Память ольги равноапостольной. Просмотр вопроса

24 июля Святая Церковь молитвенно чтит образ великой женщины, необычайной личности, которая обладала не только мужеством и несокрушимой волей, но и воистину государственным умом - это святая равноапостольная (то есть равная по значению апостолам в распространении, насаждении христианства) княгиня Ольга.

О празднике читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

  • Фотогалерея:

Житие княгини Ольги


Первая встреча князя Игоря с Ольгой. В. К. Сазонов. 1824 г.

"Именно ей, согласно Промыслу Божьему, выпала честь сделать выбор и определить дальнейшую судьбу государства. Если открыть летописи и исторические сведения, то там можно найти много хронологических неточностей, но большинство фактов ее жизни не оставляют места для сомнений. Не углубляясь в детали, обратим свое внимание на главные факты ее жизни", - отметил митрополит.

Родилась будущая княгиня недалеко от Пскова и имя у нее было скандинавское - Хельга, в русском произношении - Ольга (Вольга), что в переводе означает "светлая", "священная". И хоть происходила она из забытого рода Изборских князей, но была простой, ничем не приметной девушкой.

Поэтому очень интересен момент ее знакомства с ее будущим мужем Киевским князем Игорем.

Молодой князь был на охоте в Псковской области и, желая перебраться через реку, он увидел, что кто-то плывет в лодке по реке. Подозвав к берегу, он увидел, что это девушка необычайной красоты. Переправившись на другой берег, князь расстался с ней, но в памяти остался и прекрасный образ, и умные речи. И когда наступило время выбирать невесту и собрали всех девушек, то ни одна князю не понравилась. И он посылает в Псковскую область своего сродника за той прекрасной девицей, что так и осталась в его сердце и душе. Так Ольга становится великой русской княгиней.

Почему княгиню Ольгу называли хитрой


"Надо сказать, что в начале своего правления она запомнилась жесткой правительницей. Когда ее муж, князь Игорь, вернувшись с похода, вскоре был убит древлянами, Ольга осталась с малолетним сыном Святославом на руках", - напомнил Владыка Павел.

Она своим хитрым умом расставила ловушки, в которые попались древляне. Ее месть древлянам была страшной: первых послов, пришедших к ней просить милости за убийство она закопала живьем, вторые были сожжены живьем в бане. Когда княгиня приехала в земли древлян на могилу мужа, пять тысяч человек были убиты войском Ольги.

Древляне, желая умилостивить княгиню, прислали ей в дар птиц, которых она отпустила обратно, привязав к их ногам горящие пакли. Птицы вернулись в свои дома, и город был сожжен. Тех, кто уцелел - продали в рабство.

После этого уже никто не смел думать, чтобы поднять на нее руку, а она управляла государством, даже когда ее сын Святослав вырос, его интересовали только войны.

"Когда мы читаем это в летописях, мы должны понимать, что на тот момент она была язычницей, а по языческим меркам такое поведение было весьма закономерным, - пояснил митрополит Павел. - И вместе с тем, княгиня Ольга входит в историю как создательница государственности. Она укрепила власть Киевского князя, ввела централизованную форму правления, объезжая свои земли и подавляя мелкие бунты".

Также она ввела систему "погостов" - финансово-административные и судебные центры, которые были опорой в ее власти на отдаленных землях и способствовали этническому и культурному объединению народа. Именно при Ольге проходит административная реформа, разрабатывается система налогообложения. Она становится основательницей каменного строительства на Руси. На то время это были неслыханные успехи и нововведения.

Почему княгиню Ольгу называют святой

Святая княгиня Ольга. Икона

"При этом как правительница она отличалась милосердием, награждая добрых, злым же она внушала страх. Была щедра к нищим и убогим. Ко времени ее правления относится и установление границ Киевской Руси, которая становилась великой державой. И видя на примере Византии, что помимо государственной жизни, необходимо заботиться и религиозной, духовной жизнью, Ольга начинает искать мудрость и она нашла что искала - это был Иисус Христос. Будучи язычницей, но живя чистой и целомудренной жизнью, она душой и сердцем принимает Бога и идет к Нему уже без колебаний. Отправившись вместе со своим флотом в Константинополь, показывая свое военное могущество и с определенной дипломатической миссией, княгиня Ольга желает посмотреть и службу христианскую. Именно в Константинополе она решает окончательно стать христианкой", - рассказал настоятель лавры.

Согласно одной легенде, настолько понравилась византийскому императору Константину княгиня Ольга, что захотел он взять ее в жены. Но Ольга не была склонна к такому браку и ответила, что он христианин, а она язычница и не может быть такого брака. И когда Ольга приняла святое крещение, а крестил ее патриарх Константинопольский Феофилакт и восприемником был император Константин, то на повторный вопрос императора о замужестве она ответила, что теперь она его крестная дочь и уже не может вступить с ним брак. Восхитившись разумом великой княгини, император одарил щедро ее.

При крещении ее нарекли именем Елена: так как в то время имя Ольга было языческим, то ее крестили в честь матери императора Константина Елены.

"Теперь, когда княгиня Ольга прославлена как святая и равноапостольная, можно называть этим именем детей", - добавил Владыка Павел.

Вернувшись в Киев с иконами и дарами, Ольга начинает свое апостольское служение. Строится храм святителя Николая над могилой Аскольда, первого князя-христианина. Отправляясь по городам и весям с проповедью Слова Христова, она везде уничтожает языческие символы и воздвигает кресты.

По преданию, однажды Ольга увидела со стороны востока три светлых луча, которые исходили с неба. Это видение послужило началом особого почитания Святой Троицы. И недалеко от того места, где было видение, был воздвигнут храм в честь Пресвятой Троицы.

В 960 году в Киеве освятили храм Святой Софии, а главной святыней в этом храме стал крест, который Ольга получила при крещении в Константинополе. К сожалению, храм построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, а на его месте Ярослав Мудрый воздвиг храм великомученицы Ирины, а святыни Ольгинского храма были перенесены в ныне стоящий каменный храм Святой Софии. Но после завоевания Киева литовцами крест княгини Ольги был похищен и судьба его неизвестна.

"Стоит ли говорить о том, что Ольга встречала яростное сопротивление язычников, эта борьба была как тайной, так и явной. Мало кому нравилось, что строились храмы и уничтожались языческие капища. Она уговаривала сына Святослава принять христианство, но он оставался язычником, и многие недоброжелатели пытались повлиять на Ольгу через ее сына. Княгиня молилась день и ночь за сына, за людей, но так и не смогла осуществить свое желание - восстановить в Киеве митрополию, которая была при Аскольде. Сын во главе с воинством одерживал победу за победой и мечтал об огромной державе. Княгиня Ольга радовалась успехам сына, но вместе с тем понимала, что при всей отваге и многочисленности не справиться ему с империей ромеев. Кроме всего прочего сын Святослав препятствовал утверждению христианской веры. Она учила вере православной внуков, среди которых был и будущий князь Владимир, но боялась их крестить, чтобы не вызвать гнев сына", - с сожалением констатировал митрополит Павел.

В последние годы своей жизни ей приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызывать бурю антихристианских настроений. Будучи уже тяжело больной, она просила сына Святослава принять веру православную, не совершать над нею языческих ритуалов, а чтобы ее священник погребал ее тело согласно христианскому обряду. Просила передать золоту Константинопольскому патриарху, чтобы помолился за упокой души, а милостыню раздать нищим. Сын все обещал исполнить, кроме принятия христианской веры. Исповедавшись и причастившись, великая княгиня Ольга упокоилась в 969 году, до последнего момента жизни прося Господа о даровании просвещения всей стране.

"Плакали за упокоившейся княгиней и князья с боярами и простой люд. Сын Святослав исполнил ее завещание, как и обещал. Но окончательно исполнит ее завещание - примет веру православную и крестит всю Русь - уже ее внук, князь Владимир. При князе Владимире мощи святой Ольги будут перенесены в Десятинный храм и положены в саркофаг", - отметил настоятель лавры.

Чудеса святой Ольги

"Все, кто приходил к гробнице с верою и просьбой о помощи, получали просимое, а многие видели свет, исходящий от мощей. Сбылось ее пророчество о злой кончине сына Святослава, который был убит печенежским князем. Из его черепа была сделана чаша, из которой пили во время пиров. Сбылось ее пророчество о Святой Руси. Взошел Свет Христов над Русью благодаря ее внуку, князю Владимиру. А канонизирована святая княгиня Ольга была в 1547 году на соборе. Святая Ольга всеми своими делами, поступками, проповедью прославила Бога, а Бог прославил Свою труженицу, благодаря которой зародилась вера православная на Руси, среди язычников", - рассказал митрополит Павел.

Святая Ольга: в чем помогает

Перед иконой святой Ольги молятся об утешении вдов и об укреплении новообращенных христиан. Святая княгиня стала первой русской правительницей-христианкой, поэтому ей молятся о распространении православной веры, об укреплении оборонной мощи страны.

Православная молитва княгине Ольге также помогает:

  • уберечь и себя, и детей от беды,
  • в удачном замужестве,
  • в возвращении мужа в семью.

Особое покровительство святой получают матери сыновей и вдовы.

Икона святой Ольги способна защитить ваше жилище от злоумышленников и людей с нечистыми помыслами. Кроме того, именную икону также необходимо иметь дома всем женщинам, носящим это имя.

Святая Ольга: молитва


Икона святой Ольги. Фото: olga-zarya.info

О помощи

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Об исцелении

О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и восприяла еси святое крещение и положила еси начало просвещения земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальнице наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о царстве всероссийстем, о царех его, народоправителех, воинстве и о всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла; да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в Отечестве нашем, во всех концех его; да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы; да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Служба равноапостольной княгине Ольге

Величание княгине Ольге

24 июля – день памяти Святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги. Поздравляем, дорогие братья и сестры! «Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи н обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини - устроительницы Русской земли. Обратимся к повествованию о ее жизни. Имя будущей просветительницы Руси и родину ее древнейшая из летописей - «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Ольга». Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских - одной из древнерусских княжеских династий. Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении - Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней. После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе - сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство. Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. «Ловиша ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, - пишет летописец, - и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне». Погосты (от слова «гость» - купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа. Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна. своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения». Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» - на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой. Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа. Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее /Ольги/ в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа». Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», - повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 - 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 - 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской Княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос». Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами - началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова - славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому. 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии - Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним... Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают». Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям, не зная, что если кто матери не слушает, попадет в беду, как сказано: «Если кто отца или матерь, не слушает, то смерть примет». Он же к тому еще и сердился на мать... Но Ольга любила своего сына Святослава, когда говорила: «Да будет воля Божия. Если Бог захочет помиловать потомков моих и землю русскую, да повелит их сердцам обратиться к Богу, как это было мне даровано». И говоря так, молилась за сына и за людей его все дни и ночи, заботясь о своем сыне до его возмужания». Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве. Поэтому святая Ольга обращает Взоры на Запад - Церковь была в то время едина. Вряд ли могла знать русская княгиня о богословских различиях греческого и латинского вероучения. В 959 году немецкий хронист записывает: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре скончался (15 марта 961 г.). На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон, «щедро снабдив всем нужным», отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности», - так повествуют летописи о миссии Адальберта. Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Святой Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось святой Ольге. Утешением для нее были славные военные победы русского воинства. Святослав разгромил давнего врага Русского государства - Хазарский каганат, навсегда сокрушив могущество иудейских правителей Приазовья и нижнего Поволжья. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии - восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава, окруженного со своей дружиной огромным греческим войском: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!» Святослав мечтал о создании огромной Русской державы от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь и другие славянские народы. Святая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев, которая не допустит усиления языческой Руси. Но сын не слушал предостережений матери. Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, - я ожидаю скорой кончины - отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти - вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню». «Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела, и, как праведная, была принята руками Божиими». 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание. Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху. Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце но открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб. Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих. Сбылось ее пророчество о злой кончине сына. Святослав, как сообщает летописец, был убит печенежским князем Курей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее. Исполнилось и пророчество святой о земле Русской. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира (память 15 (28) июля) - Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории. Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу - Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен - премудрость. Сама Пресвятая Богородица - Дом Премудрости Божией - благословила святую Ольгу на ее апостольские труды. Строительство ею Софийского собора в Киеве - матери городов Русских - явилось знаком участия Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим Жребием Божией Матери по Вселенной, и утверждение этого Жребия на земле началось через первую из святых жен Руси - святую равноапостольную Ольгу. Христианское имя святой Ольги - Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.

Память Княгини Ольги русская православная церковь отмечает 24 июля (11 июля по старому стилю).

Княгини Ольга, некогда принесшая на Русь свет христианской веры, родилась на древней Псковской земле, в селении Выбутовская весь. Точная дата ее рождения неизвестна.

Согласно «Житию», ее родители были незнатного происхождения «от языка варяжска», то есть, возможно, их родиной была Скандинавия. О детстве и юных годах будущей правительницы Руси тоже ничего не известно. Первое событие, связанное с ее жизнью, которое описывается в летописях, - это брак Ольги и князя Киевского Игоря Рюриковича. Об их встрече и начале любви сохранилось известное предание, которое, впрочем, не подтверждено документально.

Однажды князь Игорь охотился в Псковской земле. На противоположном берегу одной большой реки он увидел охотничьи угодил, однако ему не на чем было туда переправиться. В это время по реке проплывал в лодке некий юноша. Князь попросил перевезти его на другой берег. Когда они вместе плыли через реку, князь пригляделся внимательнее к гребцу и увидел, что это не юноша, а молодая девушка - юная Ольга. Игоря поразила сс красота, и он захотел познакомиться с ней поближе. Однако речи князя были столь нескромными, что девушка осекла их своим твердым намерением лучше утопиться, чем стерпеть возможное поругание. Смелость и твердость характера Ольги еще больше поразили князя, и он более не приставал к ней до самого окончания их пути. Вскоре после этого Игорь вернулся в Киев, где находился его двор, хотя из-за юности князя правил всем его дядя Олег. Через некоторое время, когда настала молодому князю пора жениться, он пожелал видеть своей невестой именно Ольгу, за которой и послал гонцов в Псковскую землю.

Время женитьбы Игоря на Ольге также нельзя назвать точно. Если верить «Повести временных лет», это произошло в 903 году. Однако эта дата неоднократно оспаривалась историками в связи с тем, что своего сына Святослава она родила только в 942 году, то есть в 51 год, что выглядит, очевидно, крайне странно. По мнению исследователей, наиболее вероятно, что эта дата - 903 год - возникла уже позже, когда изначальные древнерусские летописи пытались привести в относительно стройный хронологический порядок.

Следующее известное событие, связанное с княгиней Ольгой, - это ее месть племени древлян за убийство мужа. В 945 году князь Игорь отравился за полюдьем в Древлянскую землю. Однако вместо обычной нормы он потребовал двойную, что вызвало негодование людей. Древляне убили князя недалеко от города Искоростеня, когда тот с дружиной пришел за второй нормой. Именно за это убийство и отомстила княгиня Ольга, проявив себя как жесткий политик и в то же время как умелый военный начальник. Многие жители Искоростеня были убиты, другие попали в плен, а оставшиеся были обложены новой данью. Однако важно заметить, что все эти события произошли, когда Ольга была еще язычницей и поступала в соответствии е правами своей веры, где главенствовал культ силы и власти.

В то же время война с древлянами имела и важное государственное значение, так как привела к реформам в молодом русском государстве. В это время формально власть принадлежала малолетнему сыну Ольги - Святославу, однако в реальности правила именно княгиня. После событий в Искоростене она изменила систему сбора дани. Прежнее неконтролируемое полюдье было заменено строго упорядоченным сбором оброков и даней на особых княжеских погостах. Причем отныне две трети всех налогов шли именно на развитие государства, а остальное - на нужды княжеского двора.

В середине 10 века произошло событие, которое оказало влияние на всю последующую жизнь княгини: Ольга познакомилась с христианством. О причинах обращения княгини к новой вере есть различные версии. Часть исследователей считают, что выбор был сделан по личным убеждениям Ольги, которая приняла учение Христа всей своей душой и сердцем. Другие уверены, что на выбор изначально повлияли политические причины - желание объединить государство путем введения единой веры, стремление выйти на мировую арену и прочее. Однако в чем сходятся все - принятие княгиней Ольгой христианства было шагом осознанным и добровольным.

Крестилась Ольга в столице Византии - Константинополе, предположительно в 957 году, в правление императора Константина Багрянородного (905-959). В крещении она получила имя Елена. Ее назвали так в честь первой царицы-христианки, матери равноапостольного императора Константина Великого, жившего в 4 веке. Крестным отцом княгини стал сам император Константин Багрянородный. После крещения Ольга также приняла благословение константинопольского патриарха Полиевкта, который, по преданию, сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет, а тьму оставила».

Во время пребывания княгини в столице Византии у нее прошли переговоры е императором. Предположительно был заключен договор об отправке в империю русских воинов, в которых очень нуждались. Однако, несмотря на принятие христианства, собственно пребыванием в Константинополе Ольга осталась не очень довольна, так как, в частности, ей пришлось очень долго ждать аудиенции у правителя. Когда впоследствии в Киев приехали послы из Византии, она встретила их не очень радушно. После возвращения на Русь Ольга попыталась распространить христианство среди своего народа. Она построила несколько церквей в Киеве, Пскове и ряде других городов.

Пыталась она обратить в новую веру и своего сына. Однако Святослав, будучи полководцем, в дружине которого были в основном язычники, не принял христианства. Он боялся, что над ним станут смеяться его собственные воины. Впрочем, другим принимать новую веру он не запрещал. В любом случае, миссионерские труды княгини не прошли даром. В Киеве и других русских городах христиан постепенно становилось все больше и больше, появлялись они и при княжеском дворе. Во многом будущий выбор князя Владимира, крестившего Русь менее чем через полвека после этого, был определен и предрешен влиянием его бабушки, княгини Ольги.

В 969 году княгиня вместе с киевлянами выдержала нашествие печенегов. В этот момент в городе не было Святослава е дружиной, однако благодаря помощи небольшого русского войска воеводы Претича, которое в тот момент оказалось поблизости, нашествие степняков удалось отбить. К тому моменту Ольга уже сильно болела. Почувствовав, что приближается ее кончина, она причастилась Христовых Таин и стала молиться Спасителю и Божией Матери. 11 июля 969 года княгиня умерла. Похоронена она была, как и завещала, по христианскому обряду.

В 1007 году сс внук, князь Владимир, перенес мощи княгини в киевскую церковь Пресвятой Богородицы (Десятинную). Княгиня стала почитаться как святая почти сразу же, однако сс официальная канонизация произошла позднее. В 1547 году святая Ольга была причислена клику равпоапостольных за те труды в распространении веры, что она совершила.

Икона Святой Равноапостольной Княгине Ольге

Молитва Равноапостальной Княгине Ольге

"О великая угоднице Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога, и восприяла еси святое Крещение, и положила еси начало просвещению земли Российския светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальница наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о отечестве Всероссийстем, воинстве и всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли Премилосердпго Царя небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, вуо еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, татися же во путях спасения и истины, нецклоннаго исполнения заповедей Божиих и усавов святыя Церкве. Моли, блаженная Ольго, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смеротоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворенияе воздуха и плодоносие земли, да сохранит страну нашу от всех козней и навет вражиих, да соблюдет в судеях и правителех правду и милость, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение, о еже усердно службы своя исполняти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы. Да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на Небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь".

Вторая молитва Княгине Ольге

"О, святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице русская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице! К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставит я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия вразуми, испроси нам у всещедраго Бога вся благая и полезная жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечном Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Третья молитва Святой Княгине Ольге

"О святая равноапостольная княгине Ольго, приими убо похвалу от нас, недостойных раб Божиих (имена), пред честною твоею иконою молящихся и смиренно просящих: огради нас твоими молитвами и заступлением от напастей и бед, и печалей, и лютых грехов; еще же и от будущих мук избави ны, честно творящия святую память твою и славящия прославльшаго тя Бога, во Святей Троице прославляемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков".

24 июля по новому стилю отмечается память Святой равноапостольной Ольги (в крещении - Елена) - киевской княгини, жены киевского князя Игоря, которая считается покровительницей России и духовной матерью русского народа.

О личности Ольги, как ни грустно, нам известно очень мало. Почти ничего. Разные источники выдают разные версии её пр

оисхождения. Наверное, самая романтическая изложена в «Повести временных лет» летописца Нестора, которая повествует, что будущая княгиня Ольга родилась в деревне Выбуты под Псковом. Родители её были простыми людьми, а сама Ольга в юности была перевозчицей через реку.

И вот юный князь Игорь после охоты в Псковских лесах захотел переправиться через реку. Лодки у него не было, поэтому, увидев на реке лодку, управляемую юношей, князь его окликнул и повелел перевезти себя на другой берег. Но, оказавшись в лодке, Игорь понял, что ошибся, и правит ей не юноша, а красивая отроковица, к которой князь и воспылал плотской страстью и решил немедленно соблазнить её.

На что девушка ответила князю: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание!» Считается, что девушке в то время было 14-15 лет. И, скорее всего, уже тогда Ольга была не только красива и умна, но и обладала сильным характером и даром убеждения. Князь усовестился и не стал больше домогаться благоразумной перевозчицы.

Этой же версии придерживался и Карамзин, считавшей Ольгу женщиной из простого русского рода. Однако поверить в эту историю сложно, потому как принцы женятся на золушках только в сказках…

В другой летописи сообщается, что Игорь взял себе жену из Плескова в 903 году. И тут опять версии расходятся. То ли это был Плесков в смысле Псков, то ли болгарский город Плиску.

Иоакимовская летопись говорит, что Ольга происходит из рода князей Изборских, то есть из одной из древнерусских княжеских династий, которых было много на Руси в X—XI веках, но которые были вытеснены Рюриковичами. И что Ольга была внучкой легендарного славянского князя Гостомысла, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде. Семья Ольги была языческой. Имя ей было дано варяжское - Хельга, что было переиначено в русское - Вольга, Ольга.

Некоторые летописи сообщают, что до замужества Ольга носила имя Прекраса, а Ольгой была названа в честь Олега, который устроил её брак с Игорем.

Почти все историки сходятся во мнении, что родителям удалось вырастить девушку благоразумной, честной и мужественной. Она отличалась глубоким умом и целомудрием.

И, наконец, ещё одна версия утверждает, что Ольга была норманнской княжной по имени Хельга, воспитанницей самого Вещего Олега, потому он и отдал её в жёны Игорю, тоже своему воспитаннику, в 903 году. В подтверждении этой теории приводится тот факт, что варяжские дружины не только уважали Ольгу, но и повиновались ей. В её правление не было никаких попыток заговоров и отъёма власти.

Если рассуждать логически, то неравный брак противоречил династии Рюриковичей. Поэтому можно с чистой совестью поверить «Повести временных лет» в том, что в 903 году Ольгу выдали замуж за князя Игоря по расчёту. Вскоре после свадьбы Игорь отправился в поход на греков, и пока муж воевал, Ольга родила сына Святослава, который будет их единственным ребёнком и прославится своими военными походами.

Как на самом деле складывались семейные отношения князя и княгини, сказать трудно. Летописи говорят, что палаты княгини на высоком берегу Днепра прозвали Ольгиным городком, и именно сюда довольно быстро из Киевского Игорева двора переместился центр государственной жизни древней Руси. Тем более что Игорь большую часть времени проводил в боевых походах, и Ольге волей-неволей пришлось научиться разбираться и в политических интригах, и принимать послов, и разбираться с наместниками. Скорее всего, князя это вполне устраивало. Вероятно, сильное женское плечо оказалось как никогда кстати. Князь воевал, занимался внешней политикой государства, а княгиня управлялась делами внутри княжества.

Некоторые летописи упоминают вскользь, что вроде бы у князя, кроме Ольги, были и другие жены. И ссылаются на то, что к 40-м годам X века Ольга и Игорь жили раздельно. Игорь оставался Киевским князем, а Ольга была княгиней Вышгорода. Тем более во времена князя Игоря многоженство было будничным явлением. Но другие летописцы уверяют, что никаких доказательств существования каких-либо других жён, кроме Ольги, не сохранилось. К тому же, судя по сохранившимся источникам, Игорь весьма лояльно относился к христианской религии. Именно при нём вера во Христа набирала силу, так, сохранился текст договора Игоря с греками 944 года, который и приводится в «Повести временных лет», описывая события 6453 (945) года.

По закону того времени мирный договор с Константинополем должен был утверждаться обеими религиозными общинами Киева: «Русь крещёная», то есть христиане, приводились к присяге в соборном храме святого пророка Божия Илии, а «Русь некрещёная», язычники, клялись на оружии в святилище Перуна Громовержца. Так вот, христиане поставлены в документе на первом месте. Отсюда следует, что когда договор 944 года составлялся в Царьграде, князь Игорь и его приближённые к христианству относились с пониманием. Хотя, конечно, официальное положение князя не позволяло Игорю лично принять новую веру. Народ и элита княжества в то время ещё не созрела для принятия христианства.

А в 945 году князь Игорь был убит древлянами за попытку собрать двойную дань. Убив князя, древляне решили, что теперь они никому ничего не должны и неплохо было бы прибрать и Киевский престол к своим рукам. По славянским традициям древляне отправили к Ольге послов с предложением выйти замуж за правителя древлян Мала. Скорее всего, Ольга сильно горевала по мужу, к тому же она явно не собиралась отдавать кому-то власть и поэтому жестоко отомстила за смерть Игоря. Она дала понять наивным древлянам, что согласна обсудить вопрос о замужестве. Так заявила она явившимся переговорщикам: «Мне приятна речь ваша. Завтра окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладию свою и, когда мои люди придут за вами, велите им нести себя на руках». И в это самое время приказала выкопать за городом огромную яму. А утром послы сели в ладью, которую понесли дружинники, и были сброшены в яму. Ольга же спросила: «Хороша ли честь?» И похоронила их заживо. Второе посольство древлян княгиня заживо сожгла в бане.

Затем Ольга приехала в Древлянскую землю, чтобы устроить тризну на могиле мужа, куда пригласила и древлян. По её приказу дружинники напоили древлян допьяна, и потом иссекли их мечами («Повесть временных лет» называет цифру убитых — 5000 человек).

Затем, в 946 году, Ольга вместе с малолетним Святославом осадила древлянскую столицу - город Искоростеня. Потребовала у жителей в виде дани по три голубя и три воробья с каждого двора. Те и отдали ей, что она требовала. И тогда город Искоростень Ольга подожгла, привязав к ногам голубей и воробьёв горящую паклю. Когда же город загорелся и жители, пытаясь спастись, бросились бежать из города, пощады им не было. Ольга приказала жестоко расправиться с ними — одних убили, других Ольга отдала в рабство своим дружинникам, а третьих обложила «тяжкой данью». Такое поведение Ольги объясняется принятой в те времена у руссов кровной местью.

После всего этого она воцарилась полновластной хозяйкой в земле русской. И, как повествует Житие: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечения, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Учёные историки сходятся во мнении, что правление княгини Ольги при малолетнем Святославе было более успешным, чем правление её мужа Игоря. Собственно, и повзрослевший Святослав поступал так же, как его отец, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями оставил в руках княгини Ольги. Ольге удалось подчинить славянские племена власти Киева. Все земли, находящиеся под властью Киева, Ольга поделила на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский наместник - «тиун». В 947 году княгиня вместо полюдья установила твёрдые размеры дани для древлян и новгородцев и организовала пункты сбора дани. Можно сказать, что это было установлением на Руси первой системы налогообложения. Две трети собранной дани шло в распоряжение киевского веча, третья шла на военные цели.

Весьма высоко деятельность Ольги как правительницы оценивал С.М. Соловьев. Русь при её правлении и выросла, и окрепла. Были построены города-крепости, окружённые каменными и дубовыми стенами. Были установлены первые государственные границы. Появились заставы. Чужестранцы везли на Русь свои товары, а немцы и скандинавы поступали служить в русское войско. Киевская Русь при княгине Ольге стала великой державой. Сама княгиня по-прежнему проживала в Ольгином городке, окружённая верной дружиной.

Но великая княгиня тяготилась язычеством. Она понимала, что государству для процветания недостаточно военной мощи, нужно духовное просвещение. И тогда, в середине 50-х годов Х века, оставив Киев на взрослого сына, отправилась она с большим посольством в Византию, в Константинополь, где крестилась от Патриарха Феофилакта, её восприемником был сам Император Константин Багрянородный. При крещении Ольга получила новое имя - Елена. Вернувшись на родину с иконами, богослужебными книгами, княгиня стала способствовать распространению на Руси христианства, Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске.

У реки Великой княгине было виденье: будто с неба сходят «три светлых луча», после чего на этом месте Ольга повелела поставить церковь во имя Святой троицы. Ольга надеялась, что сын Святослав сочетается браком с византийской царевной, но он категорически отверг эту возможность. Да и отношения с византийским императором складывались не совсем гладко, так, Константин отказался восстановить митрополию в Киеве, существовавшую при Аскольде. И Ольга обратилась к будущему основателю Германской империи королю Оттону с просьбой прислать миссию в Киев. Оттон пошёл Ольге навстречу, но, увы, её сын, князь Святослав, убежденный язычник, как не обращалась к нему Ольга, говоря: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь - будешь радоваться», оказался в стане сторонников язычества в Киеве. Он приказал убить племянника княгини Глеба, были также разрушены некоторые христианские храмы, возведённые княгиней.

Есть и такая версия, что изгнания римских посланников потребовала христианская община руссов, переселившаяся в Киев из Моравии, откуда они были изгнаны римскими епископами. Из-за этой вражды в Киеве существовало неприятие римско-католической церкви. Не желая ссориться с сыном, Ольга тайно держала при себе священника. Но она была уверена, что вскоре Русь будет обращена в христианство. Как ни спорила Ольга с сыном относительно веры, она любила его, помогала и поддерживала в политике и радовалась его военным победам. И почти полностью посвятила себя воспитанию внуков, прививая им любовь к христианской вере.

В 968 году Киев осадили печенеги, Ольга, вместе с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром и со всеми киевлянами заперлась в городе, но вода и еда быстро убывали. К счастью, на помощь подоспел Святослав и обратил врагов в бегство. Ольга уже была тяжело больна и упросила сына не покидать Киев до её кончины. А ещё материнское сердце предчувствовало страшную гибель единственного сына. Святослав до последнего оставался у постели матери.

Скончалась Ольга в глубокой старости 11 июля 969 года по старому стилю. Летопись сообщает, что «плакали все по ней плачем великим - сын её и внуки и все люди». После кончины Ольги сын Святослав выполнил её просьбу - похоронил её по христианскому обычаю. К сожалению, сам Святослав вскоре был убит печенежским князем Курей, который отсёк голову князя и из его черепа сделал себе чашу, оковал её золотом и пил из неё во время пиров.

Любимый внук Ольги - святой равноапостольный князь Владимир Святославович крестил Русь, и в 1000 году повелел положить нетленные мощи бабушки в каменный саркофаг и перенести в Десятинный храм Успения в Киеве.

Уже в XI веке многие русские люди и священники хотели прославить княгиню Ольгу как православную святую. И в 1547 году Ольга как первая русская правительница-христианка была причислена Русской Православной Церковью к лику равноапостольных святых, то есть сделалась равной апостолам, ближайшим единомышленникам самого Иисуса Христа.

Оригинал записи и комментарии на

Княгиня Ольга: кто она такая?

Что известно о ее жизни? Почему у нее два имени (в крещении она Елена)? Как она повлияла на историю нашей страны? И какое отношение события тысячелетней давности имеют к нам, современным людям?

На вопросы «Фомы» отвечает священник Сергий Круглов, постоянный автор журнала.

Что отмечаем 24 июля?

24 июля по новому стилю отмечается память святой равноапостольной княгини Ольги . А что, собственно, мы празднуем?

Это день ее преставления, то есть смерти. Для кого-то это может показаться странным: как можно праздновать день смерти? Это же не день рождения… Однако для христиан это не представляет особой проблемы. Потому что это радостный момент – переход в вечную жизнь со Христом. Момент, когда отрезок земного пути человека, полный тягот и скорбей, закончился, когда наступает новый этап – в жизни вечной, в которой человек становится ближе к Богу. Это как бы второй день рождения.

Поэтому 24 июля все Ольги обязательно должны отмечать свои именины, и делать это с радостью. Ведь мы радуемся в этот день тому, что святая равноапостольная княгиня Ольга , завершив все земные труды, которые послал ей Господь, теперь наконец смогла отдохнуть и с плодами своих трудов предстала перед Богом.

Ольга или Елена?

В крещении Ольга получила имя Елены – в честь святой равноапостольной царицы Елены, матери императора Константина. Зачем ей дали другое имя и кто же она все-таки теперь – Ольга или Елена?

Ее крещение произошло в 957 году в Константинополе. В то время она была уже правительницей Руси. Ольгу лично крестили патриарх Феофилакт и император Константин Багрянородный, то есть высочайшие лица Византийской империи.

Почему же ей дали другое имя? Дело в том, что на христианском Востоке было принято крестить в честь какого-то святого, а имя Ольга было в то время еще языческим. Но поскольку мы, современные христиане, теперь уже имеем святую Ольгу, то мы вполне можем называть в честь нее своих детей.

Аналогично, кстати, дело обстояло с именами Светлана и Фотиния. Когда-то славянское имя Светлана было языческим. Мы же, современные люди, можем почитать уже и Светлану, и Фотинию. Из этого, кстати, следует практический вывод: Светланам и Ольгам можно писать в записках свои имена, не обязательно заменять их на Фотинию или Елену, потому что все они равно почитаемы Церковью.

Так кто же все-таки в этот день отмечает именины? Только Ольги? Или Елены тоже могут присоединиться?

24 июля – это именины, прежде всего, для христианок с именем Ольга . Но и Елены, если хотят, конечно, тоже могут присоединиться. Жизнерадостные люди вообще празднуют каждый раз, когда в календаре упомянут святой с их именем.

Но хорошо бы при этом знать, в честь какой именно Елены, Ольги или другого святого вы крещены, с кем именно связали свою жизнь. В христианстве много святых с одинаковыми именами – Александры, Иоанны, Сергии… Один из них – тот, в честь кого вас крестили.

Но есть такое понятие как малые именины – когда чествуют святого с таким же именем, как у вас, но при этом он не ваш небесный покровитель.

Да, и малые именины тоже можно праздновать.

Легенды или факты биографии святой княгини Ольги

А что вообще известно о жизни княгини Ольги? Мы знаем, что она была первой нашей правительницей-христианкой. Но есть еще какие-то факты? Или только легенды?

Мы знаем историю жизни Ольги из летописей и из ее жития. Она была женой князя Игоря Рюриковича, есть описание их романтической встречи… Имя Ольга –скандинавского происхождения (Helga). Она была простой, ничем не знаменитой девушкой, не знатного рода, встретились они случайно. И потом, когда Игорь собрался вступить в брак, он вспомнил про эту девушку и сделал ее своей женой, княгиней.

Есть еще одно очень интересное предание о ней – его передают жития святой княгини Ольги. Речь идет об эпизоде накануне ее крещения. Как известно, Ольга славилась разумом и красотой. К моменту крещения она была вдова. И вот византийскому императору Константину она так понравилась, что он захотел взять ее в жены. Но Ольге это пришлось не по сердцу, она отвергла притязания императора, сославшись на то, что она язычница, а он христианин, и такому браку совершаться не подобает. Когда же Ольгу окрестили (а Константин, как мы помним, стал ее крестным отцом), император у нее спросил: «Ну, теперь ты христианка, теперь ты пойдешь за меня?» На что она ответила: «Нет, теперь я твоя крестная дочь, и в брак мы с тобой вступить не можем». Константин похвалил ее за разумность, богато одарил и отпустил домой.

Часть историков сегодня скептически смотрит на некоторые эпизоды ее жития. В частности, это касается сватовства императора Константина Багрянородного и знакомства Ольги с князем Игорем: была ли она простолюдинкой, познакомились ли они случайно и так далее. Что же до Константина, то мог ли он заинтересоваться нашей княгиней, которая была уже в почтенных летах? Так что же это – предания или факты?

Дело в том, что человек живет не только точными знаниями, но еще и верой. И я бы так сказал: есть две истории. Одна – те точные сведения, которые мы знаем и которые в случае Ольги можно свести к нулю. Потому что разве мы можем что-то знать о той эпохе, если мы не были свидетелями? Даже те события, которые происходят сейчас, глазами пяти разных человек могут трактоваться по-разному. Что уж говорить о том, что было много веков назад. И есть другая история – Божья, в которой самое главное – смысл. И какой истории поверить? Лично я склонен поверить той, которая Божья, которая отражена в житии. Потому что она дает человеческое, христианское осмысление масштаба и роли княгини Ольги.

А оспорить можно все что угодно. Это разговор из серии «докажите, что Бог есть», или «объясните, что такое Бог-Троица» – вот так прямо вытащите из кармана и покажите! Но это не те вещи, которые можно просто так взять и доказать. Я бы ответил словами булгаковского персонажа: что это у вас, чего ни хватишься – ничего нет!

Шекспировская героиня

Чем интересна фигура княгини Ольги для нас, современных людей, живущих в атмосфере культа политкорректности и толерантности, – так это тем, что она фигура очень «пререкаемая». Часто, когда разговор заходит о христианских святых, критики Церкви говорят, что их у нас слишком много, и среди них есть абсолютно «нерукопожатные» люди, которых невозможно канонизировать. Такие споры велись про святых воинов, правителей, про императора Николая… Суть обвинений в том, что, дескать, люди, которые совершили целый ряд определенных поступков, не могут быть святыми. И как может быть святой княгиня Ольга, когда она так жестоко расправилась с древлянами? Речь идет об известных событиях, когда древляне убили ее мужа Игоря, а Ольга жестоко отомстила за его смерть, причем неоднократно.

О да! Первый раз – это когда к ней прибыли послы древлян, а она приказала вырыть глубокую яму и закопать их там живьем, причем вместе с кораблем. Когда прибыли другие древлянские послы, она приказала затопить им баню, где они и были сожжены живьем…

Потом она приехала в земли древлян справить тризну на могиле мужа, во время которой древлян хорошенько напоили и, по некоторым летописным сведениям, перебили пять тысяч человек. А затем уже была известная история с птицами, которых древляне прислали ей в виде дани, а она велела привязать к лапам птиц горящие тряпки и отпустить домой. Птицы вернулись, естественно, на свои насиженные места. Так город был сожжен.

И как к этому ко всему относиться?

Здесь нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, не христианкой. А мы знаем, как сильно крещение может изменить человека. Случаются и кардинальные перемены – об этом свидетельствует пример князя Владимира. Когда он крестился, то совершенно переменил свою жизнь. Мы и по себе это знаем, как меняется жизнь после того как мы проходим через таинственные воды крещения вслед за Христом и возрождаемся к новой жизни. Действительно, если человек с верой преступает к этому таинтву, то его жизнь меняется.

А во-вторых, то, что Ольга так себя повела, по языческим меркам было вполне закономерно. Вспомним книги Ветхого Завета: как там вынуждены были поступать люди. Вспомним мерки, с которыми к ним подступал Бог и которые им предъявляла окружающая жизнь. Иными словами, про Ольгу можно сказать, что это шекспировская фигура – настолько большого масштаба, что нам, современным людям, многое в ней непонятно. Мы живем совсем в других условиях. В том числе, на нас сильно повлияли соображения политкорректности. Мы боимся порой лишний раз пошевелить пальцем или сказать слово в социальных сетях, потому что нас за это уже называют извергами. А в то время жизнь была совсем другая. И если люди уровня княгини Ольги совершали такие поступки, это считалось добродетелью, в тогдашнем ее понимании. Поэтому для нас некорректно подходить со своими мерками и судить о тех событиях со своей колокольни. Тем более, что судить кого-то – это нарушение заповеди. Княгиня Ольга делала все то, что она почитала своим долгом.

Иными словами, если мы сейчас беремся судить людей того времени, мы часто забываем, что рассуждаем с позиции культуры, в которой христианские ценности укоренились уже как норма, и Заповеди Ветхого и Нового Завета для нас по меньшей мере не являются открытием.

Конечно. Как бы то ни было, но мы все же жители христианской цивилизации, которой уже много веков. Это впиталось в наши плоть и кровь, несмотря даже на то, что мы порой протестуем против христианства, пытаемся найти другие пути в своей жизни и так далее. Но тем не менее… Скажем так: мы разные растения, но грядка у нас одна. Поэтому, чтобы со своими мерками подойти к дохристианской жизни, нужно проявить большую осторожность и мудрость. Наш подход напоминает реконструкции телестудии БиБиСи, где сражаются герои в красочных костюмах, показывают нам это в 3D, и нам кажется, что так все и было. На самом деле, мы очень много туда привносим своего. А чтобы понять события тех веков, лучше читать хроники и летописи того времени, пытаться понять мир того человека.

Княгиня Ольга и Крещение Руси

Отец Сергий, а можем ли мы говорить, что Ольга имела какое-то отношение к последующему Крещению Руси, которое было в 988 году при участии ее внука, святого равноапостольного князя Владимира? Ведь Ольги тогда уже не было в живых?

Возможно, прямого влияния на князя Владимира она и не имела, но память ее почиталась – это несомненно. Кроме того, будучи правительницей Руси, Ольга очень многое сделала для проповеди христианства. У нее было языческое окружение, ее сын Святослав тоже был язычником. И при этом на Руси строились православные храмы. В том же Киеве, еще до Крещения Руси, было немало православных церквей. Кстати, княгиня Ольга была у нас родоначальницей каменного строительства, и строила она не пустые сооружения, а храмы. В этих храмах были священники, там совершалась Литургия, там звучала молитва – первая на Русской земле христианская молитва. Поэтому несомненно, княгиня Ольга, которую очень часто на иконах изображают с маленьким храмом в руках, как всех храмостроителей, уже этим оказала влияние на то, чтобы впоследствии на Руси появилось православие. Она искренне молилась о том, чтобы Русская земля была просвещена светом Христовой веры, и это впоследствии произошло.

Почему же ей не удалось сына-то своего, Святослава, крестить?

Думаю, нам по-человечески именно это как раз и понятно. У любой мамы, которая пытается привести своих детей в Церковь, тут не будет вопросов: все знают, насколько это сложно. Не могу сказать, стояла ли перед Ольгой вообще такая цель – крестить Святослава. Но, поскольку она была мудрой правительницей, она, возможно, понимала, что не стоит на него давить – на это завязано очень много политических узлов, да и дружина вся некрещеная… Насильственное введение христианства чревато разными потрясениями. Даже при Крещении Руси князем Владимиром они были – потому что языческая вера так просто не отступала. Возможно, Ольга не была готова к таким поворотам, поэтому делала другое: она давала возможность быть христианству на Руси до всеобщего крещения.

Равноапостольная

Ольгу называют святой равноапостольной княгиней. Так же называют и царицу Елену, мать императора Константина, в честь которой Ольга была крещена. Что это за чин такой? Почему их так называли

В самом слове кроется ответ: равные апостолам. В чем была миссия учеников Христовых? – нести проповедь христианства в разные страны и народы, чтобы как можно большее число людей узнало о Христе. И те, кто принимал в этом участие, как святая княгиня Ольга, называются равноапостольными. Она способствовала тому, чтобы вера Христова пришла на Русь, чтобы в храмах, которые создавались, звучала проповедь Евангелия, и все люди могли, придя в храм, услышать эту проповедь и принять крещение. Благодаря ей христианская вера на Руси перестала быть экзотикой.