Урок по орксэ проект библия и евангелия. Можайское благочиние. Проверка усвоения материала прошлого урока

Класс: 4

Цели и задачи:

  • познакомить с описанием основных составляющих священных книг Библии;
  • установить связь между религиозной(православной) культурой и культурой людей;
  • показать благотворное влияние чтения Библии на духовное состояние человека;
  • познакомить с понятиями Библия, Евангелие, Новый Завет, Веткий Завет, христиане.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация (приложение 1 ), 2 сосуда с чистой водой, краска, пустые сосуды, шарики красные и чёрные, карточки для индивидуальной работы и работы в парах (приложение 2 ), Библия.

Ход урока

I . Орг. момент.

II. Проверка домашнего задания.

Кому вы читали текст дома?

– Что их заинтересовало в твоём рассказе?

– Чем они дополнили твой рассказ?

III. Введение в тему.

Я, в своей жизни, встречала очень много разных людей.

Одни очень доброжелательные, готовые придти на помощь. Другие – наоборот, всем недовольны, могут ругаться с любым встретившимся человеком из-за пустяков.

– Как вы думаете, от чего это может зависеть?

Может это зависит от роста, веса, национальности, профессии, места жительства человека?

– Очевидно, всё дело в том, какая у человека душа. Каждый человек рождается с чистой, светлой душой. Маленькие дети свсем не помнят зла, они готовы любить всех близких людей, всему радуются. Но проходит время и многое меняется.

При общение с окружающим миром детская душа постепенно наполняется.

– Чем может заполниться детская душа, давйте рассмотрим на примере.

Проведём опыт.

Представим душу в виде сосуда. Смотрите, сосуды наполнены водой.

– Она имеет запах? (нет)

– Имеет цвет? (нет)

– Сейчас в каждый сосуд добавим вещества которые изменят цвет и запах.

Цвет может быть красивым, запах – приятным. Попробуем.

(добавляем в один сосуд тёмную краску и нашатырный спирт, в другой розовую краску и духи)

– Посмотрите и понюхайте что у нас получилось.

Так бывает и с душой человека. С детства наполяется душа впечатлениями, как эти сосуды и может быть красивой и благоухающей, либо наоборот, тёмной и смрадной.

– Как вы думаете, какие поступки делают душу светлой и красивой, а какие тёмной и неприглядной? Выберите правильный ответ. (на доске)

  • Доброе дело
  • Чтение хороших книг
  • Фильмы-боевики с убийствами
  • Увлечение компьторными играми, особенно с насилием
  • Прощение обид
  • Желание отомстить обидчику.

– Таким образом, чтобы наша душа была светлой и прекрасной, мы должны совершать хорошие поступки,делать добро людям, не допускать сквернословия.

– Мы с вами говорили, что чтение хороших книг возвышает душу. А какая из всех этих книг в этом отношении имеет особенную силу?

Составьте слово из рассыпавшихся букв. (ИБЯБИЛ – БИБЛИЯ)

– А почему? Об этом мы пооворим на уроке.

IV. Работа по теме урока.

Приложение 1.

1 СЛАЙД

Тема урока «Библия и Евангелие»,запишите в тетрадь.

– Кто из вас знаком с Библией, Евангелием?

– Кто читал Библию?

– Что запомнилось из прочитанного?

Каждый православный христианин должен быть знаком с Библией. Почему?

– В ходе урока мы постараемся ответить на этот и другие вопросы.

А еще что бы вы хотели узнать о Библии?

2 СЛАЙД

Прочитайте, на какие вопросы мы сегодня должны ответить на уроке.

  • Что такое библия?
  • Кто ЕЁ написал?
  • Когда появилась первая печатная Библия?
  • О чём говорится в Библии?
  • В чём её уникальность и ценность?

Что обозначают слова Евангелие, Новый Завет, Священое Писание?

– Кто знает, когда появилась первая Библия?

Библия одна из Древнерусских книг.

Просмотр видеофрагмента «Древнерусские книги.»

3 СЛАЙД

А вы знаете как называлась первая БИБЛИЯ?

Первую славянскую Библию называли Геннадьевская Библия, т.к. работа над ней проводилась по инициативе Архиепископа Новгородского Геннадия.

– Кто знает, когда появилась первая печатная Библия?

4 СЛАЙД

Первая печатная Библия появилась более 1000 лет назад, в связи с распространением на Руси христианства.

– Что такое христианство? Кто такой христианин?От какого слова произошло?

Ответить на эти вопросы нам поможет учебник.

Самостоятельная работа .

Приложение 2

Карточка 1

Прочитайте и найдите в учебнике, что обозначают эти слова. Запишите на карточке. Вклейте в тетрадь.

  • Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа.
  • Христианство – это учение Иисуса Христа.
  • Иисус жил более 2000 лет назад.

Посмотрите как красиво оформлена Библия.

Книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, жил и чему учил людей называется Библия.

5 СЛАЙД

А что же ещё такое Библия? Почему написана с большой буквы?

Слово Библия всегда пишется с большой буквы, так как означает Священную Книгу для Христиан.

  • Библия (др.греч.) книга
  • Библия – Священное Писание.
  • Библия – Книга книг.
  • Библия – откровение Бога.
  • Библия – собрание нескольких книг.

Так говорят, потому что сам БОГ обращается к людям.Он рассказывает о себе, о человеке, сотворении мира. Эта книга очень важная и ценная, в ней прошлое и будущее.

– Как вы думаете, кто написал Библию?

Библия – это собрание книг, которые объединены в одну книгу. Писались книги долгое время людми разных поколений в течении целой тысячи лет и вразных местах. Христиане верят, что каждый из авторов книги, писал то, что внушал Сам Господь. Через тексты Библии, написанные пророками и апостолами, Сам Бог обращается ко всем людям.

– Кто такие пророки?

Это люди, которые имели особый дар слышать, что им говорит Бог, этот дар называется пророчеством. И в наши дни есть люди, которые могут предвидеть и предсказать те или иные события.

– Кто такие апостолы?

Это первые ученики Христа. Апостолы дословно – посланники.

Библию часто, называют Священным Писанием. Почему?

Потому что Сам Бог обращается к людям, через пророков и апостолов.

– Из чего состоит Библия?

Библия состоит из 77 священных книг. Разделяется она на два отдела Ветхий Завет и Новый завет.

– Что такое Завет?

Завет – это союз Бога с людьми.

Работа с учебником. (в парах)

Прочитай предложения и продолжи их словами из текста. Стр. 16-17.

1 группа Ветхий Завет, 2 группа – Новый Завет.

Приложение 2

Карточка 2

Закончи предложения:

  1. __________________Завет включает в себя ________книг.
  2. Книги_______________Завета писали _____________________.
  3. __________________Завет по другому называют_______________________,
  4. Время___________________Завета – это________________________________________.

Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода спасителя Христа.

Новый Завет (Евангелие) – это жизнь и дела Иисуса Христа. В новый Завет входят Евангелия от 4 апостолов.

– Итак, давайте составим схему из чего состоит Библия и кто её писал.

Составление схемы .

8 СЛАЙД

Как вы думаете, о чём эта книга?

В Библии Сам Бог открывает людям тайны о самом себе, о человеке, о правилах жизни, о духовных законах, о происхождении мира, ангелах, святых и о многом другом, чтобы нам жилось хорошо. Библия считается у христиан откровением Божьим.

9 СЛАЙД.

В чём ценность Библии?

Библия – кладезь мудрости. Неслучайно многие выражения из Библии вошли в нашу русскую речь. Часто мы даже не подозревавем, что произносим библейские сказания.

Работа в парах.

Приложение 2.

Карточка 3

Соотнесите слова из нашей жизни с выдержкой из Библии.

Эти слова к нам пришли из Библии.

Сейчас по отрывку из Нового Завета узнайте о какой пословице идёт речь.

1. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает, что человек посеет, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Библия)

– О неизбежности расплаты за плохой поступок и награды за хороший; добро наше и зло возвращается к нам же: Что посеешь, то и пожнёшь.

В Библии более глубокий смысл:

Тот, кто живёт, только ради плоти: вкусно поесть, красиво одеться, хорошо отдохнуть не думая о Боге и ближнем – пожнёт тление, а кто живёт для неба с любовью к ближнему – получит в награду жизнь вечную.

2. « И что, ты смотришь на сучок в глаза брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь? Вынь бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как Вынуть сучок из глаза брата твоего»

– В своём глазе бревна не видишь, а в чужом и соринку замечаешь.

В Библии говорится:

Видеть прежде всего сои недостатки учил Христос людей, а также быть снисходительным к другим людям.

3. «Кто роет яму, тот сам упадёт в неё»

– Не рой другому яму – сам в неё упадёшь.

Смысл Библии:

Так говорят о человеке, который намеревается причинить кому либо зло, предупреждая, что зло возвратится к этому человеку.

– Интересно получается: иностранные слова в наш родной язык приходят и уходят, а Библейские простые истины веками живут в нём, делая его богатым и могучим, становясь неотъемлимой частью нашей культуры и истории.

Многие великие люди восхищаясь высотой учения, содержащегося в Библии, перечитывали, стараясь глубоко вникныть в смысл написанного.

10 СЛАЙД

Наш великий замечательный поэт А.С. Пушкин говорил о Священном Писании: «Вот единственная книга в мире: в ней есть всё»

«Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данная с нею человеку!» Ф.М. Достоевский.

Ответим на последний вопрос. Где хранится Библия?

11 СЛАЙД

Библией очень дорожат, она источник мудрости и утешения. Особенно чтится в Церкви. Верующие стараются внимательно читать её каждый день.

Например: великий русский святой преподобный Серафим Саровский каждую неделю полностью прочитывал Новый Завет. В Храме она хранится в самом святом месте – в алтаре.

Во время богослужения читают выдержки из Библии при полной тишине.

Библия переведена на многие языки народов мира.

V. Итог урока .

– Запишите ассоциацию, когда слышите слово Библия. (1 слово)

Подготовка к беседе дома.

Что можете рассказать о Библии, Священном Писании, Евангелии членам своей семьи и друзьям.

VI. Домашнее задание.

VII. Рефлексия.

Давайте заполним сосуд.

Какие впечатления остались от сегодняшнего урока. Выберите шарик черный или красный и опусите в сосуд.

















Ветхий Завет состоит из 39 книг, в еврейской традиции искусственно считаемых за 22, по числу букв еврейского алфавита, или за 24, по числу букв алфавита греческого. Все 39 книг Ветхого Завета разделяются в иудаизме на три отдела. «Учение» (Тора) содержит Пятикнижие Моисея. «Пророки». «Писания».


Вторая часть христианской Библии Новый Завет, собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, деяния Апостолов, послания Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), написанных в I в. н. э. и дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм боговдохновенной её не считает. Новый Завет состоит из книг, принадлежащих восьми боговдохновенным писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде.




В IXвеке Библия была переведена на язык, понятный восточным славянам. Перевод был предпринят братьями- миссионерами Кириллом и Мефодием «первоучителями и просветителями славянскими». Их родным языком предположительно мог быть вариант старо-болгарского языка, на котором разговаривали в их родной Солуни; воспитание же и образование они получили греческое.






Сегодня Библия - самая популярная книга в мире, имеющая самый большой тираж. Библия частично или полностью переведена на более чем 2400 языков и доступна на родном языке более 90% населения земного шара. По некоторым оценкам более 60 миллионов копий Библии распространяется по миру ежегодно.






ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс

Тема урока: Библия и Евангелие.

Цели урока:

Задачи:

    регулятивные:

    познавательные: формирование

    коммуникативные:

Оборудование : компьютер, иллюстрации по теме, учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураева.

Тип урока : урок общеметодологической направленности

Ход урока:

    Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Послушайте отрывок из стихотворения Константина Бальмонта:
В тиши полуразрушенной гробницы
Нам истина является на миг.
Передо мной заветные страницы,
То Библия, святая книга книг.
Людьми забытый, сладостный родник,
Текущий близ покинутой станицы.
В раздумьи вкруг него, склонив свой лик,
Былых веков столпились вереницы.

2. Проверка усвоения материала прошлого урока

– О чем шла речь на прошлом уроке? православной молитве)

– Что такое молитва (Обращение людей к Богу)

– Объясните, что такое «молитва-просьба», «молитва-благодарение», «молитва-славословие».

– Что даёт молитва православному человеку? (Молящийся человек прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется)

– Верно, молитва – это обращение людей к Богу, но и Бог общается с людьми. Именно об этом и пойдёт разговор сегодня на уроке.

3. Введение в тему, создание проблемной ситуации.

– В жизни человек окружён множеством книг, у каждого из вас, надеюсь, есть любимая книга. Но существует такая книга, которая стала важной частью человеческой культуры, изучение которой очень важно для христиан всего мира и, конечно, для православных христиан. Вы уже догадались, о какой книге идёт речь? (О Библии)

– Правильно. Сегодня на уроке мы прикоснёмся к этому памятнику культуры, к этой священной «Книге книг». Вместе с вами попробуем ответить на вопросы: О чем рассказывает Библия людям? Из каких частей она состоит? Почему христиане считают Библию «откровением Бога»?

4. Объяснение нового материала: работа с учебником, беседа.

4.1. Выразительное чтение 1-4 абзацы, с. 16

4.2. Обсуждение прочитанного, ответы на вопросы:

– Кто такие христиане? (Люди, которые приняли учение Иисуса Христа)

– Почему Библия важна для христиан, о чём она рассказывает людям? (В ней рассказывается, как люди ждали рождения Христа, как он родился, жил и чему учил людей)

– Что означает слово «Библия» в переводе с древнегреческого языка и почему? (Слово «Библия» означает «книги», потому что эта священная для христиан книга состоит из 77 книг)

4.3. Сообщение учителя.

Библейские книги написаны людьми разных поколений в течение тысячи лет. Первая, наиболее древняя часть Библии состоит из 50 книг, написанных на древнееврейском языке, и называется Священное Писание Ветхого Завета. Попробуем разобраться в значении этого названия. Слово ЗАВЕТ означает «союз», «договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Нужен ли людям такой союз? Да, чтобы встречать невзгоды и испытания с уверенностью в Божией помощи.

Кто же написал книги Ветхого Завета? Это были ПРОРОКИ – люди, имевшие особый дар – слышать, что говорит им Бог, и открывать людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.

Почему Завет Бога с пророками называется Ветхим? Первоначальное значение слова «ветхий» - «древний», «старый». Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа. С его приходом появляется Новый Завет.

4.4. Заполнение схемы.

Священное Писание Нового Завета написано АПОСТОЛАМИ – первыми учениками Иисуса Христа. Они свидетельствовали о жизни, словах и делах Христа, поэтому части Нового Завета, посвящённые Иисусу Христу, называются Евангелие. В переводе с греческого языка «Евангелие» означает «добрая весть».

5. Динамическая пауза.

Да – нет (да – хлопаем в ладоши, нет – топаем ногами)

Библия – в буквальном переводе – означает «книги». (да)

Библия была написана в течение 100 лет. (нет)

Апостолы – это слуги Иисуса Христа. (нет)

Евангелие означает «добрая весть». (да)

Ветхий Завет написали летописцы. (нет)

Ветхий Завет написали пророки. (да)

Новый завет состоит из 50 книг. (нет)

Библия – это священная книга христиан. (да)

6. Работа с иллюстрациями учебника, беседа, чтение.

– Среди множества прекрасных и полезных книг Библия для христианина – особая книга. Её читают и в храме, и дома. Её внимательно изучают, переводят на разные языки. Священные тексты звучат во время службы в храме. Особая роль отводится Евангелию. На фотографиях в учебнике изображено богато иллюстрированное Евангелие в драгоценном окладе (рис. с. 16). Такое почтительное отношение к Священной книге сложилось на Руси в древнейшие времена. Первые Евангелия на древнерусском языке были рукописными, на их создание уходило несколько лет труда, не случайно, во время пожаров люди выносили из жилищ и храмов самое дорогое – книги. Но мы должны помнить, что богатое убранство книги – это всего лишь знак почтения к её главному достоинству – содержанию.

Мудрость веков, глубинный смысл, Божественное откровение несёт в себе Библия. Обратите внимание на иллюстрацию «Христос Вседержитель» В. Васнецова (рис. с. 17). В центре изображена фигура Иисуса Христа: правая рука поднята в благословении, а в левой – Священная книга. Особого внимания заслуживают четыре фигуры по углам изображения. Для чего они здесь? О чём говорят зрителю? Каждая деталь на иконе или фреске не случайна и обладает символическим смыслом. Чтобы понять его, обратимся к статье учебника. (Чтение статьи «Это интересно» с. 17). Итак, кого символизируют фигуры тельца, орла, человека и льва? (Они напоминают о четырёх апостолах – учениках Иисуса Христа и авторах Евангелия: Луке, Иоанне, Матфее и Марке).

Чтение Библии – это несуетная, внутренняя работа ума и души. В этой книге много притчей. Притча – это бытовая, житейская история, в которой нужно найти очень важный для человека нравственный урок. Прочитайте притчу «Суд царя Соломона». (Чтение статьи «Это интересно» с. 18). Попробуйте разобраться, чему учит эта история. (Чтение, обсуждение, в результате которого ученики должны прийти к выводу: эта притча осуждает жестокость и себялюбие, она учит жертвенной, сострадательной любви – истинная мать готова отказаться от своего ребёнка, ради спасения его жизни).

– Вы убедились, что в Библии заключены очень важные для человека нравственные уроки. В её текстах есть даже прямое обращение Бога к людям, то есть ОТКРОВЕНИЕ. Откровение – это такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Именно таким откровением Божиим у христиан считается Библия. Повествование в ней разворачивается от рассказа о создании мира до пророчества (то есть предсказания) конца мира. Самые важные страницы Библии говорят о жизни и учении Иисуса Христа.

7. Закрепление изученного материала.

– Почему Библию называют Книгой книг? Из каких частей она состоит?

– Как переводится слово «Евангелие»? Сколько есть Евангелий? Кто их авторы?

– О чем рассказывает Библия людям?

8. Подведение итогов, домашнее задание.

9. Рефлексия. (красный, жёлтый, зелёный).

Самоанализ урока ОРКСЭ в 4 классе

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Урок ОРКСЭ в 4 классе был проведён 03.10.2018 согласно календарно-тематическому планированию, тема урока: Библия и Евангелие, раздел «Основы православной культуры».

Цели урока:

    познакомить учащихся со значением Библии для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность;

    развивать личностные качества уважения к православной культуре, познавательную активность и интерес к устному и письменному слову; развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;

    воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры.

Задачи:

    актуализировать понятия «христианство», «христианин», «завет», «пророк», «апостол», «притча», «откровение»;

    рассмотреть роль Библии в жизни христианина.

Универсальные учебные действия:

    регулятивные: осознание учеником, значимости освоения Библии для собственного развития и духовного роста;

    познавательные: формированиепредставлений о роли Библии в православной культуре; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;

    коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками.

Это урок общеметодологической направленности с использованием проблемно-диалогической технологии. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная и групповая. А также использовано оборудование: компьютер, иллюстрации по теме, учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураева.

Структура урока соответствует требованиям ФГОС:

1.Ориентация на новые образовательные результаты.

2.Нацеленная деятельность на формирование УУД.
Планируемые результаты:

Предметные: понимание смысла основных понятий православной культуры: христианин, Библия, Евангелие.

Метапредметные: Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Личностные: Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм.

3.Использование современных образовательных технологий – проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (физкультминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Учитель: Парыгина Татьяна Анатольевна

Основы православной культуры

Тема урока: «Библия и Евангелие».

Цели урока:

    познакомить учащихся со значением Библии для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность;

    развивать личностные качества уважения к православной культуре, познавательную активность и интерес к устному и письменному слову; развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;

    воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры.

    актуализировать понятия «христианство», «христианин», «завет», «пророк», «апостол», «притча», «откровение»;

    рассмотреть роль Библии в жизни христианина.

Универсальные учебные действия:

    регулятивные: осознание учеником, значимости освоения Библии для собственного развития и духовного роста;

    познавательные: формирование представлений о роли Библии в православной культуре; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;

    коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками.

Форма и виды учебной деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, комментированное чтение, участие в учебном диалоге, групповая работа, самостоятельная работа с источниками информации.

Оборудование: компьютер, монитор, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение, учебник для общеобразовательных учреждений «Основы православной культуры». В 2 ч. Ч.1 /Сост. Е.В. Чорная, Е.В. Мальцева, Л.Н. Бурдачева, В.В.Нестерова; Под общ. ред. Е.В. Чорной. – Луганск: ООО «Пресс –экспресс». 2017. – 62с.: ил.

Ход урока

I Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята.

В начале нашего урока прозвучит отрывок из стихотворения Николая Гумилёва «Слово».

(Музыкальное сопровождение Л.В. Бетховен «Лунная соната»)

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине…

Пускай эти красивые и торжественные строчки настроят вас на серьёзный и возвышенный лад, на встречу с необыкновенно важным, интересным, для кого – то новым…

II Проверка домашнего задания.

Какую роль сыграло Крещение Руси для нашего Отечества?

Какую землю называют Святой Землей и почему?

Помнят ли ваши родители об обряде вашего Крещения? Поделитесь тем, что вам удалось узнать о том, как проходил этот обряд.

- Посмотрите на соответствия. Восстановите правильные соответствия.

Кто составил самую обширную русскую летопись? (Святой Нестор Летописец)

В какой земле, по словам Нестора Летописца, русские люди почувствовали и осознали, что такое Церковь? (В Греческой земле, куда были посланы князем Владимиром искать веру истинную)

За что народ называл князя Владимира «Красно Солнышко»?

III Мотивация к учебной деятельности.

Не случайно наш урок мы начинали с чтения стихотворения Н. Гумилева «Слово». Слово имеет огромную силу. Силу добра и злую силу, оно может созидать и разрушать, поддерживать и низвергать во тьму горя и отчаяния. Слово открывает горизонты мудрости и познания Мира. М Ломоносов писал: «Создатель(Бог) дал роду человеческому две книги. В одной он показал Свое величие, в другой – свою волю. Первая – видимый мир. Вторая книга – Священное писание (Библия)». Ф.М. Достоевский восклицал: « Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данная с нею человеку!».

(Демонстрация иллюстраций Приложение 1)

IV Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о Библии – Священной книге христиан, о Священном Писании.

Введение в тему, создание проблемной ситуации.

Учитель: В жизни человек окружён множеством книг, у каждого из вас, надеюсь, есть любимая книга. Но книга, о которой мы говорим сегодня, стала важной частью человеческой культуры, ее изучение очень важно как для христиан всего мира, так и для православных христиан. Православная вера традиционна для нашего Отечества. Вместе с вами попробуем ответить на вопросы:

О чем рассказывает Библия людям?

Из каких частей она состоит?

Почему христиане считают Библию «откровением Бога»?

V Объяснение нового материала

Знаете ли вы значение слов, определяющих тему сегодняшнего урока?

Кто может называться «христианином»? (Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа).

Игра «Жизненный марафон» - кто такой истинный христианин (мнение учащихся): его мысли, поступки. Выполнение золотого правила нравственности, которое неоднократно повторялось Спасителем. В Евангелии от Матфея написано: « И так

во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы сними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Кто знает, о чем говорится в Библии? (Как люди ждали Христа, как он родился, как жил, чему учил людей).

2. Работа в группах

Рассмотрите Библию.

Сколько частей в Библии? Как называется каждая часть? (2части: Ветхий Завет (50кн.), Новый Завет(27кн.).

Как вы думаете, что обозначает слово Завет? (Это союз человека с Богом.)

Физминутка для глаз

3. Работа с учебником

Прочитаем текст учебника на с. 14 – 17.

- Первичное осмысление прочитанного.

Игра « Шапка вопросов» (реквизит: вопросы написаны на карточках, ученики выбирают вопрос, читают, отвечают)

Что значит «Ветхий Завет»? Из скольких книг он состоит? (Из 50книг)

Что же такое время Ветхого Завета? (Это время ожидания прихода Христа).

Кто написал Ветхий Завет? (Пророки. Они имели особый дар – умение слышать то, что говорит им Бог).

Кто такие пророки? (Пророки – люди, через которых говорил Господь Бог, избранники Божьи для возвещения людям воли Господа).

С приходом Иисуса Христа был заключен Новый Завет (союз) всех людей с Богом.

Сколько книг включает в себя Новый Завет?(27книг)

О чем повествует Новый Завет? (О том, как родился Иисус Христос, как он жил, чему учил людей)

Где читают Библию? (В храме и дома).

Всегда ли все понятно для нас в библейских текстах?

Нравственный закон, содержащийся в Новом завете более строгий, чем в Ветхом Завете, так как он призывает христиан не только отказаться от греховных поступков, но и от мыслей греховных. Обратите внимание, ведь Иисус Христос обращается к каждому: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Мудрость религии заключается в том, что она помогает человеку совершенствоваться, стать лучше. Это требует большой внутренней духовной работы над собой. Ведь цель каждого христианина – победить зло в себе, исправлять себя, а не других, тем самым победить саму смерть.

Игра «Добрый экран» (проецируем на словесный воображаемый экран цепочку: мысли – слова – дела)

Тема игры: «Победа добра над злом».

Рассмотрите иллюстрации на с. 15,16. Что здесь изображено? (Евангелие в драгоценном окладе, Евангелие в Храме).

4. Закрепление изученного материала (класс объединяется в 3группы)

Две - «Знатоки» и одна группа -«Эксперты» («Знатоки» рассказывают о Библии, эксперты дополняют, корректируют ответы)

Знаете ли вы?

В переводе «Евангелие» - это «добрая весть». Радостью проникнуты новозаветные тексты. Христос Воскрес, победил смерть и открыл путь к спасению и вечной жизни для всех людей.

Евангелие написано учениками Иисуса Христа – апостолами, т.е. посланниками. Апостолами-евангелистами являются: Лука, Иоанн, Марк, Матфей. У каждого из них есть свой знак: у евангелиста Луки – телец (в его книге подчеркивается жертвенность Христа, а телец – это образ жертвы); Иоанна – орел (символ высоты мысли); Матфея – человек (в книге особо подчеркиваются человеческие страдания Христа); Марка – лев (много говорится о чудесах Христа, о его высшей царской власти над миром).

Евангелие - четыре главные книги, согласно Матфею, Марку, Луке и Иоанну –мы знаем о событиях, связанных с воплощением Сына Божьего –Господа Иисуса Христа.

Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке.

Новый Завет – на древнегреческом.

Все библейские книги называют Священным Писанием. Священное Писание – главный источник знаний о Боге и руководство в жизни для любого христианина. Все библейские книги у христиан считаются священными.

5. Что такое откровение? (Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным.)

Бог может открываться людям через:

1.Совесть (незримая нить, связывающая нас с Господом) .

2.Других людей (которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли).

3.Красоту мира (если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец).

4.Обстоятельства жизни (жизненный опыт).

Динамическая пауза . Учитель читает стихотворение, показывая движения, дети стоя выполняют описанные движения:

«Солнечная зарядка», стихотворение Галины Дядиной

Солнце делает зарядку: (стать на носочки, потянуться руками вверх)

Село-встало, село-встало. (Полуприсед – руки на поясе)

Приседает по порядку

И нисколько не устало!

Подаёт пример атлетам, (сгибание – разгибание рук в локтях)

Упражняясь то и дело.

Каждый день – зимой и летом –

Встало-село, встало-село! (Полуприсед – руки на поясе)

Поднимает всех с постели, (стать на носочки, потянуться руками вверх)

Не даёт валяться вяло. (Наклоны вправо-влево)

Село-встало, село-встало! (Полуприсед – руки на поясе)

Я надеюсь, физкультура

Зарядит и вас весельем!

Это кто там смотрит хмуро?

Встали-сели, встали-сели!

6. Духовное чтение

Словарь. Притча - поучительный рассказ. По сюжету- это бытовые, житейские истории, но в каждой из них можно найти нравственный урок. Для того, чтобы легче было понять и запомнить его учение, Иисус говорил притчами. В притчах говорится о том, что хорошо, а что плохо.

На с.16 учебника есть коротенький рассказ из Библии, который и называется притча.

Послушайте. (Чтение притчи «Суд Царя Соломона» учителем)

Как вы думаете, почему царь Соломон отдал ребенка второй женщине?

Которая же из них была матерью?

Какой вывод сделаем из всего сказанного? (Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым.)

В чём ценность Библии?

Библия – источник мудрости. Неслучайно многие выражения из Библии вошли в нашу русскую речь. Часто мы даже не догадываемся, что произносим библейские сказания.

Сейчас по отрывку из Нового Завета узнайте о какой пословице идёт речь.

1. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает, что человек посеет, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Библия)

– О неизбежности расплаты за плохой поступок и награды за хороший; добро наше и зло возвращается к нам же:

- Что посеешь, то и пожнёшь.

В Библии более глубокий смысл:

Тот, кто живёт, только ради плоти: вкусно поесть, красиво одеться, хорошо отдохнуть не думая о Боге и ближнем – пожнёт тление, а кто живёт для неба с любовью к ближнему – получит в награду жизнь вечную.

2. « И что, ты смотришь на сучок в глаза брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь? Вынь бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как Вынуть сучок из глаза брата твоего»

В своём глазе бревна не видишь, а в чужом и соринку замечаешь.

В Библии говорится:

Видеть прежде всего свои недостатки учил Христос людей, а также быть снисходительным к другим людям.

3. «Кто роет яму, тот сам упадёт в неё»

Не рой другому яму – сам в неё упадёшь.

Смысл Библии:

Так говорят о человеке, который намеревается причинить кому либо зло, предупреждая, что зло возвратится к этому человеку.

Вывод. Интересно получается: иностранные слова в наш родной язык приходят и уходят, а Библейские простые истины веками живут в нём, делая его богатым и могучим, становясь неотъемлемой частью нашей культуры и истории.

Многие великие люди восхищаясь высотой учения, содержащегося в Библии, перечитывали, стараясь глубоко вникнуть в смысл написанного.

VI Рефлексия.

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

1.Закончите предложения:

Сегодня для меня было самым интересным…

Я понял на уроке, что…

2.Самостоятельная работа .

Карточка 1

Найдите в учебнике ответы и закончите предложения.

    Завет Бога с пророками называется __________________.

    С приходом в мир Иисуса Христа появился __________________.

    Главное в христианском вероучении – это ___________________.

    В Библии много _________.

    Молитву «Отче наш» называют - _____________________.

Карточка 2

Закончи предложения:

1.Ветхий Завет включает в себя ________книг.

2.Книги Ветхого Завета писали _____________________.

3__________________Завет по- другому называют_______________________,

4. Время ___________________Завета

это________________________________________.

5.Новый Завет включает в себя _______книг.

6.Книги Нового Завета писали __________________.

3.Игра «Машина времени»

В какую эпоху Ветхозаветную или Новозаветную вы бы хотели перенестись во времени и почему?

Кого и о чем вы бы спросили?

Вывод: Завет - союз, договор Бога и человека. Ветхий Завет писали пророки, они слышали, что им говорил Бог. Ветхий Завет - завет Бога с пророками на древнееврейском языке. Священное Писание Нового Завета написано учениками Христа - апостолами. На древнегреческом языке. Откровение Божие – Библия для христиан. Христиане благоговейно относятся к Библии как к святыне православия. Библия – это исторически сложившийся сборник текстов, который состоит из 77книг и охватывает временной период около пяти с половиной тысячи лет.

4. Обратим внимание на доску:

Родителям, я хотел бы рассказать…