Когда приносят помянуть. Можно ли отмечать годовщину смерти близких раньше


«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Бочарова Наталия. Молитва.

Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Сразу после смерти принято заказывать в церкви сорокоуст, чтобы в течение первых сорока дней новопреставленного ежедневно сугубо поминали. Особо отмечаются третий и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстаёт небесному Престолу, и сороковой – когда Господь выносит временный приговор, определяя, где душа будет находиться до Страшного Суда. В эти дни нужно усердно молиться за усопшего, а после этих дней чаще подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида – заупокойное богослужение, которое можно совершать как до погребения, так и после.



Александр Смирнов.У гроба святого

Умершие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв.Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, пока она проходит мытарства и совершается частный суд. Надо во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст – поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу даже из ада.


Шатрова Н.КНИГА БЫТИЯ

Церковь не молится только за самоубийц.

Поминовение умершего в третий день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

В девятый день – в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и представителя к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившемуся.

Поминовение в сороковой день совершается в память Вознесения Иисуса Христа на сороковой день по Воскресении Своём.

Годовщина смерти христианина – это день рождения для новой, вечной жизни. Она всегда отмечается в кругу близких и родных покойного.

Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники.

По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божьему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показываются райские обители, с девятого по сороковой – мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда.

Следует знать, что в дни поминовения усопших надо прежде всего посетить храм, заказать заупокойное поминовение, самому возвести молитву к Богу о упокоении близкого вам человека, по возможности посетить кладбище и лишь потом садиться за поминальный стол.



An Old Woman Praying, circa 1655, by Nicolaes Maes (1634-1693)

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной. С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.

Таким образом, поминовение усопших - это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.
Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.
Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии.
Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отошедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.


ANTONELLO da Messina.Virgin of the Annunciation

Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставлыпихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими. В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.

В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни. Молитвы возносятся о людях "от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере".



Carl Kronberger.A Portrait Of A Woman With A Book Of Prayer.

Три субботы Великого Поста - субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста - установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.

В Радоницу - вторник второй седмицы по Пасхе - с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название "радуница", или "радоница".

Троицкая родительская суббота - в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит "упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших".



Жуков Фёдор Иванович.Молитва.

Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок "О упокоении" такие же, как и записок "О здравии".

"На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектений", - писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.



Молящийся старик.Рембрандт, Харменс ван Рейн

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Суббота мясопустная – (суббота на масленичной неделе)

Суббота 2-я Великого поста – (через две недели после мясопустной)

Суббота 3-я –Великого поста (через неделю после 2-й)

Суббота 4-я Великого поста – (через неделю)

Радоница – (на 9-й день после Пасхи во вторник)

Суббота Троицкая

Суббота Димитриевская

Поминовение усопших воинов – 9 мая, 11 сентября.
Евангелие, читаемое на заупокойной литургии в родительскую субботу
(Ин., 5, 24-30)



ANTONELLO da Messina.Virgin Annunciate

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.



Моргачёв Вячеслав Георгиевич.Молитва.

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью - тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня. . .

Феофан Затворник

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.


Джон Филипп. Молитва.

Поминки - похоронный обычай, встречается у большинства народов.

Описание события

Устраивается угощение, в память об умершем, после его похорон и в поминальные дниправославной традиции - 9 день, 40 день и через год). На поминки на могилу возлагали жертвоприношения, часть которых шла на торжественную трапезу.

В поминки входят также траурные процессии, оплакивание, а на могилах мужчин - состязания, военные игры (тризна у древних греков, германцев, славян).



Sidney Harold Meteyard.Elsies Prayer 1910

Поминки в православии

Поминки по усопшему по христианской традиции проводятся трижды. Первые поминки - в день похорон. Вторые поминки на 9 день. И третьи поминки на cороковины (40 дней).

Традиция проведения поминок уходит корнями в далёкое прошлое. Подобные обычаи наблюдаются и в других вероисповеданиях различных народов, что связано с верой человека в бессмертие души. В христианской традиции обычай поминок в основном сводится к поминальной трапезе. Но поминки - это не просто еда, это особый ритуал, цель которого - помянуть человека, отдать ему дань уважения, вспомнить о его добрых делах.



Азовсков Тимофей. "Молитва матери"

Православные христиане в процессе поминальной трапезы молятся об успокоении души умершего. Каждое действие во время поминок наполнено сакральным смыслом, поэтому и меню такой трапезы необычно.

Перед тем, как сесть за стол, читается молитва «Отче наш» или совершается лития. На протяжении всего застолья вспоминают усопшего. Разговор за столом должен быть благочестивым, не допустимы смех, сквернословие, весёлые песни, воспоминания о неправедных поступках усопшего лица и прочие разговоры, непристойные на таком мероприятии.

Первым блюдом на поминальном столе является кутья (коливо) - каша из цельных зерен риса или пшеницы, заправленная мёдом и изюмом и символизирующая вечную жизнь. Кутья должна быть благословлена во время панихиды. Это блюдо непременно должен хотя бы попробовать каждый присутствующий.

Пища на столе должна быть простой, без особых изысков, так как последние мешают процессу поминок.



Моргунова Неринга. Молитва.

Если день поминок пришёлся на будний день Великого поста, поминки переносят на субботу или воскресенье. На поминках мужчины должны быть с непокрытой головой, а женщины, напротив, с головными уборами.

На поминки в день прощания с усопшим могут быть приглашены все, кто был на кладбище, так как поминальная трапеза проводится сразу после похорон. На девятый день принято приглашать только близких друзей и родственников почившего, на сороковой день приходят все, кто желает помянуть умершего.

КАК ПОМИНАТЬ УМЕРШИХ

В христианской традиции поминание умерших символизирует веру в вечную жизнь и в то, что после жизни "биологической" начинается жизнь другая, не ведомая людям земным, но от этого не менее реальная. Поминая, мы стараемся помочь ушедшему от нас человеку в жизни вечной. И так как поминание умерших, в первую очередь, основывается на вере, все обычаи так или иначе связаны с церковью. Вам понадобится: молитвослов; церковные свечи. 1. Во-первых, молитесь. Так как мир, к которому мы обращаемся при поминовении умерших, для нас нематериален, основой взаимодействия с ним является именно молитва. Несмотря на то, что поминать молитвой можно практически всегда, существуют дни особые: после смерти - третий, девятый, сороковой, а также день рождения, день смерти и именины. Приносите молитву дома или в храме. При этом считается, что церковная молитва обладает большей благодатной силой. При церковном поминовении священник произносит имена усопших, которые вы перед богослужением передаете в церковный киоск, написав на записке. Также поставьте свечу. 2. Поминальная трапеза - также одна из важных составляющих поминальной традиции. Трапезы устраиваются для родственников и знакомых умершего на третий, девятый, сороковой день и годовщину. Традиционно, до трапезы перед свечой или лампадой один из родственников читает 17 кафизму из Псалтыри, после этого все присутствующие читают "Отче наш". Несколько слов о поминальном столе. Первой подайте кутью, предварительно освятив ее в церкви или окропив святой водой. Традиционными также являются блины. Спиртное же, вопреки расхожему мнению, должно быть исключено. Обратите внимание, что если поминки пришлись на среду или пятницу или время поста, стол должен быть постным. А с буднего дня Великого поста перенесите их на ближайшую субботу или воскресенье. 3. Не забывайте посещать кладбище. Для поминовения нужно зажечь свечу и усердно помолиться. Не оставляйте на кладбище еду - лучше отдайте ее голодным. И ни в коем случае не лейте водку на могилу, чтобы не оскорблять память умершего. Привычка ходить на кладбище на Пасху сформировалась за годы атеизма. Церковь рекомендует делать пасхальное поминовение усопших во вторник второй послепасхальной недели - на Радоницу. ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ ЕДУ НА МОГИЛАХ УМЕРШИХ

Посещение могилок умерших родственников и знакомых - религиозный долг любви живых людей к усопшим. В народе существует множество традиций, касающихся поведения на кладбище. Некоторым из них ошибочно приписывается христианское толкование. Практика оставлять конфеты, печенье или иную пищу на могиле не является исключением. Эта традиция уже плотно вошла в нашу жизнь. Православному христианину обязательно нужно знать о том, что нельзя оставлять пищу на могилках умершего. Эта традиция берет свое начало и самое сильное распространение в послереволюционные годы. Во времена безбожной власти в нашем государстве произошло несколько подмен понятий. Так, если раньше на кладбища ходили, чтобы помянуть умершего молитвой, теперь поминовения совершаются в виде приема пищи на костях умерших. Это делать запрещено. Да и после трапезы кладут еду на саму могилу, делятся с покойником. Оставлять какую-либо еду совершенно не имеет смысла. В народе считается, что это мы даем покойнику. Но умерший уже перешел в иную форму бытия и ему не нужна материальная пища. В таких наших действиях проявляется неведение о учении православной Церкви о человеческой личности и его душе. Соответственно, нельзя делать то, что противоречит основам христианства. Кроме того, нельзя оставлять еду и в целях соблюдения чистоты на кладбищах. Человек может возложить цветы, прибраться на могилке, но не захламлять ее едой. Это некрасиво. Да и саму пищу потом могут подъесть собаки, которые, в таком случае, будут ходить по могилам умерших. А этого каждому из нас не хотелось бы, ведь место упокоения свято. ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПОМИНАТЬ АЛКОГОЛЕМ

К сожалению, в настоящее время просто нельзя представить поминальной трапезы без употребления алкоголя. Наличие водки на столе является необходимостью и признаком хорошего тона. Но мало кто задумывается о том, что поминовение алкоголем недопустимо в христианской традиции поминовений. После того, как человек отходит в вечность, оставшиеся на земле живые обязаны чтить память об усопшем родственнике или знакомом. Считается, что человек жив именно тогда, когда его помнят. В достойном приготовлении похорон и заупокойных обедов проявляется наша любовь к тем, кто перешел в иную форму бытия. Каждый, кто называет себя христианином, в 9-й, 40-й день и годовщины готовит поминальную трапезу. В настоящее время существует практика поминовений умерших алкоголем. Традиция наиболее распространенная и необходимая. Именно так считают многие. Водка или иной алкоголь на столе символизирует правильность поминок, а если такого не предоставляется, то на родственников могут даже обидеться. На самом деле поминать алкоголем категорически запрещено. Это является грехом и осквернением памяти усопшего. Необходимо осознавать, что смысл поминок не просто еда и питье, но память и молитва о умершем, равно как и творение добрых дел. Получается, что многие идут на поводу у толпы, поминая алкоголем. Эта ужасная традиция не имеет место в истории дореволюционной России, поэтому неправильно говорить о том, что так было всегда. Этого не было, люди понимали всю необходимость правильного поминовения. Не принято пить за упокой, но только за здравие и в меру. Христианин не должен идти на компромисс со своей совестью. И если человек - православный по своей сути, то главные вещи необходимо не только знать, но и жить, сообразуясь с христианской традицией. ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ СТАВИТЬ ПОКОЙНОМУ ХЛЕБ И ВОДУ

Человеческая смерть таинственна и непостижима. Это одна из действительных реалий бытия человека, ведь рано или поздно каждый оканчивает свою жизнь на земле. Проводы в последний путь являются важным религиозным долгом любви к нашим умершим родственникам и знакомым. Хлеб и вода перед фото умершего Народная традиция приписывает ставить хлеб и водку перед фотографией новопреставленного. Это весьма распространенное явление, которое не просто бесполезно, но и вредит человеку. Считается, что душа человека первые 3 дня после смерти находится на земле, посещает любимые места. Хлеб и воду оставляют душе умершего, чтобы она могла есть и пить. Этот обычай не имеет ничего общего с христианским вероучением, так как душа нематериальна и ей совершенно не нужна земная пища. Такая традиция вредит и живым в том плане, что люди забывают о главном в поминовении - молитве к Богу за умершего родственника. Корни этого мифа восходят ко временам после 1917 года, когда в России к власти пришли люди, ненавидящие православие. Настоящие христианские традиции подменяются ненужными сказками. Хлеб и водка - одни из таковых. Так как духовенство было в послереволюционные времена в гонениях, народу просто некому стало объяснять суть поминовений. Поэтому и получается, что такой обычай плотно вошел в нашу жизнь. Проблема в том, что человек часто даже и не знает, зачем он это делает, но исполняет в меру необходимости. Но это заблуждение. Так делать не нужно. Необходимо помнить, что главным является не какие-то обряды, а молитва, милостыня и творение добрых дел в память об усопшем. Ставить умершему хлеб и воду - это обычай, который во времена православного имперского государства даже не имел места.

Инструкция

Главное поминовение усопших совершается в церкви на божественной литургии и в заказных заупокойных молениях, а именно на панихидах и литиях. Поминовение заказывается в любом храме, например, на сорок дней – сорокоуст, на год – годовое поминовение. Церковное поминовение разрешено совершать только по крещенному усопшему.

Родные и близкие усопшего могут ежедневно поминать его в своих домашних молитвах о блаженном упокоении его души. Домашняя молитва об упокоении есть в каждом молитвослове – особый сборник молитв, который можно приобрести в каждом храме. Кроме того, молиться за усопших необязательно «по книжке», Бог услышит и любую искреннюю молитву, составленную своими словами. В домашней молитве можно перечислить всех родных и близких, включая некрещеных, но веровавших людей.

Чтобы успокоить душу усопшего и способствовать доброму решению ее участи за гробом, христиане обязательно совершают милосердные поступки, занимаются благотворительностью, бескорыстной помощью и делятся своими благами в память почившего.

В христианской церкви существует особый обычай в дни поминовения усопших : на богослужение прийти в храм для молитвы и принести милостыню за усопшего. Это могут быть самые различные продукты (за исключением мясных), которые кладутся на канун – панихидный столик, а после службы раздаются служащим храма и всем нуждающимся с просьбой употребить их с молитвой об упокоении вашего близкого . Такой вид поминовения принят в христианстве с давних времен.

В дни поминовений усопших следует по возможности посетить кладбище . Делать это лучше после молитвы в храме и заупокойной службы. На кладбище можно зажечь свечу, совершить литию, прочитать акафист. По необходимости прибрать могилу и молча вспомнить покойного. Христианская вера не приветствует поминальные трапезы над могилой, особенно неприемлемо употребление алкоголя и окропление могилы водкой, не следует оставлять рюмку и еду у надгробного креста. Этот обычай – пережиток язычества, когда похороны сопровождались обильными застольями и громкими гуляньями прямо на могиле умершего. Если кто-либо из близких все же привез еду на кладбище, раздайте ее нищим и нуждающимся.

После совершения поминальных молитв можно садиться за поминальный стол. Поминальная трапеза считается продолжением священного богослужения. Подается кутья - отваренная пшеница или рис с медом и изюмом, которая приносится в храм на время панихиды или литии. Затем ее забирают домой и поминальную трапезу начинают именно с вкушения освященной кутьи. Традиционно на поминки готовятся блины и кисель. Если поминки выпали на постные дни, то и поминальная пища должна быть только постной. Вино, а тем более водка на поминальной трапезе не должны присутствовать. Вином - символом земной радости - поминать усопших не принято. Пережитком язычества является обычай ставить столовый прибор «для покойного», еще более неприемлемо ставить стакан с водкой и кусок хлеба перед портретом. Такие традиции не должны соблюдаться в православных семьях. За поминальным столом вспоминайте усопшего, его добрые качества и поступки (потому и зовутся поминальные молитвы – поминки, от слова «память»).

Здравствуйте. У меня вопрос: скоро 15-я годовщина смерти моего отца. Можно ли поминать его заранее, на один день (в связи с командировкой)? Необходимо ли в этот день идти на кладбище? Заранее благодарен за ответ.


Уважаемый Вячеслав!

Извините меня Господа ради, что не скоро ответил Вам. Все леность — а то и делишки заходят. Писанием уж задолжал почти целому свету. Сильно извествую сколько я виноват пред Вами — моим неотвечанием. Но Господа ради не думайте, что я забыл Вас. Всегда помню и поминаю.

Касательно поминок усопшего можем сказать, что домашние молитвы и поминовения в храме должны быть совершены в самый день смерти Вашего отца, а поминальный стол можно перенести на другое время.

Ведь после смерти человек уже не может за себя молиться, мы должны это делать за него. Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

В день поминовения умершего молятся за него близкие ему родные и верные друзья, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день перехода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.

Есть такое чисто мирское суеверие — устраивать поминальное застолье. В православном понимании оно, хотя и возможно, но самостоятельного значения не имеет. Раньше такую поминальную трапезу накрывали после того, как все вместе молились об усопшем в церкви.

Поминки подразумевают под собой молитву родственников и близких людей о упокоении усопшего, чтобы их молитвами Господь помиловал его и удостоил Царствия Небесного. Именно в этом заключается основной смысл поминок. Нужно учитывать то, что смысл поминального стола — это накормить бедных, больных и т. д., то есть творение милостыни в память о усопшем. Лучше помянуть ее в Церкви, постоять помолиться за ее душу. Можно сходить и на кладбище.

По желанию в этот день можно прочитать акафист о упокоении усопшего. Прежде всего, конечно же, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). Можно заказать сорокоуст или другое заупокойное многодневное поминовение.

После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.

Каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Ответ на этот вопрос прочитали 5381 посетителей

Символическое значение поминовения усопших в третий день после смерти, а это, как правило, день погребения, заключено в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога — Троицу Единосущную и Нераздельную. В молитвах в третий день мы умоляем Святую Троицу простить усопшему его согрешения, содеянные: словом, делом и помышлением и зачесть ему три его добродетели: веру, надежду и любовь.
Кроме богословского значения поминовение усопшего в третий день имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский просил ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то ангел ответил ему: «…в продолжении двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнездо. Добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу».
Следует иметь ввиду, что описание первых двух дней по смерти дает общее правило, которое ни в коей мере не охватывает всех случаев. К примеру, святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже к тем местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают восхождение на Небо. Другие же начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божию.
На пути к престолу Божию восходящая душа проходит испытания от духов по своим земным делам. Испытания эти, называемые мытарствами, начинаются в третий день по смерти, хотя из святоотеческого наследия известны описания случаев прохождения мытарств сразу же по смерти и даже до нее.
Все пространство от земли до неба представляет несколько отделений или судилищ, на которых приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые же духи называются мытарями. Известно, что мытарями или мытниками называются сборщики податей или пошлин за провозимый товар. Какой же товар ищут бесы-мытники у приходящих душ? Товар этот — наши страсти, нераскаянные грехи, совершенные в земной жизни, пошлина же — наши добрые дела.
Жития православных святых содержат множество рассказов о прохождении души после смерти через мытарства. Самое подробное описание изложено в житии святого Василия Нового (26-марта по старому стилю), где приводится рассказ блаженной Феодоры ученику святого Василия Григорию о том, как она проходила через мытарства. В этом рассказе упоминается двадцать особых мытарств, соответствующих определенной группе грехов, расположенных по степени их тяжести.
Первое мытарство — грех словом (пустословие, многословие, сквернословие, насмешки, беспричинный смех, пение непристойных песен и т. п.).
Второе мытарство — лжи (всякая неправда, неисполнение обетов, данных Богу, утаивание грехов на исповеди).
Третье мытарство — осуждения и клеветы (клевета, всякое осуждение близких при забвении собственных недостатков).
Четвертое мытарство — чревоугодия (пресыщение, пьянство, еда без молитвы, нарушение постов).
Пятое мытарство — лени (тунеядство, жизнь за счет трудов других, леность при совершении молитвы, непосещения храма в воскресные дни).
Шестое мытарство — воровства (любое присвоение тебе не принадлежащего).
Седьмое мытарство — сребролюбия и скупости.
Восьмое мытарство — лихоимства (давание денег в рост, непорядочность в деловых отношениях).
Девятое мытарство — неправды (неправедный суд, неправедные мера, вес и прочие неправды).
Десятое мытарство — зависти.
Одиннадцатое мытарство — гордости и тщеславия.
Двенадцатое мытарство — ярости и гнева.
Тринадцатое мытарство — злопамятства.
Четырнадцатое мытарство — убийства (самоубийство, убийство, аборты — убийство младенца во чреве, доведение других до самоубийства).
Пятнадцатое мытарство — волхования (чародейство, колдовство, шепоты, ворожба, а также обращение за помощью к бабушкам-шептуньям, экстрасенсам и прочим так называемым «нетрадиционным» лекарям, сюда же относятся занятия экстрасенсорикой и биоэнергетикой).
Шестнадцатое мытарство — блуда (похотливые желания и помыслы, блуд лиц, не связанных Таинством брака, просмотр эротических фильмов и журналов).
Семнадцатое мытарство — прелюбодеяния (несохранение супружеской верности).
Восемнадцатое мытарство — содомское (противоестественные связи между лицами одного пола, половые извращения, кровосмешение — связь с родственниками по крови и по кумовству).
Девятнадцатое мытарство — ересей (ложное мудрование о вере, сомнение в вере, отступничество от православной веры, богохульство).
Двадцатое мытарство — немилосердия (немилосердие и жестокость; на этом мытарстве истязаются бесами и те, кто вместо молитв за усопших превращает поминки в обыкновенное хмельное застолье).

9-й день

В этот день Святая Церковь совершает молитвы и безкровную Жертву об усопшем также по преданию апостольскому. Макарий Александрийский, по откровению ангельскому, говорит, что после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители свтых и красоту рая. Все это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих, Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но, если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых, она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире? Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в безпечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!»
По рассмотрении же в течение шести дней всей радости праведных, она опять возносится Ангелами на поклонение Богу.

40-й день. Окончание мытарств.

Число сорок — знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Господь Иисус Христос после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божиего. Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. На основании этого Святая Церковь с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день. Как Христос победил искушения диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшем, помогает почившему силой Божией победить воздушного князя тьмы и получить Царство Небесное.
По свидетельству святого Макария Александрийского после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками. В продолжение тридцати дней душа, водимая по аду, трепещет, чтобы самой не быть удостоенной такой печальной участи. Наконец, в сороковой день оканчиваются мытарства и душа в третий раз возносится ангелами на поклонение Богу, который, совершая частный суд, определяет ей соответствующее место в ожидании Страшного суда по ее земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
В описании мытарств блаженной Феодоры присутствует ковчежец святого Василия, из которого Ангелы, сопровождающие ее по мытарствам, брали золото, чтобы откупиться от бесов. Золото из ковчежца не что иное, как молитвы святого Василия, творимые за усопшую в течение сорока дней. Поэтому так важна молитва Церкви в течение сорока дней по смерти (сорокоуст).
Особенно же важен сороковой день — день определения участи души в загробной жизни. Посему в этот день особенно усиленно возносят свои молитвы за близкого, отошедшего в мир иной. Но суд сорокового дня — суд частный, определяющий положение души только до времени окончательного Страшного суда, и по учению Православной Церкви положение это может измениться по нашим молитвам за усопшего и совершении милостыни и добрых дел в память о нем.

Другие дни частного поминовения усопшего.

В свидетельство того, что смерть не расторгла духовного союза между душами живущих и усопших (на основании слов Спасителя «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» — Лк. 20, 38), существует обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти (в первый год поминовение совершается также и в полгода), в день рождения и день Ангела. В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвой за совместной трапезой. В церкви же подают записку на литургию или заказывают панихиду, освящают коливо.

Дни особого поминовения усопших (родительские дни).

Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому воспоминанию (Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и др.). Суббота же посвящена памяти всех Святых и почивших. В субботу (означающую по-еврейски — покой) Церковь молится за всех перешедших от земли в загробный мир, как совершенных (Святых), так и несовершенных, участь которых еще окончательно не решена.
Кроме ежедневных молитв и субботы в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших.
Это так называемые родительские дни (на Руси всех усопших предков было принято называть родителями):
1. Мясопустная вселенская родительская суббота — за неделю до Великого поста. Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню — «Недели мясопустной», т. е. дню, в который последний раз разрешается мясная пища.
2. Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста.
3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста.
4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста.
5. Радоница — вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.
6. 9 мая — день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны (постановление о поминовении принято на Архиерейском соборе, проходившем в ноябре-декабре 1994 года).
7. Троицкая вселенская родительская суббота — суббота перед днем Святой Троицы. (В настоящее время почему-то сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы).
8. Димитриевская суббота — суббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) — Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского.
Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.
9. Кроме того в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных.
Поминовение в этот день установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины П.
В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертву на панихидный стол (канун) — различные продукты (за исключением мясных). После совершения панихиды продукты раздаются служащим храма, нуждающимся, отправляются в детские дома и дома престарелых. Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т. к. это есть милостыня за усопших. В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами. В местностях, где нет церквей, принято посещать кладбища в день Пасхи, чтобы похристосоваться с усопшими близкими. Обычай этот очень благочестив, но в населенных пунктах, где есть храмы Божий, пасхальные дни, а особенно сам день Пасхи, полезнее провести в храме. Разделить же со своими усопшими близкими пасхальную радость лучше всего в день, специально этому посвященный — Радоницу (вторник следующей недели после Пасхи). Тому же, кто по какой-либо причине не может посетить кладбище в Радоницу и потому выбрал день Пасхи, лучше сделать это после посещения Пасхального богослужения.
Обычай оставлять на могилках различную снедь к православию никакого отношения не имеет. Это все отголоски языческих тризн. В некоторых местах существует обычай в Радоницу приносить на кладбище крашеные яйца, как бы символично христосоваясь с умершими, и оставлять их на могилках. Но лучше этого не делать, а похристосовавшись с почившим, скушать яйцо. Особенно неблагочестиво оставлять на могилках освященные в церкви продукты — их могут попрать бродячие собаки или кладбищенские крысы. Большой грех на кладбище, где покоятся наши близкие, пить спиртное. Самое лучшее, что вы можете сделать для них, — это совершить молитву, хотя бы такую краткую: «Упокой, Господи, души усопших, раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».
Ничто не вызывает столько сомнений и споров, как мытарства. Зачастую у людей, зараженных современным рационализмом, и слишком буквально понимающим события, описываемые в житиях святых, возникают недоумения, отчего у разных авторов различное описание мытарств. Но мы должны иметь в виду, что это имеет место не в нашем грубом материальном мире и на нашем земном языке рассказы никогда не смогут передать потусторонней реальности. А потому надобно помнить наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому, едва начав речь о мытарствах: «земные вещи здесь принимай за самое слабое изображение небесных».
Таким образом, дома или будки, где собирают подати, весы, на которых взвешиваются грехи и добродетели, обугленные тела грешников и прочее — все это образы, через которые душам живущих передаются загробное состояние душ умерших. Каким образом это происходит на самом деле, нам невозможно понять, т. к. места эти находятся вне нашей пространственно-временной системы. Для одних душ прохождение мытарств оказывается быстрым и незаметным (умершие же в день покаяния и принятия Святых Христовых Тайн, по утверждению Святых Отцов, вообще их минуют), для других же они покажутся вечностью, но в любом случае в земном временном отражении это будут те же 40 дней. Главное же при различиях в частностях описания мытарств одно: пройдя все мытарства, душа получает приличествующее ей место. И дай Бог, «чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Послание к Титу, глава 2, стих 8).

Как правильно подавать записки о упокоении?

Святая Церковь за Божественной литургией, а она совершается Церковью каждый день, за исключением особых дней Великого поста, творит молитвы за усопших, поэтому, приходя молиться в храм, нужно подавать записку о упокоении с перечислением имен усопших православных родственников. Во время службы частицы, вынимаемые из просфоры, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего большего мы не можем сделать для усопшего, чем молиться о нем, поминая на Литургии.
После Литургии просфоры раздаются тем, кто подавал записки (обычно одну просфору на одну записку). Просфора съедается в церкви, либо дома, натощак в память об усопшем.
При церковном поминовении произносятся имена усопших. Церковь поминает своих чад поименно, потому что Бог есть наш Отец и для Него каждый человек, как родное дитя, незаменим, неповторим в своей личности, а личность человека запечатлевается его именем.
В заупокойных записках имена пишутся полностью в родительном падеже, т. е. не Люды, а Людмилы, не Миши, а Михаила и т. д. Если со дня кончины христианина не прошло еще сорока дней, то его имя поминается с добавлением слова «новопреставленный» или «новопреставленная». Почившие дети до семи лет (до шести включительно) именуются младенцами, к именам почивших священнослужителей добавляют их сан. Имена пишутся православные, т. е. данные при Святом Крещении, например, в Православии нет имен Эдуард, Станислав, Алина, Виктория и т. п.
Образец заупокойной поминальной записки:
ОБ УПОКОЕНИИ
протоиерея Николая
диакона Петра
монахини Анимаисы
новопреставленной Людмилы
младенца Кирилла
рабов Божиих: Валентина, Валентины, Василия, Александра. Александры,
и всех усопших сродников.
По данному образцу можно составлять записки с перечислением имен своих усопших близких.
При написании можно применять сокращения: младенца — млад., новопреставленного — новопр., рабов Божиих — р. Б. и т. д. Поскольку церковь существует на пожертвования прихожан, записки, подаваемые в храме на литургию, имеют определенную стоимость.

Молитва о усопших

Молитвой за ушедших в иной мир живые принимают святое участие в деле спасения их душ. Молясь за них, живые подвигают Всеблагого Бога на милость к УСОПШИМ, ибо милость эта оттого, что души умерших уже не в состоянии своими действиями умилостивить Бога, дается им по прошению живых. Молитвы за умерших доставляют спасение и живым, ибо настраивают душу к небесному и отвлекают ее от временного, суетного, наполняют памятью о смерти и потому уклоняют от зла; дают силу воздерживаться от произвольных грехов и придают великодушное и радостное терпение в дни скорбей, которые ослабляются надеждой на будущее — не земное. Молитвы за умерших располагают души живых к исполнению заповеди Христовой — готовиться к исходу во всякий час.
Наши усопшие также молятся за нас. Особую помощь мы получаем по молитвам почивших, которые обрели блаженство в вечности.
Представители протестантских деноминаций утверждают, что заупокойные молитвы напрасны, потому что душа за гробом уже получает то, что здесь себе приготовила и изменить ее участь нельзя. Иначе как жестокосердием назвать это утверждение нельзя. Если забота о спасении души близкого исчезает, как только душа переселяется в другую обитель, то где же та христианская любовь, о которой так часто говорят протестанты? А ведь главное основание заупокойной молитвы именно любовь к ближнему, независимо от того, жив он или мертв, «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Конечно, трудно рассчитывать на спасение тем, кто вел беспутный образ жизни и, будучи крещеным христианином, жил вне Церкви и своим поведением сам себя от нее отлучил. Молитва Церкви не сможет спасти того, кто сам при жизни не принимал для этого вообще никаких усилий. Поэтому при жизни необходимо самому делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти.
По выражению святителя Григория Великого «лучше совершать исход свободным, чем искать свободы, оказавшие в цепях».
Если человек при жизни стремился быть добрым христианином и умер в мире с Богом, хотя и был он грешником, (а только один Господь без греха), то молитва Церкви и добрые дела в память о нем преклоняют Всемилостивого Бога к прощению грехов этой христианской души. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви и отдельных христиан об усопшем, есть определенный результат жизни этого человека. Если о беззаконных людях родственники молятся в первые дни после смерти, исполняя положенные Православные обычаи, то после поминания сорокового дня, молитвы эти, как правило, затухают. Память же о благочестивом христианине, сделавшем при жизни немало добрых дел и для Церкви, и для близких, вдохновляет нас на постоянную молитву о нем, вселяя надежду на спасение души усопшего.
В православной литературе встречается достаточно примеров о пользе молитв за усопших. Приведем хотя бы два таких случая.
В журнале «Странник» за май 1862 года помещено откровение, сообщенное Святогорцу отцу Серафиму одним из афонских схимников.
«Причиной моего поступления в монашество было видение во сне загробной участи грешников. После двухмесячной болезни я пришел в сильное изнеможение. В этом состоянии я вижу двух юношей, вошедших ко мне; они взяли меня за руки и сказали: «Следуй за нами»! Я, не чувствуя болезни, встал, оглянулся на свою постель и увидел, что тело мое лежало спокойно; тогда-то понял, что оставил земную жизнь и должен явиться в загробный мир. В юношах я узнал Ангелов, с которыми и отправился. Мне показаны были огненные места мучений, я слышал там вопли страдальцев. Ангелы, показывая мне, за какой грех какое огненное место полагается, прибавили: «Если и ты не бросишь своих привычек к греховной жизни, то вот и твое место наказания». Вслед за тем один из Ангелов из пламени извлек одного человека, который был черен, как уголь, весь обгорел и был с ног до головы окован в цепи. Тогда оба Ангела приступили к страдальцу, сняли с него оковы и вместе с цепями исчезла его чернота, человек стал чист и светел, как Ангел; потом Ангелы облекли его в блестящее одеяние, подобное свету.
— Что значит это изменение человека? — решился я спросить Ангелов.
— Эта грешная душа, — отвечали Ангелы, — отлученная от Бога за свои грехи, должна была вечно гореть в этом пламени; между тем родители этой души много подавали милостыни, много делали поминовений на литургиях, отправляли панихиды, и вот, ради родительских молитв и молитв Церкви, Бог умилостивился, и грешной душе даровано совершенное прощение. Она избавлена от вечного мучения и теперь предстанет пред лицом своего Господа и будет радоваться со всеми Святыми. Когда видение кончилось, я пришел в себя, и что же увидел: вокруг меня стояли и плакали, готовя мое тело к погребению».
В журнале «Описание знамений и исцелений в 1863 году от Святыни Афонской в России» приведено письмо, адресованное иеромонаху Арсению следующего содержания:
«Много скорбели мы о смерти нашего брата, князя М. Н. Чегодаева, последовавшей в 1861 году в Самаре. И тем более печалились, что смерть его была внезапной, без покаяния и напутствия Святых Таинств. Но вот вижу сон, будто я и покойный мой брат идем вместе по прекрасной местности. Подходим к новому, как бы недавно построенному селу, при входе в которое стоит новый высокий деревянный крест, а при выходе из села высится чудесной красоты дом, также новый. Приблизившись к нему, брат с радостным видом сказал мне:
— Вот какое богатое село недавно купил я, и этой покупкой я очень и очень обязан моей жене Ташеньке; надобно написать к ней и поблагодарить ее за сделанную милость для меня.
Значение этого сна скоро объяснилось. Я получила письмо от Татьяны Никифоровны, в котором она меня извещала, что ей Господь помог устроить вечное поминовение по мужу, моему брату, во Святом Афоне».
Настолько важны для души усопших молитвы за них, особенно за Божественной литургией, что по Божьему произволению иногда души усопших являются живым с просьбой помолиться за них. Вот один из таких современных случаев.
Стал являться одной женщине во сне умерший муж с просьбой дать два рубля. Явления эти с одной и той же просьбой повторялись несколько ночей подряд, что вызывало у вдовы беспокойство и тревогу. По совету знакомых пошла она в церковь, чтобы подать заказную записку на литургию с именем покойного. На вопрос, сколько стоит подать эту записку, ей ответили: «два рубля». Вполне естественно, что явления покойного мужа с тех пор прекратились, т. к. просьба его была выполнена. Пусть этот случай всегда напоминает нам, что необходимо заботиться о своих усопших близких, молиться о них и надеяться, что когда настанет и наш час отойти в мир иной, будут молиться и о нас.
Если вы узнали, что ваш усопший родственник не был отпет по Православному обряду, то независимо от того, когда он умер, нужно обязательно заказать отпевание, если конечно для этого нет церковных препятствий, например, если этот родственник не был православным или покончил жизнь самоубийством. Можно также заказать церковное поминовение на полгода или год. Монастыри же могут принять просьбу поминовения на более долгие сроки.
Многочисленные свидетельства подтверждают как важен обряд церковного отпевания для душ усопших.
Вот одно из таких свидетельств, рассказанное священником Валентином Бирюковым, проживающим в г. Бердске Новосибирской области:
«Случай этот произошел в 1980 году, когда я был настоятелем храма в одном из городов Средней Азии. Подошла как-то ко мне одна пожилая прихожанка и говорит:
— Батюшка, помогите. Сын совсем замучил, сил больше нет.
Зная, что живет она одна, я удивился и спросил:
— Какой сын?
— Да погиб который в 1943 году на фронте. Снится мне почти каждую ночь, да сны одни и те же: будто сидит он посреди грязи, а его сердечного бьют палками со всех сторон, да этой грязью забрасывают. А сын смотрит на меня жалобно, вроде просит о чем.
— Отпет сын-то твой? — спрашиваю.
— Да Бог весть. Может и отпевали их на фронте, а может и нет.
Записал я имя убиенного воина и совершил положенный чин отпевания. Буквально на следующий день прибегает ко мне радостная прихожанка и сообщает:
— Сын-то опять приснился, да по-другому — будто идет он по твердой дороге, радостный весь и бумагу в руках держит, а мне говорит: «Спасибо мама, что пропуск мне выхлопотала. С этим пропуском мне везде открыта дорога».
Показал я ей разрешительное письмо, что читается при чине отпевания:
— Эта бумага была при сыне?
— Да, батюшка, эта»
. Удивительный случай этот должен вразумить нас позаботиться об отпевании наших усопших близких. Если же вы не знаете, отпет ваш родственник или нет и есть сомнения, то нужно обратиться к священнику за благословением.

О пользе милостыни

Кроме молитвы за усопших еще одним действием поминовения их является милостыня, совершаемая в их память. Под милостынею нужно понимать не только подаяние нищим, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся. Отнести продукты в дом престарелых, передать одежду в фонд социальной защиты, помочь пенсионерам или многодетной семье, приютить беженцев или погорельцев, пожертвовать на строительство храма Божьего или на его украшение — все это милостыня.
Получающий помощь благодарит подателя, Господь воздает этому благотворителю, т. к. «благотворящий бедному дает взаймы Богу» (Притчи глава 19, стих 17). Недаром милостыня творится «ради Христа».
Молитва за другого, милость за другого или от имени другого привлекает благодать и милосердие Божье на того, о ком молятся, или от имени кого подается милостыня. Благотворительность, милостыня, делаемая живым от имени усопшего, получают точно такое же значение, как если бы сам усопший благотворил ближнему; а потому и естественно, что плоды милостыни принадлежат умершему, а живой, как орудие этой милостыни, также участвует в небесной награде.
Насколько велико значение милостыни для спасения души человека видно из жития праведного Петра, бывшего мытаря (память 5 октября по новому стилю).
Будучи сборщиком налогов, проявлял он жестокость и немилосердие, видя в любом деле только свою выгоду, и никогда никому не подавал милостыни. Однажды в сердцах бросил он кусок хлеба в нищего, досадившего ему мольбами о милостыне. В ту же ночь увидел Петр себя во сне умершим и то, как святые Ангелы взвешивали его дела на весах правосудия Божиего. Чаша дел недобрых полнела на глазах и тянула вниз, на чашу же дел добрых было нечего положить, кроме куска хлеба, брошенного с досады, но и это остановило чашу, опускающуюся вниз. Пробуждение Петра от сна было воистину рождением нового человека.
Примета сегодняшних дней — обилие нищих, которых можно встретить буквально на каждом шагу, причем нравственный облик многих из них оставляет желать лучшего. Последнее обстоятельство часто вызывает сомнение — на пользу ли им будет полученное подаяние и как выбрать из всей этой просящей массы действительно нуждающихся в подаянии?
Пусть сомнения эти не смущают дающего. Как истратит просящий полученное подаяние — это уже его воля и он сам ответит за содеянное перед Богом, ваше же дело милостыню подать. И не задумывайтесь, кому именно подать — подайте тому, при виде которого у вас возникает желание помочь ему. И пусть не смущает вас то, что вы вынуждены пройти мимо многих просящих, не подавая им, — кто-нибудь все равно это сделает. Возьмите за правило подавать один раз в день или раз в неделю (по вашим возможностям), отложив заранее сумму для подаяния и не смущайтесь, что не можете подать всем. Подавая же, говорите: «за усопшего раба Божьего (имя)», или же помяните имя усопшего про себя — Господь услышит вашу просьбу и преклонит милость Свою к вашему почившему близкому.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Немалую пользу почившим доставляет в память их милостыня. Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».
Если же почивший, в память о котором творится милостыня, за веру свою, добрые дела и молитвы за него живущих уже удостоился от Господа венца нетления, то Спаситель милость Свою полностью обращает к дающему. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).

Почему Церковь не молится за некрещеных, неправославных, еретиков и самоубийц?

К сожалению, очень часто в церковь приходят люди и со слезами на глазах спрашивают, можно ли помянуть умерших некрещеных родственников.
Церковь за некрещеных не молится, т. к. эти люди еще при жизни лишили себя возможности получить православное христианское поминовение, не вошли в спасительную ограду Церкви. По Уставу Церкви также нельзя совершать православные обряды погребения и церковного поминовения людей крещенных, но отрекшихся от веры и отошедших от веры (еретиков), которые при жизни относились к Церкви с насмешкой, враждой, или, считаясь православными, увлекались восточными мистическими религиями, искажали Слово Божие, толкуя Евангелие по своему мудрованию, ища в нем якобы скрытый смысл для посвященных. Раньше таких людей отлучали от Церкви (провозглашали анафему) — ныне такое делается очень редко, но эти люди отлучили себя от Церкви сами. Странно было бы совершать молитвы наравне с верными и за людей неправославной веры, не признавших Православную Церковь за Церковь истинную, и, тем самым, выступавших против нее.
Самоубийцы же — люди, отказавшиеся нести своей жизненный крест, восставшие против Божиего промысла, против Божией воли, против Его Церкви.
По учению святого апостола Павла Церковь есть живое Тело Христово, а Он — Глава, все же верующие — члены, так сказать, — живые клеточки этого великого организма, одушевляемого Духом Божиим. Некрещеные люди, равно как и еретики, есть мертвые члены, отсеченные от целого тела Церкви, потому и бесполезно заботиться о мертвом члене, бесполезно и молиться о нем. Об отрезанном и загнившем пальце можно лишь сожалеть, но вылечить его уже невозможно. Некрещеные и отступники, души которых отошли в мир иной в неприятии Бога, уподобляются гнилому зерну, брошенному в пашню вместе с зернами здоровыми. И как такому зерну, в отличие от зерен неповрежденных гнилью, не помогает ни обильное орошение, ни воздействие животворного солнца, так и душам, погасившим в себе Дух Христов, трудно получить помощь от молитвы близких.
Часто приходится слышать упреки, что Церковь, мол, жестоко поступает по отношению к умершим некрещеным, а среди них встречаются очень хорошие и добрые люди. Так что же мешало хорошим людям стать членами Церкви? Наверное, у каждого были причины. Один боялся потерять положение, другой — должность, кто-то стеснялся или ему было некогда, но в основе всего лежит их неверие в Бога. И это неверие, отрицание Бога душа унесла с собой в загробную жизнь, где она уже новые качества не приобретает. И поэтому молитва за неверующего даже опасна для души молящегося.
Еще опаснее молиться за самоубийц, т. к. воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием.
Существует расхожее мнение, что есть специальный день, когда Церковь совершает молитвы за самоубийц. Это не верно. Такого дня нет.
Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению, которым душа их была заражена? Как восприять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это — подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.
Если человек по слабости плоти и имел грехи, но провел свою жизнь в истинном покаянии, в стремлении изжить их из себя, то стремление это и покаяние, становясь состоянием его души, переносится в мир иной при смерти человека и становится благодатной почвой для восприятия молитв живущих. Неверие же, жестокосердие, нераскаяние, насмешливое или враждебное отношение к Церкви — есть не что иное, как хула на Духа Святого. В Евангелии же сказано, что все может проститься человеку, но хула на Духа Святого не прощается.
Загробная участь душ, просветившихся истинной верой, но отошедших от нее или ее не принявших, приоткрывается из жития преподобного Макария Египетского:
Проходя по пустыне, преподобный нашел человеческий череп, который оказался черепом языческого жреца и заговорил с ним. Рассказывая про адские мучения, череп поведал: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас».

Домашняя молитва за самоубийц, некрещеных и неправославных

Молитва за умерших имеет двоякую цель: испросить у Бога милости усопшему и принести утешение живым. Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней и, учитывая вышесказанное, с мерами духовной предосторожности. Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным христианином и на молитву за некрещеного родственника взять благословение у священника.
В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни.
Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как.
На что старец ответил:
«Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:
«Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постава мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя».
Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную в предыдущей главе, для совершения до машней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника. Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.
По примеру этой молитвы можно молиться и за некрещеных (отошедших в жизнь вечную непросвященными верою Православной), а также крещенных, но отступивших от веры (отошедших в жизнь вечную в отступлении от Святой Православной Церкви).
В этом наставлении для каждого христианина, находящегося в подобном положении, есть много утешительного, успокаивающего душу в предании себя и покойного воле Божией, всегда благой и премудрой. А то, что некрещеные могут получать некоторое облегчение по молитвам, известно из разговора преподобного Макария Египетского с черепом языческого жреца.
Преподобный очень много молился об усопших и поэтому желал знать действие своих молитв. «Когда ты молишься за мертвых, — отвечал череп, — то мы чувствуем некое утешение».
Этот случай вселяет в нас надежду, что наши молитвы о несчастных, умерших некрещеными, принесут и им некое утешение. Не стоит забывать и о таком действенном средстве для облегчения участи умерших, как милостыня, которая в данных случаях приобретает особенное значение.
Великий грех не принять Спасителя и отвергнуть веру Православную, но милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать перед Ним за души усопших неправославных. Святой этот — мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году.
Однажды в видении блаженной Клеопатре святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христиане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших не крещенными в веру Православную.

Молитва святому мученику Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностью по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами Твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенный, умершия некрещеными, потщийся испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Участь младенцев, умерших некрещеными и погибших в утробе матери.

Участь младенцев, умерших некрещеными, всегда вызывает много вопросов. Действительно, если грех взрослых, не принявших Святое Крещение, очевиден, то должны ли за это отвечать младенцы, целиком и полностью зависимые от воли их родителей? Да и вообще, могут ли быть грехи у младенцев, особенно у тех, кто даже не появился на свет и погиб в утробе матери? Тем не менее Церковь их не отпевает и не поминает. Почему? Да потому что, не приняв Таинства Крещения, они не являются членами Церкви, не принадлежат Телу Христову со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В Евангелии сказано: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3,5), поэтому все некрещеные не наследуют Царство Божие, в том числе и некрещеные младенцы. Но неужели невинные младенцы окажутся в геенне огненной? Святые отцы отвечают отрицательно на этот вопрос из-за отсутствия вины младенцев в неприятии Бога. Вина эта полностью возлагается на их родителей. Участь же младенцев полностью возлагается на милосердие Божие. Поэтому родителям младенцев, умерших некрещеными, нужно уповать на милость Божию и каяться в том, что не позаботились о своем дитяти при его жизни и обрекли душу его на неопределенное положение в загробном мире.
Рассуждения эти относятся не только к младенцам, жившим и по каким-то причинам умершим, но и к младенцам, погибшим в утробе матери, т. к. Церковь всегда смотрела на зачатый в утробе матери плод как на человека. В любых обстоятельствах женщина-мать несет ответ перед Создателем за участь младенца в загробном мире, загубленного в утробе, даже если плод был извергнут невольно, т. к. гибель возможна либо по неосторожности матери, либо допускается попустительством Божиим за грехи родителей. Есть довольно веские основания считать, что большинство мертворожденных детей были зачаты родителями в те дни, в которые Церковь рекомендует супружеское воздержание. И хотя Церковь не молится за души младенцев, в утробе погибших, возлагая заботу о их участи на Милосердного Бога, домашняя молитва матери не возбраняется, а даже поощряется. Молиться можно молитвой, составленной Стефаном, архиепископом Вифлеемским, для матерей, невольно младенцев извергших, но не убивших сознательно: «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их Света Твоего Божественного».
В синодике митрополита Новгородского и Петербургского Григория была следующая домашняя молитва за некрещеных младенцев, нечаянно погубленных своими матерями: «Помяни, Человеколюбце Господи, души отшедших раб Твоих — младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некой неосторожности, и потому не приняли Святого Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию».
Эти молитвы не относится к матерям, сознательно убившим своего ребенка во чреве, сделав аборт, т. к. они являются убийцами, а специальной молитвы для убийц в Церкви нет. В отличие от младенцев, погибших нечаянно, души младенцев, погубленных в утробе по воле их матерей, в течение их короткой жизни испытали ужас и боль во время совершения их убийства, о котором они, связанные невидимой духовной нитью с матерью, знали заранее и с ужасом ожидали этого часа. Их мученическая смерть ужасна и от того, что совершалась она по воле и желанию их родителей. Воистину велик грех как матери, так и отца младенца, с согласия которого это убийство совершалось.
В прошлые времена мать-убийца, извергшая плод по своей воле, была довольно редким явлением. Церковь накладывала на таковых длительное время покаяния и не допускала до Святого Причастия 10 лет. Ныне детоубийство стало обычным явлением современной жизни и при общественном попустительстве многие не ведают, что творят. Если женщина совершила грех детоубийства или не позаботилась о крещении своего ребенка (а это уже грех убийства духовного) и он умер некрещеным, надо молить Господа о прощении своего греха, искупить грех добрыми делами: взять под свою опеку ребятишек из детского приюта, помочь многодетной семье, а если есть возможность, то взять в свою семью на воспитание брошенного ребенка. Заботиться нужно прежде всего о спасении своей души, предоставив Всемилостивому и Всеблагому Богу участь вашего младенца. В надежде не попасть в бездну мучений молите Господа простить ваш страшный грех.

О снах и явлениях умерших

Практически все сведения о загробной жизни получены живыми во время сновидений или от умерших, являющихся им по воле Божией. О сонных видениях, во время которых видевшие их получали важные для них сведения, написано во многих местах Священного Писания. Но в то же время из жития святых известно, как осторожно относились духовные люди к любым явлениям из загробного мира, будь они во сне или наяву, опасаясь бесовских искушений.
Современные люди, как правило не имеющие духовного опыта, очень часто из-за своего нездорового интереса к потусторонней жизни попадаются в сети лукавого. Некоторые, даже глубоко верующие люди, буквально одержимы размышлениями о своих снах. Каждое утро, просыпаясь, они начинают свой день не с молитвы, а с разбора и анализа своих сновидений. Любой сон они готовы истолковать, как Божье послание, даже не предполагая, что могут попасть под влияние князя тьмы, который потихоньку, исподволь, через вещие сны может изменить их жизнь и сделать своими рабами.
Нужно помнить, что сны-видения, в которых события воспринимаются ясно, как наяву и которые попускаются Богом с целью вразумить живущих, — явление довольно редкое. Но нужно ли именно нам такое вразумление? Недостаточно ли примеров из жития святых и случаев, приведенных в православной литературе? Для чего это нездоровое стремление познать все на своем опыте, подвергая себя опасности попасть под влияние духов тьмы — мастеров подделки под Ангелов света?
Из святоотеческого наследия известно достаточно случаев о кознях дьявола, который искушал праведников явлением бесов под видом усопших близких, святых и даже самого Иисуса Христа. И нужно отметить, что не все распознавали истинную суть явлений и были обмануты бесами в свою погибель, хотя обманутые и вели высокодуховный образ жизни. Тем более опасен всякий контакт с пришельцами из загробного мира для современных людей, не имеющих практически никакого опыта в духовной борьбе.
Если же вам приснился умерший близкий, а сон был необычен и больше был похож на явь, то сходите в церковь, подайте заказную записку о упокоении с именем умершего на литургию, подайте в память о нем милостыню, отнесите еду на панихидный стол. Будьте бдительны и при прочих явлениях в виде ангелов и святых. По своей греховности и духовной слабости вряд ли мы достойны явления истинных Ангелов света. Ну, а как быть, если пришельцы из загробного мира появились и даже заговорили? Как распознать, явились ли они по воле Божией или это искушающие нас посланники князя тьмы? «Испытывайте духов, от Бога ли они» — советует апостол Иоанн.
Крестное знамение — главное оружие против бесов.
Не выносят они Святого Креста и сами сотворить крестное знамение не в состоянии.
Расскажите о явлении духовнику.