Саломея , и стала плясать, чем угодила царю. Танец Саломеи так понравился Ироду, что он велел ей просить всего, чего она хочет, и поклялся, что отдаст ей даже полцарства. Саломея спросила у матери, что ей попросить у Ирода. Иродиада, у которой появилась возможность отомстить святому Иоанну Крестителю и навсегда избавиться от упреков и обличений, потребовала голову Иоанна Крестителя . Саломея возвратилась к Ироду и потребовала сейчас же на блюде главу Иоанна Предтечи .

Пляса́ учени́ца вселука́вого дия́вола, и главу́ твою́ Предоте́че мзду́ взя́т. О, пи́ра испо́лнь кро́ви. Лýчше бе не кля́тися И́роде беззако́нне, лжи́ внýче. А́ще ли же и кля́лся еси́, но не о добре́ кля́тся. Бо́льше бе солга́вшу жи́знь получи́ти, не́же и́стинствовавшу главу́ предоте́чеву усе́кнути. Но мы Крести́теля я́ко в рожде́ных жена́ми бо́льша, досто́йне чтýще ублажа́ем (Стихера на Усекновение главы Иоанна Предотечи).


Танец Саломеи, фреска в монастыре святого Иоанна, XII в.

Ирод опечалился, он боялся гнева Божия за убийство Пророка , которого и сам раньше слушался, боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Однако из-за гостей и беззаконной клятвы он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну Крестителя и отдать ее Саломее.

И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей (Мф. 14-9)

По преданию, и после кончины уста Проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего ». Саломея взяла блюдо с главой Иоанна Предтечи и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык Пророка иглой и, одержимая яростью, пронзила святую главу кинжалом.

Святитель Иоанн Златоуст в Слове на день Усекновения главы Святого Предтечи Господня Иоанна пишет: «Кто в достаточной мере обличит безумие Иродово, проявившееся по причине его чрезмерной женоугодливости? Или кто опишет неслыханную дерзость злых женщин? Кажется мне, что в поднебесной нет такого зверя, который был бы подобен злой жене. <…> Ни один зверь в мире не похож на злую женщину. Что может быть яростнее льва, среди четвероногих? Ничто. Что может быть опаснее змеи из числа пресмыкающихся? Также ничто. Однако, лев и змий питают менее злобы, нежели злая женщина, как подтверждает мои слова и мудрейший Соломон, говоря: «Лучше жити со львом и змием, иже жити с женою лукавою и злоязычною ».

Иродиада не позволила, чтобы главу Иоанна Предтечи погребли вместе с телом святого, боясь, что если погребут его тело вместе с главой, Иоанн воскреснет и снова станет обличать её. Она закопала святую главу в нечистом месте.


Поднесение Саломее главы Иоанна на блюде. Фрагмент иконы

Узнав об этом, благочестивая Иоанна, жена Хузы - домоправителя Иродова, тайно взяла святую главу Иоанна Предтечи и погребла ее в глиняном сосуде на горе Елеонской . Святое тело в ту же ночь взяли ученики Предтечи и погребли в Севастии, там, где совершилось убийство. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Исуса Христа и совершаемых Им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Предтечи . Не найдя её, они стали думать, что Исус Христос - это воскресший Иоанн Предтеча , о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 14, 2; Лк. 9, 9-7). Мощи Иоанна Предтечи (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника в 362 году.

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломеей еще при их земной жизни. По преданию, Саломея, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед, который сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шею.

« Божиим же отмщением, лед стисну выю ея крепко, и висяше телом в воде, главу на леду имущи удержанну. И яже плясаше иногда ногами по земли, та онема дна в реце недосязающи, в воде, аки плясание творя двизаше колеблющей я быстрине речной. И никтоже пособити ей можаше. И дотоле тако в воде висяща бе, донележе лед остр пререза шею ея » . (Синоксарь на Усекновение честныя главы Святаго славного Пророка Предотечи и Крестителя Господня Иоанна)

Тело ее не было найдено, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за безчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41 гг.) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию, где они были поглощены разверзшейся землей.

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное », - с этих слов начинается служение Пророка Иоанна в пустыне, у реки Иордан . Приблизившееся Царствие Небесное - это Исус Христос, Предтечей Которого и был Иоанн Креститель . Его предшественником он был не только на земле, где он проповедует о Христе людям и через покаяние очищает их сердца. Апостольское пророчество Иоанн Предтеча несет и в ад, в котором были Адам, Ева и все люди до Христа, до Его Крестной смерти и Воскресения. Туда сходит Иоанн в час смерти, и там благовествует о пришествии Христа. Не случайно и в праздничном тропаре поется: «благовестил еси во аде сущим, Бога явльшагося плотию, вземлющего грехи мира ».

«Спасителеву Предотечи святому Иоанну, якоже Рожество Господа своего, сице и вольную того смерть, своею смертию предварити подобаше; да якоже на земли проповеда пришествие Его глаголя: грядет креплии мене в след мене. Сице и во аде держимым бывшим душам праотец святых, проповесть Господне пришествие, яко уже явися в мире чаемыи Месия » (Синоксарь на Усекновение честныя главы Святаго славного Пророка Предотечи и Крестителя Господня Иоанна).


Сошествие Иоанна Предотечи во ад. Фрагмент иконы

На Воскресение Христово первыми к Спасителю припадают Адам и Ева, ожидавшие Его с момента смерти, а вслед за ними пророки и праотцы Ветхого Завета, включая Иоанна Предтечу , и все праведные люди земли.

Обретение честной главы Иоанна Предтечи

В традиции Православной Церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя , в честь каждого из которых установлено отдельное празднование.


Икона Обретения честной главы св. Иоанна Предотечи. Великая Лавра на Афоне, XIV в.

Первое обретение честной главы произошло в IV веке. Земля, в которой покоился сосуд со святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия , который решил построить храм на месте . При копании рва для фундамента обнаружили кувшин со святой главой, которая была опознана по знамениям, исходившим от неё. После обретения главы Иннокентий её бережно хранил, но перед смертью, опасаясь, что она будет поругана, спрятал её в построенной им церкви, положив на том самом месте, где была его келья. После его кончины храм обветшал, разрушился и даже сравнялся с землей, так что долгое время никто не знал, где находится честная глава Иоанна Предтечи .

Второе обретение произошло в V веке, в правление императора Константина Великого . Глава Иоанна Предтечи была найдена двумя иноками-паломниками, которые прибыли в Иерусалим поклониться Гробу Господню . Они откопали сосуд со святой главой и решили присвоить великую святыню себе, спрятали ее в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча явился горшечнику, и, по слову Пророка, этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой Крестителя. Запечатанный сосуд передавали в его семье из поколения в поколение. Позднее сосуд со святой главой оказался у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркелу явился Иоанн Креститель и указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя . Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии - Константинополь.


Икона Второе обретение главы Иоанна Предтечи

Третье обретение главы Иоанна Предтечи произошло в IX веке. Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений.

После восстановления иконопочитания на Константинопольском соборе в 842 году, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении святой главы Иоанна Предтечи. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте. После этого глава была перенесена в Константинополь и положена в придворной церкви. В небольшом гроте на месте третьего обретения главы есть образ Иоанна Предтечи , почитаемый как нерукотворный .


Нерукотворный образ Иоанна Предтечи на месте третьего обретения его главы, в Команах Абхазских

Православная церковь празднует первое и второе обретение 8 марта (24 февраля по старому стилю), третье обретение - 7 июня (25 мая по старому стилю).

Дальнейшая история святыни остаётся неясной . Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения - каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предтечи . Магометане (Иоанн Предтеча почитается у магометан как пророк Яхья ибн Закарийя) считают местом хранения главы Иоанна Крестителя мечеть Омейядов в Дамаске, а католики - римскую церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме того, упоминается о передней части черепа, привезённой из четвёртого крестового похода, которая хранится в соборе Амьена (Франция). Местонахождением частей главы также называется турецкая Антиохия и один из монастырей Армении.

И всё же наиболее вероятным местом нахождения святыни считается собор Амьенской Богоматери во Франции . Из всех вышеперечисленных мест только здесь проводилось большое и качественное исследование святыни, а также известно, что именно эта часть главы имеет четкий исторический путь. От святыни исходят чудеса: известен случай исцеления города Амьена от чумы в XVII веке по молитвам пред главой Иоанна Крестителя. У французов даже возникла традиция мириться около святыни.


Святая глава Иоанна Предотечи из Собора Амьенской Богоматери во Франции

В 1958 году было проведено большое патологоанатомическое исследование реликвии, которое проводили известные профессора анатомии, фармацевтики, хирургии, стоматологии. Эксперты выяснили, что эта часть главы гораздо более древняя, чем кость средневекового человека. Было установлено, что возраст человека, которому принадлежала эта часть головы - между 25 и 40 годами. Кроме того, на голове оказался хорошо виден след от удара кинжалом.

Усекновения главы Иоанна Предтечи. Традиции праздника

Согласно церковным традициям , день Усекновения Главы Иоанна Предтечи - время строгого поста. Святой Иоанн Предтеча вёл суровый образ жизни, большую часть своей жизни он жил в пустыне без хлеба, вина и какой-либо другой пищи. В пустыне он питался только акридами и диким мёдом, пил воду и не стремился насытить свое тело, думая о своей бессмертной душе.

Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи установлен вместе с праздником, начало которого относится к первым временам христианской Церкви. Древность поста в этот день подтверждается и уставом иерусалимского монастыря преподобного Савы Освященного. В нем говорится, что «пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи завещан древними святыми отцами ». В этот день, даже если он выпадает на воскресение, не едят скоромную пищу. В священную память о жизни и подвиге Иоанна Предтечи следует проводить этот день в строгом посте и молитве.

У старообрядцев существует запрет на танцы и бесчинные увеселения , причем не только в один только этот день, но, согласно Шестому Вселенскому собору, который в 51 Правиле определил:

совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго . (Трул. 24, 65, 66; Лаод. 54; Карф. 15).

«Плясание , - предостерегает и святитель Иоанн Златоуст , - есть не человеческое, а бесовское дело. Бесы научают нас ему, чтобы не одним им быть мучимыми в аду. И оно из всех игр есть самое худое, ибо удаляет человека от Бога и во дно адово сводит. И пляшущая жена называется невестою сатаны, любодейцею диавола и супругою бесовскою, и плящущая не только сама будет сведена во дно адово, но и все, плясавшие с нею. Она не хранит своей чести, и ею дьявол многих соблазняет и во сне, и наяву. Все, любящие плясания, в негасимый огонь осудятся. И гнусно, и скаредно и мужу с таковою женою жить <…>. Братия и сестры, блюдитесь и не любите беззаконных играний бесовских. Особенно же удаляйтесь от плясок, чтобы не быть осужденными в муку вечную ».

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Богослужение

На Усекновение главы Иоанна Предтечи совершается праздничная служба - Всенощное бдение. Стихеры празднику были написаны гимнографами преподобным Иоанном Дамаскиным (VII-VIII вв.) и патриархом Германом (VIII в.). На великой вечерни читаются три паремии - отрывки из книг пророка Исаии (Ис. 40, 1–3, 9; 41, 17–18; 45,8; 48,20–21; 54,1), пророка Малахии (Мал.3,1–3, 5–7, 12, 18, 17; 4, 4–6), царя Соломона (Прем. 4,7, 16–17, 19–20; 5,1–7), в которых содержатся пророчества об Иоанне Предтече. На Утрени читают два канона, написанных в VIII веке. Первый канон составил преподобный Иоанн Дамаскин, второй - святитель Андрей Критский . Апостольское и Евангельское чтения на Литургии посвящены событиям усекновения главы Иоанна Предтечи : 33 зачало Деяний святых апостолов (Деян. 13, 25-32) и 24 зачало Евангелия от Марка (Мр. 6,14-30).

Несмотря на то, что произошло скорбное событие, Церковь Христова его радостно празднует, восхваляя светильника Вселенной и победоносного страдальца, о чем и поем в стихерах на малой вечерни: «На блю́де принести́ твою́ главу́, И́род беззако́нныи, скве́рней Иродиа́де, отсе́к со дерзнове́нием, повелева́ет, всеблаже́нне. О́ чю́до стра́шно и пресла́вно слы́шание. Но Христо́ва Це́ркви, ра́достно пра́зднует твое́ страд́ание ».

Праздновать верным честную память Пророка и Предтечи повелевает и канон Андрея Критского: «Пусты́ни кра́сное овча́, Заха́риин пло́д, и Елисав́етино без наде́жи прозябе́ние, предповелева́ет ве́рным торжествова́ти, честну́ю его́ па́мять ».


Фрагмент иконы Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи - это день, в который мы, соблюдая строгий пост, празднуем победу Пророка и Проповедника Христова над скверным беззаконием.

Библиотека Русской веры

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Па́мять пра́веднику с похвала́ми, тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне Предоте́че. Яви́л бо ся еси́ вои́стину Проро́к честне́йши, я́ко и в бы́стринах крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́данного. Те́мже за и́стину пострада́в, ра́дуяся благовести́л еси́ во а́де су́щым, Бо́га я́вльшагося пло́тию, взе́млющаго грехи́ ми́ра, и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Русский текст:

Память праведника почитается похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предотече, явился ты поистине из пророков честнейший, ибо удостоился в быстром течении крестить Проповеданного. Потому за истину пострадав, с радостью благовествовал и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, вземлющего грехи мира, и подающего нам великую милость.

Кондак. Церковно-славянский текст:

Предоте́чи сла́вное усекнове́ние, смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ствено, да и су́щым во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие. Да рыда́ет у́бо Ироди́я, беззако́нно уби́йство испроси́вши. Не зако́н бо Бо́жии, ниже́ живы́и ве́к возлюби́, но ле́сть вре́менную.

Русский текст:

Предотечи славное усекновение произошло по некоему Божественному замыслу, чтобы и пребывавшим во аде проповедать пришествие Спасителя. Да рыдает же Иродиада, беззаконное убийство испросившая. Не закон бо Божий возлюбила, не вечную жизнь, но лесть временную.

Величание празднику:

Велича́ем тя Крести́телю Спа́сов Иоа́нне, и почита́ем вси честны́я ти главы́ усекнове́ние.

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи. Народные традиции и суеверия

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли Полетовщик, Полеток, Репный праздник, Головосек, Иван - осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост. В древней Руси на традиции празднования сильно влияли языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели другое значение. Например, считалось, что в праздник Усекновения нельзя есть круглые плоды и овощи, потому что они похожи на главу Пророка . Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом, а также не принято было есть что-нибудь на блюде, чтобы не вызывать воспоминаний о том блюде, на котором лежала голова Крестителя. Старались спрятать подальше острые предметы - они напоминали меч, которым воин отсек голову святого. Овощи не резали, а хлеб ломали руками. По белорусскому поверью, связанному с днем Усекновения главы Иоанна Предтечи , в течение года голова святого почти прирастает обратно, но как только люди в этот день начнут резать хлеб - снова отпадет. У южных славян в день Усекновения главы Иоанна Предтечи строго соблюдался запрет на красные плоды и напитки, так как считалось, что «это кровь святого Иоанна». Поэтому в этот день не ели черного винограда, помидоров и красного перца.

Цель всех этих обычаев состояла в том, чтобы не вызывать никаких воспоминаний о мученической кончине великого праведника и всячески избегать таких действий и поступков, которые напоминали бы это грустное событие. Для большей же крепости соблюдения этих правил крестьяне верили, что нарушителей наказывает сам Иоанн, посылая неурожаи на плоды, а то и просто отнимая руки и лишая языка.

Существуют и другие народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом . День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает ». В этот день строго постились (считалось большим грехом даже есть рыбу, хотя и говорят, что на Ивана-постного рыбы в реках особенно много), не водили хороводы и не пели песен, к столу было принято звать бедняков и странников. По народной примете, люди, страдающие головными болями, испрашивают себе у этого святого исцеление.

За множеством различных примет теряется истинный смысл праздника. Православная Церковь говорит нам, что эти суеверия не имеют никакого основания и, кроме того, оскорбляют христианскую веру. Сравнение кочана капусты или арбуза с честной главой Иоанна Предтечи - недопустимо.

Усекновение главы Иоанна Крестителя. Иконы

В Православной Церкви известны иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи еще ранневизантийской эпохи. В средневизантийский период широкое распространение получил иконописный сюжет, в котором Иоанн Предтеча склонился, а воин заносит над ним меч, действо происходит на фоне пустыни. Также святую главу изображали отделенной от тела, из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

Русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками, при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде, в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде.


Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. XVII в. Россия

С усекновением главы Иоанна Предтечи символически связаны еще два иконописных сюжета: на иконах сошествия Христа во ад святой Пророк и Предтеча изображается возвещающим ветхозаветным праведникам пришествие Спасителя и скорое избавление из адской тьмы. Другой образ - так называемый «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», который был особенно распространен в России в XVI-XVII веках.


Иоанн Предотеча Ангел пустыни. XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

На иконе Иоанн Предтеча изображается как отшельник, проповедник покаяния, предшественник монашества, у него два больших крыла, которые символически означают пост и молитву, возносящие к Богу. На хартии (свитке, который он держит в руках) обычно написано: «Се Агнец, вземляи грехи мира» или «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное».


Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Икона из серии так называемых «таблеток» Софии Новгородской. Конец XV - начало XVI века. Государственный Русский музей

Распространены также иконы святого Иоанна Предтечи с клеймами - сценами из его жития.


Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием

Храмы в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи

Один из древнейших храмов, сохранившихся до нашего времени, - шестипрестольный обетный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском . По мнению многих исследователей, он старше знаменитой Вознесенской церкви , и был заложен в 1529 году по повелению бездетного Василия III в селе Дьякове, с молением о даровании великому князю наследника престола.


Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

В честь рождения сына Василий III повелел в 1531 году выстроить храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове , который был упразднен задолго до революции. Также вскоре после рождения сына Василия III - будущего Ивана Грозного - в Москве на Кулишках появился Ивановский монастырь , а его соборная церковь освящена во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи . Монастырь ведет свое начало от самой первой московской церкви, построенной в Кремле во имя Рожества Иоанна Предтечи, стоявшей на месте Большого Кремлевского дворца.

В честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи освящен храм Кирилло-Белозерского монастыря в Вологде . Храм был построен в 1531-1534 годах вне монастырских стен на холме, рядом с поставленной преподобным Кириллом Белозерским часовней. Позднее территория вокруг этого храма была обнесена невысокой каменной стеной и стала называться Малый Ивановский монастырь, а холм, на котором возвышался храм, - Ивановской горкой. В интерьере храма Усекновения главы Иоанна Предтечи столпы имеют круглое сечение, благодаря чему выглядят массивно, профилировка капителей и импостов плоскостна. Богато декорирован барабан, украшенный ставшим традиционным для Белозерья орнаментальным поясом. Стены храма имеют позакомарное завершение. Церковь Усекновения Иоанна Предтечи имела вторую меньшую главку, размещавшуюся над юго-восточным углом - приделом, посвященным преподобному Кириллу. Позднее покрытие по закомарам уничтожили, малый барабан сломали. В южной и западной стенах на месте украшенных живописью киотов пробили новые большие окна. Наружные стены храма, прежде беленые, выкрасили в красный цвет.


Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предотечи Кирилло-Белозерского монастыря в Вологде

В честь Усекновения главы Иоанна Предтечи освящен придел Троицкого собора Михаило-Клопского монастыря в д. Сельцо Новгородской области. Дошедший до нас ансамбль Клопского монастыря в основном сложился в 60-70-е гг. XVI в. В архитектуре Троицкого собора черты традиционного новгородского стиля практически отсутствуют. Своеобразие объемной композиции здания придает паперть во всю ширину западного фасада, по два придела с севера и юга (в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи, во имя Иоанна Лествичника, Феодора Стратилата) пятый придельный храм во имя Михаила Клопского находился в дьяконнике. В течение всего времени Троицкий собор неоднократно перестраивался.


Троицкий собор Михаило-Клопского монастыря в Новгородской области

В честь Усекновения главы Иоанна Предтечи освящен придел церкви Богоявления с Запсковья (г. Псков). Храм впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца на Запсковье. Интерьер церкви четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик-бегунок-поребрик».


Церковь Богоявления с Запсковья

В честь Усекновения главы Иоанна Предтечи освящен придел церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Рудаково Тульской области. Основание церкви относят к началу XVII в. Покровский храм является трехпрестольным и имеет два придела: во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и во имя преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца. В настоящее время храм руинирован.


Покровский храм в пос. Рудаково Тульской области

В честь Усекновения главы Иоанна Предтечи освящен собор в г. Керчь Республики Крым. Собор был построен в 900 или 1000 гг. Церковь представляет собой четырехстолпный крестово-купольный храм с единственным куполом на высоком барабане. Массивные стены сложены из чередующихся полос, состоящих из белокаменных блоков и красного кирпича. Сочетание различных форм придает керченской церкви оригинальность и остроту, ее не спутаешь ни с какой другой: здесь как бы соединены две архитектурные системы - базиликальная и крестово-купольная. В 1834 г. к храму был пристроен новый придел, в 1846 г. базилика была увеличена к западу каменной пристройкой с колокольней, при этом стена древнего нартекса была разобрана. В конце ХIХ века к северному фасаду базилики было пристроено помещение второго престола с разборкой части стен базилики. В советский период храм был закрыт. С 1990 года храм вновь стал действующим.


Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в г. Керчь Республики Крым

Также во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи освящена церковь Секуского Иоанно-Усекновенского монастыря в д. Вынэторь-Нямц Румынии. Церковь построена между 1602 и 1605 гг.

В с. Арборе Румынии освящен храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храм датируется 1502 или 1503 гг.

Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи располагается в Иерусалиме (Старый город). Церковь состоит двух частей: нижней и верхней. Нижняя, сегодня подземная часть, - более древняя, относится, к V-VI векам. Вероятно, пострадала при персидском нашествии в 614 г. Затем была отстроена орденом иоаннитов в XI веке. Церковь иоаннитов была разрушена в 1244 г. Восстановлена в 1842 г.

В настоящее время в старообрядчестве храмов, построенных в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи Господня, практически нет. Сегодня престольный праздник отмечает только Древлеправославной Поморской Церкви Литвы.


Храм во имя Усекновения главы Иоанна Предотечи Древлеправославной Поморской Церкви. Смильгяй, Литва

Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи

Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869

Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса

Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608

Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530

Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя

Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

Песнопения праздника Усекновения главы Иоанн Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва)

Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, * Господи, услыши глас мой.

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:


Стих: Да будут уши Твои * внемлюще гласу моления моего.

Р ождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы:
Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим.
О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена!
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит * яко у Тебе очищение есть.

Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!

Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути.
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: И мене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое * упова душа моя на Господа.

П ляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят.
О, пира, исполнена кровей!
Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче.
Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити,
неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния * да уповает Израиль на Господа.





Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: яко у Господи милость и многое у Него избавление * и Той избавит Израиля от всех безаконий его.

Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити.
Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне.
О, како дерзнул еси таково убийство совершити!
Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?
Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Стих: Хвалите Господа, вси языцы * похвалите его, вси людие.



Креститель усекашеся и Ирод смущашеся.
Молитвами, Господи, Твоего Предтечи,мир подаждь душам нашим.

Стих: Яко утвердися милость его на нас * и истина Господня пребывает вовек.

Паки Иродиа бесится, паки смущается.
О, плясания льстивна и пира с лестию!
Креститель усекашеся и Ирод смущашеся. Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.

11 сентября 2017: Усекновение главы Иоанна Предтечи

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», - писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи.

«Нет судьбы более величественной и более трагичной», - писал митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на Усекновение главы Иоанна Предтечи. 11 сентября православные христиане вспоминают новозаветное событие - насильственную смерть великого пророка, который предсказал пришествие Мессии и крестил Господа Иисуса Христа в водах реки Иордан.

События Усекновения главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - полное название праздника. 11 сентября (29 августа по старому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает новозаветные события, описанные в 14-й главе Евангелия от Матфея и 6-й главе Евангелия от Марка.

Святого Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан, заключили в темницу по приказу царя Ирода Антипы. Ирод в то время правил в Галилее, и великий пророк обличал грехи и злодеяния его и его окружения. Тетрарх (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) боялся казнить святого: его любил народ, и Ирод страшился народного гнева. Но жена его брата Иродиада, с которой он сожительствовал, подговорила свою дочь Саломею обманом заставить царя убить узника. На пиру Саломея танцевала для Ирода. Танец так понравился ему, что он поклялся исполнить любое ее желание. Саломея попросила голову Иоанна на блюде. Ирод исполнил просьбу. Так пророк принял мученическую смерть.

За что заключили в тюрьму Иоанна Предтечу

Иоанн Креститель обличал тетрарха (то есть один из четырех римских правителей Иудеи) Галилеи Ирода Антипу за многие злодеяния. Ирод сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, чем грубо нарушал еврейский обычай. Пророк не боялся жестокого царя и говорил о его грехах перед народом. Ирод посадил его в темницу, но не хотел казнить: боялся людских волнений: иудеи любили и почитали праведника.

Когда отмечается Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи Русская Православная Церковь вспоминает 11 сентября (29 августа по старому стилю).

Что можно есть в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи

В этот день - строгий пост. Постящиеся не едят мясо, рыбу, яйца и молочные проукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом. Гастрономические ограничения в этот праздник - выражение нашей скорби о смерти великого Иоанна Крестителя.

Глава Иоанна Предтечи - история святыни

Спустя много лет после казни Иоанна Предтечи земля, в которой покоился сосуд со его святой главой, перешла в собственность благочестивого вельможи Иннокентия. Сосуд обнаружили во время строительства церкви. Это было первое чудесное обретение главы Иоанна Крестителя.

От святыни стали происходить чудеса. Иннокентий благоговейно хранил главу пророка, а незадолго до своей смерти снова зарыл ее в том же месте - чтобы она не была поругана иноверцами.
По преданию, во время правления императора Константина святой Иоанн Креститель явился двум инокам - паломникам, которые приехали в Иерусалим. Они откопали сосуд с его святой главой и решили присвоить великую святыню себе. Спрятали в мешок и отправились домой. По дороге они встретили горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Предтеча вновь явился - горшечнику. По слову пророка этот благочестивый человек покинул иноков вместе с главой пророка. Запечатанный сосуд передавали в его семье от поколения к поколению.

Как говорит предание, потом святыня попала в руки еретика - священника Евстафия. Он был последователем ереси арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Но тайное стало явным - кощунство открылось. Евстафий закопав святыню в пещере рядом с Емессой, желая потом вернуться и забрать ее.

Еретику не удалось вернуть себе главу пророка: в пещере основали монастырь. В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу явился Иоанн Креститель. Святой указал, где покоится его глава. Это было второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Ее перенесли в Емессу, а затем в столицу Византии - Константинополь.
В 850 году главу пророка вновь перенесли в Емессу, а потом, во время набега сарацин, в Команы. Когда в Команах начались иконоборческие гонения, святыню спрятали. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарх Игнатий во время молитвы получил знание о месте, где хранится честная глава. Святыню нашли - это было третье чудесное обретение главы Иоанна Крестителя. Главу перенесли в придворную церковь. Сейчас часть ее хранится на святой горе Афон.

Первое и второе чудесное обретение главы Иоанна Крестителя Церковь вспоминает 9 марта по новому стилю (24 февраля по старому стилю). Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня по новому стилю (25 мая по старому стилю).

Молитвы Усекновения главы Иоанна Предтечи

Тропарь Предтече
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

Кондак Предтече

Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание Предтечи

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

Смысл праздника Усекновение главы Иоанна Предтечи

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

«11 сентября мы празднуем память человека, который явился пророком, предтечей, крестителем Господа нашего Иисуса Христа.

День Усекновения главы Иоанна Предтечи - это день расставания святого с этим миром, в который он пострадал от людского гнева и жестокости. Чему учит нас этот праздник? Казалось бы, зло победило добро: праведник убит, его палачи живы. Да, мученическая смерть стала итогом его жизни и подвига, но она не стерла те добро и правду, что он нес людям. Точно так же те из нас, кто погиб за веру и правду, жили не зря. Жизнь, отданная во имя истины, может быть величайшей жертвой. Она не напрасна, с ее помощью человек проповедует свои идеалы».

Икона Усекновения главы Иоанна Предтечи

До нас дошли иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи ранневизантийской эпохи. Это миниатюра из Александрийской хроники и фрески церкви святого Иоанна Предтечи в Чавушине в Каппадокии.

В средневизантийский период широкое распространение получил такой иконописный сюжет: пророк склонился, и воин заносит над ним меч; действо происходит на фоне пустыни. Также главу святого Иоанна изображали отделенной от тела. При этом из шеи пророка изливалась кровь, а его палач стоял над ним и вкладывал меч в ножны.

На древнерусских иконах главу пророка Иоанна Крестителя писали в чаше на фоне храма. По обе стороны от нее были написаны монахи, священнослужители и император Константин.

Часто русские иконописцы изображали святого склоненным, со связанными впереди руками; при этом воин заносил над ним меч. Такой сюжет можно увидеть, например, на фресках в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1125 год), в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (около 1140 года), в церкви Благовещения на Мячине в Великом Новгороде (1189 год).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Усекновение главы Иоанна Предтечи

Нет судьбы более величественной и более трагичной - Усекновение главы Иоанна Крестителя

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха, мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно, и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку. И это бывает постоянно, но часто еле заметно или проходит вовсе незамечено. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, - быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит, что все, что бы мы ни сделали доброго для любого человека, мы для Него сделали; тем самым Он призывает нас быть здесь как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках; пророк Амос говорит, что пророк - это человек, с которым Бог делится мыслями Своими. Но не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исайю, который в видении видел Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? - и пророк встал и сказал: Меня, Господи…

Но вот среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и кого Бог назвал величайшим среди тех, которые рождены на земле. Это Иоанн Креститель. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной.

Вся судьба его была в том, чтобы как бы не быть для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть - Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: «Он глас вопиющий в пустыне». Он только голос, он настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, - словно этого человека нет. Он и его призвание - одно и то же; он - голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты, потому что вокруг Иоанна люди были, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он - друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он - друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было. И дальше сам Креститель говорит о себе по отношению к Господу: «Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос». Надо, чтобы обо мне забыли, чтобы только о Нем помнили, надо, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, подобно Андрею и Иоанну на берегах Иордана реки, для того, чтобы последовать неразделенным сердцем только за Ним: я живу только для того, чтобы меня не стало!

И последнее - страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда уже вокруг него суживался круг приходящей смерти, когда не было у него уже выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась. Шла на него смерть, кончалась жизнь, где ничего у него не было своего, в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди - мрак. И в этот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот, то стоило в юных летах заживо умереть. Если Он - Тот, стоило умаляться из года в год, чтобы Иоанна забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей. Если Он - Тот, тогда стоило теперь и умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего Иоанн жил, было исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно всё: и юность, и величайшая сила зрелых лет, всё погублено, всё бессмысленно; и еще страшнее, что случилось это потому, что Бог будто ‘обманул’. Бог, призвавший Иоанна в пустыне, Бог, отведший его от людей, Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: «Ты ли Тот?», Иоанн не получает прямого, утешающего ответа. Христос не отвечает ему: «Да, Я Тот, иди с миром!» Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет, - ничего, кроме одного грозного предупреждения: «Блажен тот, кто не соблазнится о Мне. Пойдите, скажите Иоанну». И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца, верь, не требуя ни свидетельств, ни доказательств, ни знамений. Верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей, глас Господень, повелевающий творить дело пророка. Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех - самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения… Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как радость, но оно же значит «оставаться без дела», а без дела можно оставаться, потому что захлестнет душу радость и уже дела нет до обычных дел, а может это случиться потому, что руки опустились от горя или от ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И вот в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, нас призывает Церковь молиться о тех, которые тоже в ужасе и трепете и недоумении, и в отчаянии иногда, умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью. После того как вы приложитесь ко кресту, помолимся о всех тех, которые на поле брани жизнь положили, чтобы жили другие, склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, которые из тысячелетия в тысячелетие, а не только в наше время, погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел через всю трагедию жертвы до конца умирания и смерти без единого слова утешения, а только властным повелением Божиим: «Верь до конца, и будь верен до конца!».

Частица мощей Иоанна Предтечи

Перед частицей мощей Иоанна Предтечи можно помолиться в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Это Северо-Восточный округ Москвы, Троицкое благочиние.

Каменный храм построили в 1772-1777 годах на средства Александра Глебова, владельца поместья в Виноградове - по проекту известного архитектора Василия Баженова. В годы советской власти храм не закрывался, но в 1930-ом у общины изъяли церковный дом.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском (селе Дьяково)

Храм находится в Москве по адресу: проспект Андропова, дом 39, строение 7.

Церковь возвели в селе Дьякове в середине XVI века. В некоторых своих чертах она предвосхищала собор Василия Блаженного. Одни исследователи связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году; другие предполагают, что он был заложен как моленный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554-ом.

Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи - изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли.

Народные традиции праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи

В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли также Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван - осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост и так далее.

На традиции празднования сильно влияли древние языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели гротескное значение. Например, в праздник Усекновения нельзя было есть круглые плоды и овощи, потому что… они похожи на главу пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом. Старались спрятать подальше острые предметы: они напоминали простому люду меч, которым воин отсек голову святого. Поэтому овощи не резали, а хлеб ломали руками. В некоторых регионах со стола убирали плоды и напитки красного цвета - цвета крови Крестителя.

Но были народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом, нежели с язычеством. День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает».

Этот праздник - начало «Репных Дней». Постились строго, не водили хороводы и не пели песен, потому что «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». К праздничному столу было принято звать бедняков и странников.

Усекновение главы пророка Иоанна Предтечи, которое верующие вспоминают 11 сентября, столетиями притягивало лучших живописцев. Еще бы! Чувственная пляска соблазнительной Саломеи, разгоряченные гости правителя Ирода, в возбуждении вскакивающие с мест, где возлежали во время пиршества, сам властитель Ирод Антипа, в угаре рвущийся к падчерице: "Проси, что хочешь! Хоть полцарства!" И голова пророка на блюде - странное желание юной танцовщицы, высказанное по наущению матери, Иродиады, злорадно торжествующей за кадром жуткого сюжета. Несправедливая смерть праведника, никогда не призывавшего к насилию, только к покаянию.

Этот евангельский сюжет столетиями притягивал лучших живописцев. Микеланджело Меризи да Караваджо. "Саломея с головой Иоанна Крестителя" (ок. 1607 г.).

Пророка Иоанна называют Предтечей, то есть предшественником Иисуса Христа, его миссия была в том, чтобы узнать Христа, Сына Божьего, среди тысячи других и возвестить миру о Его пришествии. Евангелие называет пророка Иоанна гласом Божьим, предуготовляющим людей к встрече со Христом. Именно пророк крестил Иисуса - Церковь отмечает это событие 19 января как праздник Крещения Господня, - поэтому Предтечу называют еще Иоанн Креститель.

Верующие высоко чтут величайшего из пророков, не побоявшегося обличать сильных мира сего. О том, почему день в память о мученической смерти святого называют праздником, по какой причине в дореволюционной России "на Усекновение главы" закрывали винные лавки, мы поговорим позже. Сначала про само событие.

Что же мы знаем о жизни величайшего из людей? Иоанн Предтеча родился за шесть месяцев до Иисуса в семье священника Захарии. Мать Иоанна Елизавета и Мать Иисуса приходились друг другу родственницами. Родители Иоанна были старыми, когда Господь послал им сына. По милости Божьей ребенок избежал смерти среди тысяч детей Вифлеема и его окрестностей во время избиения младенцев, устроенного по приказу Ирода I Великого - отца того самого Ирода Антипы, который почти через тридцать лет повелит отсечь голову пророку. Родители Иоанна умерли, когда он был маленьким, и, скорее всего, Предтеча воспитывался в одной из религиозных общин в пустыне. Известно, что пророк носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, питался диким медом и акридами (вид саранчи), много молился. Когда Иоанну исполнилось тридцать, Господь призвал его к пророческому служению. Иоанн стал "гласом вопиющего в пустыне". Здесь пустыня - это сердца человеческие, и главная задача Иоанна Крестителя была подготовить людей к принятию Спасителя, призвав их к покаянию, указать, Кто Он. Иоанн Предтеча проповедовал, говоря: "Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым". Во время одной из таких проповедей на реке Иордан Иоанн Предтеча и встретил Иисуса, по наитию Святого Духа узнал в Нем грядущего Спасителя и крестил Его.

Петер Пауль Рубенс. "Пир у царя Ирода" (1640 г.).

Крещением Иисуса в реке Иордан пророк Иоанн завершил главное предназначение своей жизни. С этого момента он начинает бесстрашно обличать людские пороки, не делая разницы между тем, простой это человек или власть имущий. Нет, пророк Иоанн не был революционером, он не поддерживал экстремистские настроения тех, кто искал вожака, готового поднять бунт против ненавистных римских властей Иудеи. Он призывал не к внешним подвигам, а к внутренним победам - над своим грехом, своей несвободой ему. Как пишет историк Иосиф Флавий, Иоанн учил иудеев "вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными в отношении к Предвечному". Вопрошающим, что делать, Иоанн отвечал: "У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть поступит так же". Вслед за древними пророками Предтеча не отделял веры от милосердия, он не требовал от солдат, чтобы те бросали службу: "Никогда не насилуйте, не вымогайте, не делайте доносов и довольствуйтесь своим жалованьем". Даже презираемым мытарям, сборщикам налогов, он не запрещал заниматься своим делом, лишь бы они остерегались "взыскивать больше положенного". Праведность Иоанна вызывала уважение даже у тех, кого он обличал. Евангелие сообщает, что Ирод Антипа охотно слушал пророка.

Римскому правителю было в чем каяться. Человек не столь алчный и жестокий, как его начальники император Тиберий и прокуратор Понтий Пилат - историки считают, что образ, созданный Булгаковым, слишком идеализирован, - Ирод был и вменяемым, и осторожным. Раб более понятных удовольствий, он любил застолье, беседы, зажигательные танцы. Была у него еще одна слабость по имени Иродиада. Святой Иоанн Златоуст считает, что именно боязнь потерять обольстительницу и стала причиной того, что отнюдь не кровожадный и даже по-своему симпатизирующий пророку, Ирод отдает приказ отсечь Иоанну голову. Приказ, который потом его мучил, не давая спокойно спать.

С Иродиадой другая песня. Иродиада считала, что ей не повезло: законным супругом тщеславной распутницы был лишенный наследства сын Ирода I Великого Ирод Филипп, приходящийся ей дядей. Статус мужа не устраивал любодейку, и в один из приездов к Филиппу его родного брата Ирода Антипы Иродиада его соблазнила. Видя коварство Иродиады, законная жена Антипы, дочь царя Набатеи Ареты IV, бежала к отцу, а Иродиада воцарилась во дворце Ирода Антипы. В глазах иудеев это было мерзостью, но только Иоанн Креститель решился прямо обличить кровосмешение. Предтеча не переставал упрекать Ирода и после того, как тот заточил его в крепость. Чувствуя благосклонность Ирода к пророку, Иродиада искала повода разделаться с Иоанном. Говорят, когда Саломея принесла на блюде своей матери долгожданный подарок - голову святого, Иродиада в злобе исколола язык пророка иглами - так, наверное, колола ее правда обличительных слов...

Суд Божий совершился над всеми участниками трагедии - Иродом, Иродиадой, Саломеей - еще при их земной жизни. Саломея, переходя зимой реку, провалилась под лед. Который сдавил ее так, что тело висело в воде, а голова находилась надо льдом. Течение реки было сильным, и подобно тому, как Саломея некогда плясала ногами по земле, теперь она, уже мертвая, словно в безумном танце, производила пугающие движения в холодной воде. Так красавица висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шею. Труп Саломеи не нашли, Ироду с Иродиадой принесли только голову несчастной. Позже погибли и эти двое - во время землетрясения они были поглощены разверзшейся землей.

Тициан Вечеллио. "Саломея" (1513 г.).

О чем эта евангельская история? О том, что в ограниченном отрезке времени зло может не просто одержать победу, но и нагло восторжествовать, попирая все человеческие и Божьи нормы, законы. Но стоит раздвинуть временные рамки, даже не до границ этого мира, а так, чтобы просто появилась временная перспектива, и мы увидим, как всеобъемлющий духовный закон, сформулированный Божьими заповедями, работает. Мельница Господа мелет медленно, но верно.

Так почему день, когда вспоминают мученическую смерть пророка, - праздник? Во-первых, днем памяти святых в Церкви всегда становится день их смерти, то есть день рождения в вечность. Во-вторых, праздновать - значит "оставаться без дела". Но быть праздным, то есть не выполнять обычные дела, можно не только, когда душу захлестнула радость, но и в момент, когда руки опустились от горя и ужаса. Именно таков день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В знак траура, отдавая дань аскетизму и трезвости мысли, чувств святого, понимая, что невоздержанность Ирода стала причиной смерти пророка, было принято в этот день не только поститься, но и отказываться от вина. А в храмах на праздник звучат молебны, в которых просят Бога даровать нам трезвость - физическую и духовную.

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ей шею. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.