Сколько лет твоему ангелу хранителю. Именины. Христианские имена. Почитание и подражание своему святому покровителю

Ангелы-хранители человека сопровождают его по жизни и только сам он определяет своими деяниями и поступками, сколько у него защитников. Есть люди, которые отвергают неправедными делами своего покровителя.

Ангел, которого Всевышний приставляет к человеку, чтоб охранять его душу от искусов, а тело от болезней и несчастий, называется Ангелом-хранителем.

Ангелы-хранители человека не приставляются к нему с момента появления на свет, у младенца только заложена в его ауре, пока она светлая, специальная программа на их появление. И в момент торжественной процедуры Крещения, Ангел осеняет младенца своим крылом.

Но не все дети сразу достойны внимания Ангелов. Если родители погрязли в грехе, совершали зло, не верят в Спасителя, не признают Единого Всевышнего Господа, то для ребенка Светлого Ангела не предусмотрено.

И только если родители раскаются в своих грешных поступках, Бог одарит новорожденного Светлым охранником.

Подчеркивается постоянно Светлый, почему?

Ангелы, как это ни удивительно, действительно бывают Светлыми и Черными. Светлые хранители человека могут отойти, если он выберет неправедный путь, и за спиной у него появится Черный Ангел. Который толкает его на более страшные поступки, специально ввергая в пучину греха.

Почему Светлый Ангел не изгоняет Черного?

Потому, что Господь всегда предоставляет человеку свободу выбора, разрешает идти по собственной дороге и строить свою жизнь по желанию. И не нужно отмахиваться, когда просят определиться с жизненной позицией, произнося: «Все равно все по воле Божьей. » Нет. Человек сам решает, как поступать, пренебречь своими божественными защитниками или отвернуться от них.

Почему Ангелы хранители упоминаются во множественном числе? Сколько у человека Ангелов-хранителей может быть одновременно?

Все зависит от того, как себя поставит личность в глазах Всевышнего Господа.

Даже атеист может заметить, что одному человеку все удается, а другой даже в самых простых делах терпит постоянное фиаско.

Чем больше человек совершил добрых дел, которые помогли окружающим, тем больше он оказывается известен. А люди – существа завистливые. Поэтому от таких грешников, которые считают, что их обделили, Господь и защищает своих избранников с помощью своих «солдат». Но при этом подзащитный прилагает сам много сил для того. чтобы не свернуть с праведного пути, укрепляя душу молитвами. Небеса дают им защиту, в виде нескольких опекунов. В настоящее время Святые служители Божьи отмечали, что видели людей, за спиной у которых стояло по 9 защитников.

На планете можно зафиксировать 12 Святых мест, и на в Стране, которая выстояла против всего зла мира, фашизма, находятся 5. Уже поэтому можно сказать, что Ангелы-хранители наших Святых защищают Русскую землю от врагов.

Больше всех ангелов-хранителей имел самый почитаемый Святой Русской земли Николай Чудотворец. 27 защитников помогали ему вершить его праведные дела.

Большим количеством Ангелов-хранителей могут похвастаться Святые русской земли, Ксения Петербуржская, Серафим Саровский и Сергей Радонежский. Число их заступников, которые помогали им творить добрые дела, соответственно 5,9 и 21.

Как узнать, сколько Ангелов-хранителей у человека стоят за спиной и помогают бороться с трудностями?

Все зависит от праведности его самого, праведности его родителей и его жизненного выбора. Если родители были последовательны и тверды в религии, то первого Ангела младенец получит при рождении, второго – при Крещении. Сколько к нему дальше слетится Ангелов, зависит от жизненного выбора.

После того, как справился с трудным делом, Ангела-хранителя обязательно следует отблагодарить специальной молитвой. Ангелы-хранители должны чувствовать любовь и благодарность от своих подопечных.

Ангелы-хранители человека любят людей, болеют за них, и нужно отвечать им тем же. Нельзя забывать про то, что своей удачей обязаны именно Святым защитникам. Благодарить ангелов-хранителей нужно постоянно.

У каждого человека есть ангел-хранитель, который защищает его от различных бед. Небесные покровители - это посланники Бога, направленные на землю для помощи и защиты людей. Многие наверняка слышали про именины или дни ангела. Они называются так не зря, ведь это день святого покровителя человека, носящего такое же имя. Можно определить своего ангела-хранителя по дате рождения или ближайшим дням.

Ангелы-хранители в православии

В жизни часто бывает так, что какие-то непредвиденные обстоятельства мешают заранее продуманным планам, вызывая возмущение и взрыв эмоций. Но в итоге может оказаться, что события сложились к лучшему, позволив избежать каких-то непоправимых ситуаций. Тогда каждый человек с благодарностью вспоминает своего Божьего заступника.

Кто этот незримый защитник, как узнать, кто твой ангел-хранитель, существование которого подтверждают древние тексты Библии, упоминающие об этих духах около трехсот раз. По словам Иисуса Христа, ангелы всегда могут видеть лик Господа Бога и разговаривать с ним, а Отец Небесный через святых посланцев может сообщать свою божественную волю человеку.

Считается, что ангелов направляет Господь Бог для защиты людей от жизненных неурядиц и спасения вечной души. К своим обязанностям по защите заступник приступает с момента освобождения от первородного греха во время таинства крещения. Сопровождает хранитель человека всю жизнь от момента рождения до упокоения. Отказать в своем заступничестве они могут, когда душа подопечного отрекается от Бога и, соблазнившись обещаниями бесов, начинает служить злу.

Ангелы могут охранять не только человека, но и целую страну, если на ее территории идут боевые действия. Эти небожители не вмешиваются в само течение или исход войны, но молят Бога о вразумлении враждующих сторон. Высшая божественная сила дала небесным защитникам способность:

  • Заступаться за человека перед Богом, видя его помыслы.
  • Совершать действия в реальном мире.
  • По своему желанию быть видимыми или незримыми для человеческого глаза.
  • Уничтожать целые поселения, если есть такая необходимость.

Не во власти ангелов наказывать людей. Детей человеческих может карать только Отец Небесный.

Способы определения защитника

Прежде чем узнавать, каким является ангел-хранитель по дате рождения в православии, нужно убедиться, что он находится рядом, что существует небесный посланник, спешащий на помощь в трудную минуту, кто-то незримый, готовый оберегать и закрывать своими крылами от бед и несчастий.

Определить это можно по снам. Появление во время сновидения человека, дающего советы или предостерегающего от чего-то плохого, говорит о том, что небесный защитник рядом. Иногда ангелы могут представляться и в реальной жизни в человеческом образе. Например, в виде благообразной старушки или старика, приятного человека в белой одежде, предупреждающего о каких-то переменах в будущем. В таком случае лучше прислушаться к совету.

Знаки присутствия посланника небес могут поступать в виде регулярно повторяющихся цифр, знаков, букв или голосов, приятных запахов, которые не слышит и не чувствует больше никто, кроме человека, к которому прикреплен защитник.

Сигналом существования святого защитника может послужить факт счастливого избавления от неожиданной неприятной ситуации. Например, когда человек стоит возле высотного дома и только отошел в сторону, а на прежнее место упало что-то тяжелое, или опоздавший пассажир не успел вбежать в транспорт, благодаря чему избежал аварийной ситуации.

Возраст и пол заступника

В Библии говорится, что ангелы Божии не имеют телесного образа и, соответственно, пола, но иногда они принимают образ определенной личности. , чей облик примет посланник небес. Для этого просто складывают все числа. Например, если человек родился 7 ноября 1955, то в сумме (7+1+1+1+9+5+5=29) получится нечетное числовое значение. Это говорит о том, что небожитель принимает облик женского рода. Если получится четное число, то защитник может предстать в образе мужчины.

Также по дате рождения можно определить возраст небесного заступника. Для этого слаживают цифры числа и месяца рождения (7+11=18 лет). Если защитник молод, не стоит этого опасаться, ведь это небесное существо и мудрость дарована ему Богом, а возраст говорит только о том, как будет выглядеть земное воплощение.

Определение по стихии

Чтобы лучше узнать своего защитника, какими способностями и характером он обладает, можно определить стихию, соответствующую ангелу по дню, месяцу и году появления человека на свет. Это легко рассчитать по сумме чисел даты рождения. Например, 12 октября 1989 года. В сумме получается 31. Если после первого сложения выходит двузначное число, нужно сложить между собой эти две цифры (3+1=4). Полученная цифра позволит узнать нрав ангела-хранителя и его стихию:

Зная число стихии ангела и его предназначение, можно узнать, как обращаться к нему, определить собственные слабые стороны, избежать многих бед в земной жизни.

Тайна имени хранителя

В христианстве считается, что имя хранителя совпадает с именем святого данного при таинстве крещения, но это не всегда бывает так. Имя небесного защитника может отличаться. Если очень хочется узнать, как зовут ангела, нужно удобно сесть, расслабиться и задать волнующий вопрос. Ответ считается полученным, если в прошествии некоторого времени в голову придёт одно и то же слово или фраза.

Для общения с ангелом нужно иметь чистую душу и безгрешные помыслы, иначе ничего не выйдет. Медитацию лучше всего проводить в день ангела или именин.

Увидеть своего небесного покровителя при этой жизни нельзя, так как ангел становится видимым только в момент перехода в загробный мир. Но, немного потренировавшись, можно почувствовать прикосновение небесного заступника, предварительно обратившись к нему по имени, которое узнали раньше.

Свое присутствие он обнаружит внезапным дуновением ветерка, неожиданным ощущением тепла, приятными запахами или легкостью в теле. В этом случае нужно попросить совета или прикосновения. После общения нужно отпустить покровителя на небо, предварительно поблагодарив за то, что он пришел.

Очень важно не забывать ежедневно молиться и произносить слова, обращенные к святому покровителю. Это могут быть простые просьбы, произносящиеся искренне. Произносить их нужно в момент обиды, страха, тяжести на душе, житейских невзгод и в дороге. После обращения к святому защитнику, наступает облегчение и умиротворение, как будто кто-то невидимый отгородил своими большими теплыми крыльями от недружелюбного внешнего мира.

Молитвы святым покровителям

Многие ошибочно полагают, что ангел-хранитель является святым покровителем человека, но это не так. Незримый защитник дается человеку при рождении, а святого покровителя человек приобретает во время крещения.

Для каждого конкретного человека существует икона-защитница. В православии можно узнать свою святого покровителя. Для этого нужно посмотреть в церковном календаре имя небесного защитника, который чествуется в день именин. Ангелы-хранители человека по дате рождения:

Обращаясь с молитвой о заступничестве к выбранной по имени иконе, человеку нужно попросить о помощи своего небесного покровителя для того, чтобы быть услышанным Богом. Часто дети получают от своих родителей имена по святцам , они могут быть самыми разнообразными. На каждый день приходится своя святая или святой, которому можно молиться в трудную минуту.

Зная все это, человек может быть уверенным в том, что поблизости есть небесный посланник, всегда готовый помочь, сострадать, безгранично любить, оберегать от бед, радующийся раскаянью в грехах и разделяющий печали.

Согласно Библии, все ангелы - бесплотные существа. Не имеют они и телесного образа, но в нужное время могут принимать чей-либо облик. Чтобы понять, в кого чаще всего перевоплощается ваш ангел-хранитель - мужчину или женщину, нужно сложить все циферки своей даты рождения. Например, вы родились 9 марта 1987 года. Считать следует так: 9+0+3+1+9+8+7=37. Значит, у вас небесный покровитель - девочка или женщина, в зависимости от того, сколько ей лет. Если бы итоговое число получилось четным, защитником являлся мальчик или мужчина.

Сколько лет вашему ангелу-хранителю?

Ангелы-хранители - существа бессмертные. И они, согласно религиозным верованиям, существовали с доисторических времен. Поэтому определить точный их возраст не представляется возможным. Однако всегда можно попытаться это сделать. Например, некоторые специалисты рекомендуют сложить числа вашего дня и месяца рождения. Итоговое число и будет указывать на возраст. Например, для человека, родившегося 9 марта оно будет равняться: 9+3=12. Подросток! Если у вас тоже вышло, что ангел - еще ребенок, не стоит расстраиваться. Ведь даже земные дети бывают прозорливее, чем их родители. Кто знает, какими способностями наделены небесные?!

Кто ваш ангел по стихии?

Самое интересное в том, как узнать своего ангела-хранителя по дате рождения и имени, - возможность понять, какой у него характер. Для этого нужно вычислить число стихии небесного защитника. Сделать это несложно: достаточно посмотреть на месяц своего рождения. Если число однозначное, можно сразу переходить к расшифровке. Если двузначное, его нужно сложить. Например, если вы родились в декабре, число стихии ангела будет равняться: 1+2=3. Вот сама расшифровка:

0 - "Огонь". Это самые смелые ангелы из всех, готовые драться за своего подопечного до победного конца. Их подопечных частенько называют везунчиками.

1 - "Святость". Самые прекрасные и добрые ангелы из всех. Их подопечные зачастую очень вежливые и воспитанные люди, готовые прийти на выручку в трудной ситуации.

2 - "Свет". Ангелы с большими крыльями и добрым характером. Любят показываться в зеркале, охотно посылают пдопечным знаки судьбы. Частенько целуют своих любимцев в щеку, из-за чего у тех на лице появляется много веснушек.

3 - "Воздух". Беззаботные ангелы-хранители, способные отлучаться на некоторое время от своих подопечных. Но если попросить их о помощи, тут же придут.

4 - "Мудрость". Очень мудрые ангелы, дарящие подсказки при любой ситуации. Их подопечные - грамотные люди, преуспевающие в учебе и карьере.

5 - "Металл" - Сильные ангелы с могущественными крыльями. На помощь к подопечному спешат тогда, когда тот плачет или горююет. Способны одарить его долголетием.

6 - "Радуга". Это ангелы, любящие витать в облаках и играть на флейте. Их подопечные - люди с творческими способностями.

7 - "Энергия". Этакие энергетические "сгустки. Могут принимать различные образы и менять свой цвет. Очень обидчивы, но верны. Дарят подопечным вещие сны.

8 - "Человек". В данном случае ангелом-хранителем человека является близкий, но уже умерший человек. Он очень добр и практически постоянно присутствует рядом.

9 - "Тепло". Эти ангелы-хранители постоянно находятся рядом с человеком. Они могут представать перед ним в качестве близкого друга, животного или даже кого-то из родителей.

Как зовут вашего ангела-хранителя?

В православии принято считать, что у ангела-хранителя то же имя, что было дано вам при крещении. По этому принципу был даже создан церковный календарь с указанием именин. Но небесного защитника могут звать и по-другому. Чтобы узнать, как именно, можно сделать следующее: в день своего ангела или в любой религиозный праздник сесть, успокоиться, закрыть глаза и выкинуть все мысли из головы. Попросить ангела назвать себя.

Если к вам на ум приходит несколько раз одно и то же имя - запомните его. Если не уверены, что поняли имя правильно, попросите подать знак. После чего в течение нескольких секунд посмотреть или послушать, что происходит вокруг. Знаком может стать стук в окно, дуновение ветерка или даже неожиданно громкое мяуканье кошки.

Стоит ли верить в расчеты?

Теперь, когда на вопрос, как узнать своего ангела-хранителя по дате рождения и имени, ответ получен, остается понять, а стоит ли верить расчетам. На самом деле все индивидуально. Все зависит от вашей веры и ее силы. Но на наш взгляд, все эти расчеты сделаны людьми, а потому позволяют лишь слегка прикоснуться к тонкому миру. Как и что происходит на Небесах и какие они, ангелы-хранители, еще доподлинно никому не известно.

Имени́ны – день памяти , чьё было дано человеку при . Каждый день посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в .
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для , ёмкость для и ; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
В Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Кому и когда даёт Бог Ангела-Хранителя?

Ангел-Хранитель даётся Богом человеку в Таинстве Крещения: «Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы-Хранители у всякого, кто верует в Него » (преп. ).
Некрещеный человек находится под властью – демонов. Ангел-Хранитель пребывает рядом с верующим христианином, если только мы не прогоним его греховными делами, поскольку «как дым разгоняет пчел, так и грех прогоняет от нас Ангела-Хранителя » (свт. ).

«Поскольку все, кроме Бога, имеет свое начало, – требуется выяснить: когда, по учению Церкви, к человеку приставляется Ангел-Хранитель? Заключительная молитва канона Ангелу-Хранителю говорит совершенно однозначно: «от святого крещения» – нового рождения водой и Духом… Причем песнь 7 этого канона указывает и на какой срок: «от Бога дарованного ми во веки» , то есть Ангел-Хранитель сопровождает каждого христианина от св. крещения и до окончания земного пути, но и после, «в страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой,‹…› егда имам преходити воздушная мытарства» (молитва акафиста Ангелу-Хранителю), так как усопшего «обычно сопровождают два ангела ‹…›. Обязанность этих ангелов (Ангела-Хранителя и встречного ангела) – сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь» . И на Страшном Суде Ангел-Хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения – становится последнему неразлучным другом в вечности.

Что значит День Ангела?

Бытует мнение, что Ангел Хранитель есть святой, имя которого мы носим. Отсюда, мол, именины и называются днем Ангела. Это явное заблуждение. Оно легко опровергается утренним правилом: одна молитва обращена к Ангелу-Хранителю – совершенно другая – святому, во имя которого крещен христианин».

Участие Ангела Хранителя в жизни христианина

Если бы не было Ангелов-Хранителей и наставников у людей добрых, благочестивых, тогда демоны истребили бы весь род человеческий, – если бы, то есть, Господь попустил им делать что им угодно с людьми: ибо злоба бесов к людям безмерна и зависть их к человеку не имеет пределов, ибо человек сотворен по образу Божию и предназначен к наследию вечной жизни на место падших ангелов» (святой праведный ) .

Близкие и родственные людям по духовной своей природе и по милостиво премудрому назначению Божию, Ангелы вообще и Ангелы-Xранители в особенности принимают живое и деятельное участие в нашей судьбе. Ангелы-Xранители делают для нас все, что служит к истинному нашему благу и спасению. Невидимо пребывая при нас постоянно, они, руководствуя нас ко спасению, не только по нашему желанию таинственно наставляют нас на все доброе и полезное, не только возносят наши молитвы к Богу, но еще и сами от себя охраняют и защищают нас от врагов видимых и невидимых и ходатайствуют за нас пред Богом. Поэтому-то Православная и учит нас почитать и призывать в молитвах наших Ангелов-Xранителей, как ближайших духовных наших наставников и покровителей. Но, как назначаемого к человеку в невидимые наставники, охранители и защитники Самим Богом, частного имени каждого Ангела-Xранителя в отдельности мы не знаем, и так как Ангел-Xранитель есть добрый дух, не живший человеческой земной жизнью, то Православная не может назначать каждому Ангелу-Xранителю отдельного дня общественного воспоминания его святой благотворительной, духовной жизни, а обязывает нас обращаться к его покровительству и защите частно, в домашних ежедневных наших молитвах.

Молитвы Ангелу-Хранителю

Тропарь, глас 6:

Ангеле Божий, / хранителю мой святый, / живот мой соблюди во страсе Христа Бога, / ум мой утверди во истиннем пути, / и к любви горней уязви душу мою / да тобою направляема / получу от Христа Бога велию милость.

Кондак, глас 4:

Явися мне милосерд, / святый Ангеле Господень, хранителю мой, / и не отлучайся мене сквернаго, / но просвети мя светом неприкосновенным / и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго.

«Святый Ангеле, предстояй окоянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене, грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь».

Из вечернего молитвенного правила:

«Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день: и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя. да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего: но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа, и всех святых, аминь».

Канон Ангелу-Хранителю .

***

АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

Ангелы-Хранители – это служители нашего спасения, так что мы не одиноки в нашей земной жизни, в наших трудах ради спасения своей бессмертной души. Мы твёрдо знаем, что с нами наши помощники, охраняющие нас от всевозможных бед, встречающихся на жизненном пути, и от заслуженного каждым из нас гнева Божия. Наш Ангел-Хранитель – это бесконечно любящее нас существо. Он любит нас всей полнотой своей любви. А любовь его велика, и действие её сильно, так как, созерцая Бога, он видит вечную Любовь, которая желает нашего спасения.

Наш Ангел-Хранитель – это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое же попечение, и даже большее. Мать проявляет о нас особую заботу, пока мы в младенческом и детском возрасте. Ангел же наш Хранитель с момента нашего крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим детоводителем. И, если мы сами не оттолкнём его от себя во время нашей земной жизни, он поведёт нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе с телом.

Наши Ангелы-Хранители могущественны и своими личными доблестями, могущественны и силою, полученною ими от Бога, могущественны и молитвами, которые они воссылают за нас к Всевышнему Богу.

Всё, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела – всё это в нас рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он, наш Ангел, удерживает нас от греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он внушает нам страх пред тяжким грехопадением.

Данный нам Ангел-Хранитель – это как бы расширенная и раскрытая наша совесть. Он всеми силами стремится спасти нас, и мы не имеем права мешать ему в этом. Мы должны помогать ему в его усилиях спасти нас. Мы должны просить его, чтобы он обогатил наш ум обилием святых мыслей, укрепил в нас навык к благочестивым размышлениям. Мы обязаны любить его как старшего и сильного нашего брата. А на самом деле мы так часто забываем о нём, не молимся ему, грехами своими оскорбляем его святыню, а он вновь и вновь проявляет свою заботу о нас. Он ходатайствует за нас пред милосердием Божиим, он умоляет Бога о наших нуждах, и Отец Небесный никогда не откажет ему в его просьбах.

Но почему Ангелы Божии проявляют такое попечение о людях?

Во-первых, потому что они служители Божии и получили от Бога повеление охранять и спасать людей. Во-вторых, они сами являются творениями Божиими, и к ним так же, как и к людям, относятся слова: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (). Они понимают это и стараются, подражая своему Творцу и Богу, проявлять и своё милосердие, и своё долготерпение к людям..

Какую радость доставляет им спасать души, которые искупил Своею Кровию и которые (с их помощью) будут вместе с ними разделять их славу и их блаженство!

Если бы мы были хоть немного более чуткими, мы заметили бы, как заботливо наш Ангел-Хранитель помогает нам вернуться через покаяние на путь спасения. Он не только побуждает нас к раскаянию, но он и обещает напомнить нам все наши грехи, все жизненные ошибки и оплошности.

Наши Ангелы-Хранители, посланники к нам от Бога, беспрепятственно и быстро совершают путь от Бога к нам и от нас к Богу (лишь бы дела наши не мешали этому). Они исходят от Бога к нам, чтобы принести нам Его благодать; они же и восходят от нас к Богу, чтобы передать Ему наши молитвы и благодарения.

Как же близок должен быть каждому из нас наш Ангел-Хранитель! Какое доверие мы должны питать к нему! Ему мы при жизни можем поведать самые сокровенные тайны своей души. Те тайны, которые мы не доверили бы самым близким людям. И это потому, что в Ангеле-Хранителе мы видим самого мудрого в советах, самого бескорыстного в любви и помощи, нежного в привязанности к нам, попечительного в наших нуждах.

Из книги «Ангел молитвы»

Ангела-Хранителя у Господа просим

Архиепископ Волоколамский Питирим

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, братия и сестры, мы совершаем празднование в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В величании праздника, именуя Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов, славящих Господа, мы вспоминаем среди прочих Небесных Сил бесплотных и нашего Ангела-Хранителя. Задумаемся о том, как легко нам размышлять над примерами святых, примерами из Святого Евангелия и получать назидание и как трудно постоянно обращаться с молитвой к тому, кто ближе всех к нам, кто постоянно бдит о нашем спасении, размышлять и беседовать о святых Ангелах.
Много лет я совершаю службу Божию в храме. Сколько за эти годы совершено молебнов святым угодникам Божиим, к которым наши прихожане обращаются и с молитвенной благодарностью, и с просьбой о благодатной помощи, сколько прочитано записок о здравии, о спасении, о болящих… И буквально единичны просьбы совершить молебен Ангелу-Хранителю. А ведь святой Ангел-Хранитель неотступно пребывает с нами. Как и все Ангелы, слуги Божии, он поставлен служителем нашего спасения. Задумаемся над этим, братия и сестры, вспомним пример из Святого Евангелия.
Однажды ученики просили Господа: Научи нас молиться (), и Господь в Своей проповеди оставил всем нам священную молитву, которую каждый из нас знает на память. В ней есть слова: Отче наш, Сущий на Небесах… да будет воля Твоя и на земле, как на Небе (). Мы просим Бога, чтобы Его святая воля, исполняемая беспрекословно и в полноте святыми Ангелами на Небесах, так же исполнялась нами здесь, на земле.
Господь также сказал окружавшим Его людям: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят Лице Отца Моего Небесного (). Значит, меньшие, смиренные имеют наибольшее дерзновение пред Богом, потому что их Ангелы-Хранители непрестанно ходатайствуют пред Лицом Божиим о них. Если не будете как дети, то есть не будете «меньшими», не войдете в Царствие Небесное. Еще Никодим, мудрый старец, учитель народа иудейского, спросил Господа Иисуса Христа: неужели второй раз родиться нужно для того, чтобы войти в Царство Небесное? ответил ему с упреком: ты – учитель Израилев и не можешь понять, что нужно возродиться духом, чтобы войти в Царство Небесное (). И вот теперь, братия и сестры, соединим в одно эти три примера. Итак, мы молимся, мы хотим, чтобы здесь, на земле, было так, как в Царствии Небесном. Но Господь говорит, что в Царство Небесное войдут только те, кто уподобятся «меньшим», а это значит, нужно возродиться, как бы родиться вновь, стать столь же чистыми, столь же искренними, как дети. Тот, кто придет в это состояние, получит великое дерзновение пред Богом ходатайствами своего Ангела-Хранителя.
Наши церковные обычаи предоставляют одно очень назидательное свидетельство. В древности, когда постригали в монашество, давали скругленную, облегающую голову инока шапочку, наподобие такой, какую носят дети. Ныне только в одеянии Патриарха Московского, так называемом куколе, сохранена эта древняя традиция. Именно монашеское покаяние становится свидетельством второго рождения, именно такое одеяние, которое привычнее видеть на детях, является внешним выражением того, что прежде всего необходимо стяжать чистый и мирный дух. И пусть никто из нас не может сказать, что достиг такого состояния, но каждый должен помнить, что мы призваны обрести его. И потому мы молимся: Ангела мирна, верна, наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Дважды во время Литургии, когда совершается великое священное Таинство Евхаристии, мы просим об этом. За вечерней и утреней, во время домашней утренней и вечерней молитвы мы просим, чтобы Господь дал нам Ангела-Хранителя. Для чего? Для того, чтобы нам вторично родиться, чтобы в душе нашей были мир и незлобие, чистота и радость и чтобы эти чувства проявлялись искренно, непосредственно от сердца. И вот тогда, братия и сестры, молитва наша: да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли , – будет сильна, Господь услышит ее. Помолимся же сейчас ревнителю и грозному хранителю Престола Божия Архистратигу Михаилу, всем незримым Силам бесплотным и прежде всего нашему Ангелу-Хранителю, чтобы даны были нам чистое сердце, мирный дух, пламенная крепкая вера. Аминь.

Журнал Московской Патриархии. 1986. № 1. С. 41-42.